ПОНЯТИЕ О БОГЕ
 


 

 
 

 

Глава I

ПОНЯТИЕ О БОГЕ

Видимо, это одна из самых сложных для понимания тем, поскольку Бог у каждого человека в Душе свой собственный, выстраданный им и понятый каждым настолько сугубо индивидуально, субъективно, насколько индивидуален и субъективен каждый человек. Достаточно сказать, что Бог — Един, что Он — Есть и это, подчас, единственное утешение для исстрадавшейся на Земле человеческой Души. Тайная Доктрина утверждает, что всё, что обычный человек может узнать о своём «Отце», есть то, что он узнает о себе, через себя и внутри себя. Душа его «Небесного Отца» воплощена в нём. Эта Душа есть он сам, если он успешен в ассимиляции Божественной Индивидуальности, находясь в своей физической животной оболочке. Что касается Духа Святого, то так же можно надеяться быть услышанным Абсолютом. Но мольбы будут напрасны, если к мощным словам человек не добавит мощных деяний и не сделает ауру (или систему энергетических тел воплощённого человека), которая окружает каждого из нас, такой кристально чистой, что Бог внутри нас сможет стать внешней силой.

Жажда существовать, стремление реализоваться, «волеизъявление к получению опыта», побуждение к контакту с неведомым и удалённым исконно присущи одушевлённым самосознательным Жизням нашей Солнечной системы (сверхчеловеческим и человеческим существам). Объяснение этого импульса, являясь космическим и зависящим от точки эволюции той Великой Жизни, Кем мы «живём, и движемся, и существуем» (Деяния, 17:28) и в теле Которой каждая форма есть всего лишь клетка или атом, для нас пока непостижимо. Всё, что может человек — это выстроить механизм, который сделает постижение возможным, и развить способности, которые позволят ему контактировать и быть в согласии с Тем, что находится как вовне, так и внутри его. При этом в нём пробуждается осознание того, что как желания, им движущие и побуждающие его к действию, так и стремления, принуждающие его к различным видам активности, не являются чем-то сугубо личностным и единственно реальным, но являются также частью активности того Целого, крошечной частицей которого он является. Он обнаруживает, что поток тех побуждаемых жаждой жить образов ума, которые овладевают его вниманием и образуют мотивирующие силы его жизни, не просто формируется им самим, но составляет часть потока образов космического Ума, возникающих в Универсальном Уме в результате активности космического Мыслителя, функционирующего как Жизнь нашей Солнечной системы.

Так истина и учение поднимаются из сферы индивидуального и становятся более широкими и общими.

И всё же необходимо попытаться подытожить те определения Господа, которые сложились к настоящему времени в оккультизме*, поскольку основополагающий Интеллект, который мы неопределённо называем Богом,— это Начало и Конец, неисповедимая точка отсчёта и завершения всего Сущего.

«Тайная Доктрина сообщает базисную истину оккультизма, по которой ГОСПОДЬ является «Вездесущим, Вечным, Беспредельным и Непреложным ПРИНЦИПОМ, о котором никакие рассуждения невозможны, т.к. Он превышает мощь человеческого разума. Он вне уровня и достижения мысли — это Единая, Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему. Это скорее Бытийность, чем Бытие, имеющее, с одной стороны, Абсолютное, Абстрактное Пространство, представляющее чистую субъективность, то единственное, что человеческий ум не может ни изъять из своего миропонимания, ни представить его как само по себе; с другой стороны — Абсолютное, Абстрактное Движение, представляющее Абсолютное Безусловное Сознание». (4; 1, 4-8) Из этого определения выделяем два основных пункта:

1. Коренное единство ультимативного естества каждой части, входящей в состав Природы — от звёзд до атома, от высочайшего Дхиан-Когана* до малейшей инфузории — в полном принятии этого термина, будет ли оно применено к духовному, либо к мыслительному и физическому миру.

2. Божество есть беспредельное и бесконечное распространение.

Итак, понятие Господа как синтетической ЕДИНОЙ РЕАЛЬНОСТИ или АБСОЛЮТНОЙ ЖИЗНИ, как далее мы её будем именовать в тексте, с её двойственным аспектом в обусловленной Вселенной есть основная аксиома оккультизма.

Единая Реальность при проявлении производит существование и бытие, т. е. Она и является коренной причиной двойственности, которая (видимая в объективности и пропадающая при исчезновении аспектов формы) обозначается многими терминами; из них для ясности перечислим лишь самые известные:

         тьма — свет,

         добро — зло,

         положительное — отрицательное,

         любовь — ненависть,

         отец — мать,

         жизнь — смерть,

         субъект — объект, и, наконец,

         ДУХ — МАТЕРИЯ.

ДУХ–СОЗНАНИЕ–СУБЪЕКТ и МАТЕРИЯ–СУБСТАНЦИЯ–ОБЪЕКТ, тем не менее, должны рассматриваться не как две независимые реальности, но как:

1. два символа или аспекта Абсолюта — Парабрамана*, в котором они синтезированы;

2. основу обусловленного Бытия, субъективного либо объективного;

3. Единое Абсолютное БЫТИЕ, символизированное конечным разумом;

4. метафизическую* триаду: Парабраман—Дух—Материя, которая и есть Корень, из которого исходит всё проявление.

Из «Божественного Пэмандра» (4; 1, 354): «Бог не есть Разум, но причина существования Разума; не Дух, но причина существования Духа; не Свет, но причина существования Света».

Тайная Доктрина дополняет, что Господь есть ни материя, ни дух; ни Ego, ни не Ego; ни субъект и ни объект, но первоначальная и вечная комбинация Пуруши — Духа и Пракрити— Материи. Дух — Пуруша, это Великое Дыхание, принимает характер Пре-Космической Мыслеосновы, которая не только снабжает руководящим разумом обширную задачу космической эволюции, но, как великая совокупность всех состояний сознания, есть корень каждого индивидуального сознания.
С другой стороны, Пре-Космическая Материя-Субстанция Мулапракрити* является тем аспектом Абсолюта, который лежит в основании всех объективных планов Природы, и субстратом Материи в различных стадиях её дифференциации.

Противоположение двух аспектов Абсолюта необходимо для существования Проявленной Вселенной. Независимо от Космической Субстанции Космическая Мыслеоснова не могла бы проявиться как индивидуальное сознание, ибо для развития сознания как «Я есть Я» необходимо средоточие Луча Космического Разума в физическом основании известной сложности. В свою очередь, отделённая от Космической Мыслеосновы Космическая Субстанция осталась бы пустой отвлечённостью, и никакое возникновение Объективности не могло бы произойти.

Современный закон сохранения энергии является только частью эзотерической аксиомы, что ничто, будь то в духовном, психическом или физическом царстве Бытия, не могло произойти из ничего. Не существует причины в проявленной Вселенной без соответствующих ей следствий в Пространстве или же во Времени; так же не может быть следствия без его первичной причины, которая сама обязана своим существованием ещё более высокой причине. Конечная и Абсолютная Причина навсегда останется для человека непостижимой и беспричинной Причиной. Это есть Абстракция, на пределе которой человеческий разум, как бы он ни был искушён в метафизических тонкостях, изнемогает и теряется.

Даже Сами Великие только смутно предчувствуют Единую Реальность, и хотя Им, в отличие от Их чела*, известны потаённые цели, но даже Они не прозревают конечный замысел. Им тоже приходится употреблять в Своём учении такие же бессмысленные термины, как Абсолютная Реальность и Окончательная Реализация.

ТЕОС, ИЛЬДАБАОФ, САВАОФ, ИЕГОВА, АДОНАЙ, ЭЛОЭЙ, ОРЕЙ, АСТАНФЕЙ, АЛЛАХ, ПАРАБРАМАН, ВИШНУ, ОЗИРИС, РА, БЭЛ, ЭЙНСОФ, ЗЕВС, ОДИН, ЕДИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, АБСОЛЮТ, САМА ЭНЕРГИЯ или ЖИЗНЬ — этими и многими другими именами за всю историю человечество называло Господа, пытаясь через имя Творца приблизиться к Нему, Тому, который является инициирующей причиной существования во времени и пространстве разнообразных форм и многочисленной иерархии чувствующих существ, составляющих совокупность всего сущего.

В каждой космогонии позади Божества «Творящего» и выше него пребывает Божество Превышнее, Планировщик, Зодчий, по отношению к которому Творец является лишь выполняющим посредником. И ещё выше, над и вокруг, внутри и вовне находится Непознаваемое и Неведомое, Источник и Причина всех этих Эманаций.

Для нашей Солнечной системы Единая Жизнь становится устойчивой сознательной сущностью (Логосом), проявляясь через материю Солнечной системы и представляя собой совокупность энергий, всех состояний сознания и всех форм существования внутри этой системы, которая, в свою очередь, является составной и неотъемлемой частью других систем на других уровнях.

Цель, ради которой Единая Жизнь принимает форму проявленного Бытия,— это эволюция Света через развитие Сознания.

Лучшие умы человечества не устают в попытках логически и рационально обосновать бытие Бога и веру в Него. Согласно Канту (и в полном соответствии с оккультизмом), например, бытие Бога решительно недоказуемо, но это не является, тем не менее, основанием для утверждения, что Бога нет. На сегодняшний день имеется шесть наиболее известных доказательств бытия Бога (35; 74, 141, 318, 449):

1. Онтологическое (от греч. ontos — сущее и logos — разум; учение о бытии) доказательство бытия Бога из наличия субъективной идеи высшей сущности выводит её объективное существование; если бы Бог существовал не в действительности, а лишь как идея, этот недостаток противоречил бы понятию Бога как наисовершеннейшей, наиреальнейшей Сущности.

2. Психологическое доказательство бытия Бога исходит из наличия идеи Бога в сознании (т. е. из переживании Бога) и утверждает, что само сознание не может быть достаточным основанием для наличия в нём идеи Бога; следовательно, основу должна составлять внешняя причина сверхчеловеческого порядка (т. е. Бог как существующий).

3. Космологическое доказательство бытия Бога проводит временную связь от существования мира к его создателю. От обусловленности всего сущего к последней безусловной, в себе Сущей, Абсолютной Сущности, к Богу, Который является несводимой дальше Причиной.

4. Телеологическое (от греч. talos — конец, цель, завершение и logos — учение; телеология — учение о цели или целесообразности) доказательство бытия Бога исходит от целесообразности и порядка мира и приходит к его премудрому Архитектору.

5. Моральное доказательство бытия Бога из наличия нравственного сознания выводит его создателя из «морального миропорядка» или из «морального миропорядка» выводит основателя этого миропорядка.

6. Волюнтаристское (от лат. voluntas — воля: волюнтаризм утверждает в качестве основной функции психической жизни не интеллект, а волю) доказательство бытия Бога исходит из того, что человек стоит на высшей из трёх ступеней — сущего, живого и познающего. Но он не всемогущ, т. к. может не всё, чего хочет. Следовательно, должна существовать некая высшая сила над ним, которая является всемогущей: Бог.

Итак, Бог для человечества — сингулярен. Но мы заняты поиском истины гораздо более грандиозной, чем мы сами. Наука говорит, что Бог должен существовать. Разум утверждает, что он никогда не сможет понять Бога, а сердце подсказывает, что человек для этого вовсе не предназначен.

 

 



Copyright © 2002-2014 А. М. Храброва; Все права защищены