АНГЕЛОЛОГИЯ
 


 

 
 

 

Глава ХI

ВНЕЗЕМНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ИЛИ

ОСНОВЫ АНГЕЛОЛОГИИ

Неиссякаемое желание познать посланников Бога, Его вестников и посредников между Ним и людьми сопровождает всю человеческую историю.

Особенность материального существования человека предопределила его стремление познать в доступном ему понимании временно­пространственный аспект мира ангелов; так родилась космография и ангелология. Но та же особенность стала преградой познавания и перевела этот вопрос из плотского на духовный уровень, ставший единственным методом ангелологии и космографии. Естественным следствием стали труды философов, теологов и мистиков, основанные прежде всего на мистическом опыте и — в теории — на изучении мировых Писаний.

Процесс «созидания» или, вернее, образования органической Вселенной, со всеми её единицами семи Космических Планов, нуждается в Разумных Существах, которые коллективно превратились в Единое Существо или же Творящего Бога, уже дифференцированного из Абсолютного Единства на самых первых «стадиях» творения Вселенной на заре Маха-Манвантары.

Каждая сотворённая сущность выявляется в силу присущей или свойственной ей природы. Сонмы высоких духовных Сущностей были рождены последовательно для труда «творения», как проводники для проявления Божественной Мысли и Воли. Все они едины, но аспекты их на различных планах Бытия различны. Это Иерархии духовных Существ, в которой каждая имеет свою индивидуальность или свою особую жизнь, с известной долей свободы в действиях и соответствующей ответственностью. Каждая духовная Сущность включена в ещё более обширную Индивидуальность, которой подчинены её личные интересы. Каждая заключает в себе ещё меньшие индивидуальности, которые составляют её жизнь.

Они есть Разумные Силы, дающие и устанавливающие в Природе её «законы» и, в то же время, сами они действуют согласно Законам, возложенным на них аналогичным образом ещё более Высокими Силами.

Доктрина учит, что для того, чтобы стать Богом, даже высочайшие Духовные, Первозданные Разумы должны были пройти через человеческую ступень развития. Когда мы говорим «человеческую», то это приложимо не только к нашему земному человечеству, но и к обитателям других миров, т. е. к тем разумам, которые достигли надлежащего равновесия между Материей и Духом (достигнутого теперь и нами). Каждое сущест­во должно завоевать себе право стать богоподобным через личный опыт. Гегель, великий мыслитель Германии, должен был знать или интуитивно чувствовать эту разницу, когда сказал, что «Бессознательное развило Вселенную лишь в надежде достичь ясного самосознания» (4; 1, 96), другими словами — стать человеком. Это также объясняет скрытый каббалистический смысл изречения: «Дыхание становится камнем; камень— растением; растение— животным; животное — человеком; человек— духом и дух — Богом» (4; 1, 154). «Разумом рождённые Сыны», «Дхиан-Коганы», «Строители» и т.д. — все были людьми разных форм и обликов в других мирах и в предыдущих Манвантарах. Это Существа Высших Миров в Иерархии Бытия. Настолько неизмеримо высоки они, что людям они кажутся Богами и коллективно — Богом.

Дэвы, Питрисы, Риши, Суры и Асуры, Даитьи и Адитьи, Данавы и Гандхарвы — бесполезно приводить их древние имена, ибо это лишь может создать путаницу. Многие из них могут быть найдены в Христианской Иерархии божественных небесных Сил. Все эти Ангелы Престола и Господства, Начала и Силы, Херувимы и Серафимы, Демоны и разнообразные Обитатели Небесного Мира являются современными копиями архаических прототипов. Самый символизм в их именах, переложенный и переведённый на греческий и латинский язык, достаточно свидетельствует об этом. В различных системах верований эти высокие духовные Сущности известны как Боги древнегреческой мифологии, Апостолы и Архангелы христианства, Элохимы и «Вестники» иудаизма, Аххи и Дхиан-Коганы древних восточных религий. В Библии имеется несколько определений для «ангелов», ясно показывающих, что этот термин определяет скорее существа, чем то, что обычно понимается. Они называются «Звёздами Утра», «Пламенеющими Огнями», «Мощными». Апостол Павел видит их в своём космогоническом видении как «Начала» и «Силы». Подобные наименования исключают идею личности, и мы вынуждены думать о них, как о безличных существованиях, как о воздействии духовной субстанции, или сознательной силы.

Эволюция Богопонятия идёт рука об руку с умственной эволюцией человека. Древние обожествляли силы Природы — и были совершенно правы. Сегодня для церкви существует два вида Сидеральных (небесных) Существ — Ангелы и Дьяволы. В оккультизме такого различия нет. Не Ангел и не Дьявол награждает или карает человека, но сам человек своими деяниями создаёт Карму, привлекая индивидуально или коллективно (иногда в случае целой нации) всякое зло и бедствие. Мы сами порождаем причины, пробуждающие соответствующие силы в Сидеральном Мире, которые магнетически притягиваются и воздействуют на тех, кто породил подобные причины — безразлично, будут ли подобные лица в действительности злодеями или же просто «мыслителями», замышляющими зло, поскольку мысль есть материя, как учит нас современная наука, которая с каждым днём всё больее сознательно втягивается в поток оккультизма.

Каждый Мир имеет своего Правителя. Сейчас мы постараемся, насколько это возможно, раскрыть конкретные образы этих высоких Духовных Сущностей.

Первый среди Первозданных есть Изначальный Логос — непосредственная эманация от Абсолюта, непроявленный в материи Луч.

От Изначального Логоса для каждого из семи путей развития проявлены семь Творческих Духовных Сущностей — Сефиротов. Первые Первозданные есть высочайшие Существа на лестнице Бытия. Они — Архангелы Христианства, те, кто отказались творить или, вернее, размножаться — как поступил Михаил
в последней системе. Согласно древним манускриптам, каждый из семи Первозданных контролирует ДВЕНАДЦАТЬ ИЕРАРХИЙ духовных Сущностей, принимающих участие в Творении, символически отражённых в 12 знаках Зодиака. Из этих двенадцати выделяются четыре Главные Иерархические группы, состоящие (эзотерически) из Божественного Пламени и называемые «Огненными Львами» и «Львами Жизни», эзотеризм которых надёжно скрыт в знаке Льва Зодиака.

Каждая из двенадцати Иерархий состоит из трёх Династий: Строителей, Планетных Духов и Липиков. Каждая из них подразделяется на три главные группы. Группа снова делится на семь подгрупп и т. д., пока ум не потеряется в бесконечном перечислении небесных Существ, каждый из которых имеет свою определённую задачу в управлении видимым Космосом на протяжении его существования.

Говорят, что на Иерархиях и на точных числах этих Существ— незримых нами, за исключением очень редких случаев — зиждется тайна всей Вселенной.

Первая династическая группа Строителей созидает, или воссозидает, каждую «Систему» после «Ночи» Пралайи. Вторая династическая группа Строителей является зодчим нашей планетной системы исключительно. Третья — Прародители нашего Человечества.

Первая группа Планетных Духов является вдохновляющими Духами Звёзд и, в особенности, Планет. Они управляют судьбами людей, которые все рождаются под тем или иным созвездием. Вторая и третья группы Планетных духов принадлежат к другим системам, но несут те же функции и управляют различными отделами Природы.

«Липика» от слова lipi — «писание» — буквально означает «писец» (Слово, Глас и Дух). Мистически эти Божественные Существа связаны с Кармой, законом Воздаяния, ибо именно они и есть те самые «Летописцы», которые запечатлевают на невидимых нам скрижалях Астрального Света великую галерею картин вечности — точное отражение каждого деяния и даже мысли человека и всего того, что было, есть и будет в проявленной Вселенной. Это божественное и невидимое полотно есть Книга Жизни. Именно Липики из пассивного Космического Разума проектируют в объективность идеальный план Вселенной, по которому «Строители» воссоздают Космос после каждой Пралайи. Вечная Летопись — это не фантастическая мечта. Бледное и скромное подобие ей можно усмотреть в действии земных эгрегоров. Липики являются Божествами, связанными не со смертью, а с Вечной Жизнью. Будучи связанными с судьбой каждого человека и с рождением каждого ребёнка, жизнь которого уже намечена в Книге Жизней — не по воле рока, но потому, что Будущее, так же, как и Прошлое, всегда живёт в Настоящем — Липики также оказывают влияние на астрологию. Кроме этого, к компетенции Липиков относится охрана Кольца «Не Преступи». Что это такое? Кольцо «Не Преступи» — это символическая граница между материальными и духовными мирами, которая выступает в качестве закона Абсолюта: «Каждое Творение Господа принадлежит своему Миру и своей Манвантаре». Никто из Духов, за исключением Летописцев (Липиков), никогда не переступил запрещённой линии этого Кольца. Также никто не переступит её до дня следующей Пралайи, ибо это есть граница, отделяющая Конечное — как бы ни было оно бесконечно для человеческого глаза — от истинно Бесконечного.

К человеческой схеме развития относится Иерархия Дхиан-Коганов. К ней принадлежат семь степеней чисто Божест­венных Духов; в том числе к шести низшим относятся Иерархии, которые могут быть иногда видимы и слышимы людьми и которые сообщаются со своим земным потомством, неразрывно связанным с ними, поскольку каждый Принцип* (оболочка или тело) в человеке имеет свой непосредственный источник в природе этих великих Существ.

Династия Дхиан-Коганов двоична по своей природе. Природа эта составлена из неразумной и грубой энергии, присущей Материи, и Разумной Души или Космического Сознания, которое руководит и направляет эту энергию, отражая представления Космического Разума. Результатом такой двоичности являются постоянные чередования физических проявлений и моральных следствий на Земле в течение манвантарических периодов. Весь процесс в целом подчинён или подлежит Карме, над которой довлеет закон Несовершенства, поскольку Великие Реальности (именно ими являются для человечества Дхиан-Коганы) также находятся в процессе развития и эволюционного раскрытия. Поэтому до тех пор, пока Они, как духовные Существа, не развили высокий контроль над субстанцией Своих феноменальных форм, этим формам будет недоставать божественного совершенства.

Каждый Дхиан-Коган должен был стать им; он не может родиться или внезапно появиться на сцене жизни, как вполне развитая Духовная Сущность. Ангелы стремятся стать Чело­веком. Совершенный Человек, Бого-Человек, превыше всех Ангелов. Небесная Иерархия настоящей Манвантары в следующем цикле жизни будет переведена на высшие Миры и уступит своё место новой Иерархии из избранных среди нашего человечества. Бытие есть бесконечный цикл внутри Единой Абсолютной Вечности, в которой продвигаются бесконечные внутренние циклы, обусловленные и конечные. Боги, созданные таковыми без каких бы то ни было личных заслуг и совершенные только в силу особой непорочной природы, присущей им, явились бы перед лицом страдающего и бьющегося человечества символом вечной несправедливости и вечным преступлением. Это есть аномалия и невозможность в Природе.

В тайной доктрине Иерархия Дхиан-Коганов представлена Кумарами, Дэвами-Махараджами, Херувимами и особым классом Питрисов (или Питри). Их роль в эволюции человечест­ва глубоко эзотерична и сейчас может быть раскрыта только в общих чертах.

Из всех семи великих подразделений Дхиан-Коганов нет другого, имеющего большее касание до человечества, нежели Кумары, которые отказались создавать материальную сущность человека, но имеют прямое отношение к эволюции духовности.

Следующие представители этой Иерархии — Дэвы, «Четыре Махараджи», эзотерически возглавляющие каждый одну из частей Света. Эти Ангелы — «Держатели» или «Охранители Мира» (в нашем видимом Космосе) — называются Индра (восток), Яма (юг), Варуна (запад) и Кувера (север). Каждый обладает определёнными оккультными свойствами. Эти Существа также связаны с Кармой, поскольку Карма нуждается в выполнении её указов физическими и материальными посредниками. «Четыре Махараджи» являются охранителями человечества от рождения до смерти, в то время как Липики заботятся от смерти до очередного рождения человека.

На еврейском языке слово «Херувим» означает полноту знания. Действительно, Херувимы названы так в силу их превосходного Знания. Основная задача Херувимов — охрана входа в область Сокровенного Знания.

Питри подразделяются на семь классов и два вида. Семь классов Питри: первые три Арупа* — бесформенные, разумные и духовные — и четыре плотских, материальных и лишённых разума. Каждый из семи классов Питри снова подразделяется на семь. Для человечества особый интерес представляют два вида — Агнишватта* и Бархишады*. Первый и наивысшийАгнишватта; Бархишады занимают место пониже на лестнице эволюции.

Бархишады или Лунные Питрисы обладают «творческим огнём», но лишены высшего элемента Манаса — Разума; это правящие духи эфироастрального света. Именно они являются нашими Предками, создателями физического человека; в силу своей эфироастральной сущности они наиболее тесно связаны с Землёй, с её грубой материей. Они являются Прародителями формы на физическом плане Материи, отбрасывая бессознательный астральный образец физического существа. В развитии физических тел они проходят элементарную, минеральную, растительную и животную формы, чтобы в Человеке достичь своей высшей цели.

Комментарий гласит: «Выявив свои тени и создав людей из единого Элемента (Эфира), Прародители снова восходят в Маха-Лока, откуда при обновлении Мира они периодически сходят, чтобы дать рождение новым людям. Тонкие тела остаются без разумения (Манаса) до пришествия Сура (Богов), ныне называемых Асура (Не-Боги (4; 2, 117).

Агнишватта, Солнечные Ангелы или Ангелы Хранители наших Душ обладают «священным огнём» и являются создателями «Внутреннего Человека». Эзотерическое имя Солнечных Ангелов, одаривших человечество сознательным и бессмертным Эго, буквально означает «Владыки (Натх) неуклонного, постоянного благочестия (Пранидхана)». Тайная Доктрина называет их «Сердцем» Дхиан-Коганической группы.

Из Древнего Комментария: «Они слишком близки к Абсолютной Причине. Они силы преходящие и латентные, которые разовьются лишь в грядущих и последующих стадиях» (4; 2, 100).

Агнишватта обладают пятым принципом — Манасом,— но лишены «грубого творческого желания», потому что уже сбросили свои астральные тела и не способны создать физического человека, но играют первостепенную роль в духовной эволюции человечества, работая над его разумным самосознанием. Е. П. Блаватская сообщает (4; 2, 119), что Арупа Питри, состоящие из мыслительной субстанции, были просто осуждены законом Кармы и эволюции на новое рождение через воплощение на Земле. В конечном итоге, именно с ними должна синтезироваться человеческая цивилизация в Иерархию Богов.

Может возникнуть справедливый вопрос: «Почему высший класс Агнишватта не принял первоначального участия в эволюции человека, почему первыми были Лунные Питри?» Ответ на этот вопрос несложный, если усвоить непреложный закон Вечного Движения, циклического и спирального и потому вечно прогрессирующего даже в его ретрогрессиях — возвратах. Вспомним о бесконечных сериях Манвантар и ещё раз зададим себе этот вопрос при изучении Доктрины эволюции Монад: становится понятным логическое следствие того, что последние в предыдущей Манвантаре должны стать первыми в Манвантаре последующей и подготовить материю человеческой формы для возможности проявления в ней Разума, который несут в себе Агнишватты — вот почему первые стали последними. Каждый класс Создателей одаряет человека тем, что он должен дать, в своё время.

Определённые энергии образуют тела определённых жизней, которые мы называем дэвами, а поскольку мы живём в мире энергий, то поэтому мы постоянно работаем в телах жизней; так же, как мы влияем на них, так и они влияют на нас. Существует тесная связь между всеми эволюциями природы, от Солнца в небесах до самой скромной травинки. Эта связь осуществляется через дэва-эволюцию, которая служит передающей и преобразующей силой во всей Системе. Дэвы представляют женский полюс, так же как люди представляют мужской полюс. Наиниз­шие типы дэв или строителей на эволюционном пути — это фиолетовые дэвы; далее идут зелёные и, наконец, белые дэвы. Все они управляются четвёртой особой группой. Они контролируют экзотерические процессы, процессы существования физического плана. Дэвы не страдают от боли, как страдает от неё род человеческий. Скорость их ритма устойчивее, но и в согласии с Законом. Они растут благодаря пониманию выстроенных форм и совершённой работы и благодаря радости, которую они от них получают. Дэвы строят, а человечество разрушает; разламывая формы, человек обучается благодаря неудовлетворённости. Так достигается покорность работе великих Строителей.

Дэвы растут и развиваются благодаря чувствованию, а не благодаря способности к сознательному мышлению. Если человечество развивается по самой трудной в Солнечной системе линии самосознательной и самоинициируемой реализации че­рез посвящения и наложение более высоко ритма, то Дэвы следуют линии наименьшего сопротивления. Они стараются постичь и ощутить через максимальный прилив чувства (чувствительности) вибрацию вещей, каковы они есть. Поэтому их метод есть постоянно повышающаяся интенсивность чувствования текущего момента объективной нереальности, или материальных вещей. Дэвы стремятся чувствовать, тогда как человек стремится знать. Поэтому для Дэвов не существует таких расширений сознания, какие мы называем посвящениями. В своё время произойдёт сближение и связь между дэвами и человечеством будущего. Такое сближение, будучи неизбежным, принесёт человеческой иерархии не только благотворные результаты. Прежде, чем будут усвоены истинный метод контакта и мудрое использование результатов этого сближения, придётся пережить много страданий и горького опыта. Если вспомнить, что дэвы в своей совокупности представляют собой материнский аспект, великих строителей формы, питающих то, что ещё не способно сохранять себя, то любое возвращение человека к более тесной зависимости от дэв будет походить на то, как если бы взрослый человек вернулся под опеку своей матери, отдав уверенность в себе в обмен на материальные блага. Дэвы являются матерью формы, но самосознательной единице — человеку — нужно осознать свою зависимость от формы и последовать по пути самовыражения. Об этом следует размышлять, поскольку в грядущие дни, когда единицы начнут повсеместно соприкасаться с дэвами и неизбежно за это расплачиваться, понимание причин поможет человеку осознать необходимость отмежевания от этих Сущностей в трёх мирах. Сближение между этими линиями эволюции становится возможным на плане буддхи, поскольку в этом случае оно является сближением между двумя сущностями, а не сближением конкретного с сущностью. Человек, функционируя в материальных, субстанциональных формах в трёх мирах, не должен преступать линию, разделяющую две эволюции. Контакт может быть позволен только на планах солнечного огня, или на Космических эфирных уровнях. На планах же Космического физического плотного Плана (наших ментальном, астральном или физическом уровнях) такой контакт приводит только к беде. Говорю об этом потому, что опасность уже реальна и близка.

Отдельного освещения требует вопрос об Элементалах, сыновей Фохата*, этих Силах Природы или Психических Духах Природы, порождённых различными видами движения Материи. Тесная связь Элементалов, направляемых безошибочной рукой Владык, с элементами чистой Материи выявляется в наших земных феноменах как свет, тепло, магнетизм, электричество, звук и т. д. Таким образом, Элементалы есть невидимые и неуловимые для обычного человека, но действующие причины сверхчувственного состояния Материи в движении, лишь следствия которых мы можем постичь. Но позади Элементалов стоит высшая, нуменальная причина, Разум, сущность которого и порождает бесчисленные миллиарды Элементалов. Очень образную аналогию для понятия Элементалов приводит Е. П. Блаватская (4; 1, 198). Шумят колеса едущей повозки, которой управляет возничий. Если возничий остановит повозку, то шум колес прекратится, и мы его не услышим. Возничий — Элементал; повозка — Материя. Шум — фиксируемое нами взаимодействие Элементала и сверхчувственного состояния Материи в движении. Собственники повозки, задающие направление её движения — господствующие Дхиан-Коганы.

Есть также Боги — иерархические правители различных групп элементов Огня, Воздуха, Воды и Земли на их собственных планах существования. Подчинённые им элементалы располагаются на более низшей ступени эволюции. Это, например, более плотные формы газообразной жизни, часто называемые саламандрами, элементалами огня. Они находятся под прямым контролем Владыки Агни, Владыки пятого ментального уровня Космического Физического Плана. Эти огненные жизни содержатся во всём, что горит, в тепле, которым держится вся жизнь на Земле и которое вызывает процветание всего живущего. «Наш Бог есть огнь поядающий», (Второзаконие, IV, 24; К евреям, XII, 29) — относится, в основном, к Агни, контролирующему фактору нашей эпохи. Дэвы огня будут играть всё более важную роль во всех земных процессах. Им предоставлена работа подготовки Нового Века, нового мира, цивилизации и нового континента. Последний великий переход проводился под управлением Варуны — Управителя планеты Уран. В настоящем мировом цикле Агни доминирует, хотя Индра — Владыка буддхического или интуитивного уровня — уже осуществляет тонкий, но постоянно усиливающийся контроль. Со временем Индра обретёт полный контроль, и утвердится век воздуха. Всё более и более, по мере проявления буддхического принципа и достижения единства, мы будем свидетелями установления века воздуха. Подтверждение этого можно видеть в постепенном освоении человеком воздушного пространства. В эзотерическом смысле всё в будущем станет легче, более утонченным и эфирным. Я стараюсь тщательно выбирать слова.

Подытожим эту сложнейшую тему — «Ангелология». Весь Космос руководим, контролирован и одушевляем почти бесконечными сериями Иерархий сознательных Существ, из которых каждая имеет предназначенную миссию и, как бы мы их не назвали, является посредниками Кармических и Космических Законов. Они разнятся бесконечно в своих соответственных степенях сознания и разума. Называть их чистыми Духами, без единой земной примеси, которая одна есть добыча времени, было бы потворством поэтическим фантазиям. Ибо каждое из этих Существ или было человеком в предыдущей Манвантаре, или готовится стать им, если не в настоящей, то в грядущей Манвантаре. Они есть усовершенствованные люди, когда они не являются людьми в зачаточном состоянии; и в своих высших, менее материальных сферах, они отличаются морально от земных человеческих существ лишь в том, что они лишены чувства самости и человеческой эмоциональной природы — двух чисто земных характеристик. «Усовершенствованные» освободились от этих чувств, потому что не имеют больше плотских тел, постоянно отяжеляющих душу, в связи с чем чистый духовный элемент становится более свободным. Они менее подвержены влиянию майи,* нежели это когда-либо будет возможно для человека, если только он не станет Адептом, который держит свои две личности — духовную и физическую — совершенно разъединёнными. Зачаточные Монады, никогда ещё не имевшие земных тел, не могут иметь чувство личности или самости. То, что подразумевается под личностью, есть ограничение; по Coleridge: «Индивидуальность, существующая сама по себе, но с особой природой, как основание» (4; 1, 343). Эта формулировка, конечно, не может быть применена к нечеловеческим Существам. Поколения ясновидцев настаивают, что никто из этих Существ, высокий или низкий, не имеет индивидуальности в смысле, придаваемом человеку. когда он говорит: «Я есть сам и никто другой». Другими словами, они не признают такой определённой разъединённости, какая существует среди людей и вещей на Земле. Индивидуальность есть характерный признак их коллектива — соответственных Иерархий, но не отдельных единиц. Признаки эти разнятся только со степенью плана, к которому эти Иерархии принадлежат. Чем ближе к области Однородности и Единому Божественному, тем чище и менее подчеркнута индивидуальность в Иерархии.

Они предельны во всех отношениях, исключая своих высших принципов — бессмертных Искр, отражающих космическое, вселенское, божественное Пламя, которое индивидуализируется и разъединяется лишь в сферах Иллюзии, через дифференциацию такую же иллюзорную, как и всё остальное.

Они суть «Живые Существа», ибо они суть реки, истекающие от Абсолютной Жизни; Существа, жизнь которых не может быть потушена до тех пор, пока огонь неведения не потушен в тех, кто чувствует эти «Жизни». Они не «помогающие» и не «охраняющие» Ангелы, ещё менее «Вестники» гнева какого-либо Бога, созданного человеческой фантазией. Прибегать к их защите так же глупо, как и верить, что их благосклонность может быть обеспечена жертвоприношением. Причина этого очевидна. Не имея личности в сущности своей, они не могут иметь личных качеств, подобных тем, которыми в экзотерических религиях люди
наделяют своего антропоморфического Бога — Бога ревнивого и нетерпимого, который радуется и испытывает гнев, благосклонно принимает жертвы и более деспотичен в своём тщеславии, нежели ограниченный и неразумный человек.

Человек, будучи сложен из сущностей всех небесных Иерархий, может стать в некотором отношении выше всех и любых Иерархий. Сказано, что человек не может ни умилостивить, ни приказать Дэвам. Но, парализуя свою низшую личность и, благодаря этому, достигая полного знания неотделимости своего Высшего Я от Единого Абсолютного Я, человек может даже в течение одной земной жизни стать, как «один из нас». Так, вкушая плоды знания, рассеивающего невежество, человек может стать одним из Элохимов или Дхиани; раз достигнув их плана, Дух Солидарности и совершенной Гармонии, царствующий в каждой Иерархии, должен распространиться на него и охранить его во всех случаях.

Строго говоря, каждый так называемый «Дух» есть разво­площённый или будущий человек. Ибо от высшего Архангела (Дхиан-Когана) до последнего сознательного Строителя (низшего класса Духовных Сущностей) — все они являются людьми, жившими эоны тому назад в других Манвантарах на этой или других сферах. Один тот факт, что какой-то Дух одарён Разумом, является для оккультиста доказательством, что подобное сущест­во было человеком и приобрело свои знания и разум на протяжении человеческого цикла. Низшие Элементалы, полуразумные и неразумные, суть будущие люди. Во Вселенной есть лишь одно неделимое и абсолютное Всеведение и Разум, которое трепещет в каждом атоме и малейшей точке беспредельного Космоса. Первая дифференциация Его отражения в Проявленном Мире чисто духовная, и Существа, зарождённые в нём, не имеют сознания, которое мы себе представляем. Они не могут иметь человеческого разума и сознания до тех пор, пока не приобретут его лично и индивидуально в результате земного опыта проживания. Это очевидный факт эзотерической философии.

Весь порядок Природы свидетельствует о прогрессивном продвижении по направлению к Высшей Жизни. План просматривается в действии самых, казалось бы, слепых сил. Весь процесс эволюции с его бесконечными приспосабливаниями является доказательством этому. Непреложные законы, истребляющие слабые виды для очищения места сильным и тем утверждающие дарвиновский тезис о «переживании наиболее приспособленного» (4; 1, 345), хотя и жестоки в их непосредственном действии, тем не менее, все они работают для великого завершения. Самый факт, что эти приспосабливания происходят и что наиболее приспособленные переживают в борьбе за существование, указывает наличие направляющих и организующих Высоких Планетарных Духов (Дхиан-Коганов), орудиями которых являются полуразумные существа (Элементалы). Эта совокупность Духовных сил образует Проявленный Глагол Непроявленного Логоса и составляет одновременно Разум Космоса и Его Непреложный Закон.

 

 



Copyright © 2002-2014, А. М. Храброва. Все права защищены.