НАЧАЛО...
 


 

 
 

 

Глава XII

НАЧАЛО ТВОРЕНИЯ

Тайная Доктрина утверждает: «Ничто не сотворено, всё лишь преображается. Ничто не может проявить себя в этой Вселенной (начиная от небесного тела, кончая смутной, мимолётной мыслью), что уже не существовало бы в ней; всякая вещь на субъективном плане есть вечное есть; так же, как всякая вещь на объективном плане есть вечно становящееся — ибо всё преходяще» (4; 1, 711).

Сокровенное знание учит постоянному развитию всего сущего: как Миров, так и их Творцов, как Вселенных, так и атомов, и это чудесное развитие не имеет ни постижимого начала, ни воображаемого конца.

Наша Вселенная — лишь одна из бесконечных, бесчисленных Вселенных, и все они — звенья в великой космической цепи Вселенных, причём каждая есть следствие предыдущей и причина по отношению к следующей.

Эзотерическая философия утверждает, что во время Маха­пралайи «Центральное Солнце» Абсолюта пассивно излучает Творческий Свет; причинность в этот период латентна. И лишь во время активных периодов Бытия оно изливает поток беспрерывной Энергии, вибрирующие токи которой приобретают больше деятельности и мощи с преодолением каждой новой ступени семеричной лестницы Бытия, по которой они восходят.

Пространство было и есть всегда, в любом проявлении Абсолюта, будь то Пралайя или Манвантара. Но в состоянии до-Космическом — в цикле Пралайи, однородно и едино — оно было вне своих аспектов Творца, Сохранителя и Разрушителя.

Состояние Все­Единства во время Пралайи, перед первым трепетом пробуждающегося Проявления, когда Изначальная Субстанция, в которой заключены непроявленные Дух и Материя, ещё не перешла из своей до-космической непроявленности в дифференцированную объективность, может быть только символизировано — описать его невозможно. Но даже это абсолютное состояние Все-Единства всё же относительно, поскольку оставлена возможность для дальнейшего абсолютного совершенствования, в соответствии с высшим уровнем превосходст­ва следующего периода деятельности — по аналогии: совершенный цветок должен перестать существовать, как прекрасный цветок, чтобы преобразоваться в совершенный плод.

Образнее и короче, чем в Библии, пожалуй, невозможно описать отправную точку начала Творения Мироздания, пробуждения после космической Пралайи: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог. В нём была жизнь» (Иоанн, 1, 1, 4). Когда мы читаем эти слова, наши умы ретроспективно видят начало созидательного процесса, когда звуком говорил Бог — и создавались миры. Было сказано, что «главное средство, благо­даря которому вращается колесо Природы в направлении явлений,— это звук» (1; 132), т. к. изначальный звук или слово инициирует вибрацию материи, из которой создаются все формы, и начинают активность, которая характерна даже для атома субстанции.

Процесс инициации вибраций (или движения) повторяется после каждой Пралайи перед началом новой Манвантары или периода сознательного, индивидуального Бытия, когда Всемирный Разум Абсолютной Жизни — Логос — производит первую Божественную Мысль того, что должно было быть, когда вещи ещё не существовали в форме, но уже были в идее, по­скольку духовные прототипы всех вещей существуют в мире нематериальном ранее, чем эти вещи становятся материальными на Земле.

Сейчас мы можем только кратко сообщить, что таких «мыслей», или путей развития Вселенной есть СЕМЬ, каждый из которых проявляется в ДВЕНАДЦАТИ ВАРИАНТАХ БЫТИЯ. Каждый из двенадцати вариантов, в свою очередь, имеет ЧЕТЫРЕ ПОДВАРИАНТА эволюционного пути. «Свёртывание» или «растворение» Вселенной происходит в обратном порядке. Такая сложность путей эволюции обусловлена необходимостью надёжности ТВОРЕНИЯ и наибольшего приближения к идеалу Абсолюта, когда безграничная субъективность развивается в безграничную объективность, вне всякого отношения к размеру, или к ограничению, или к пространству.

Итак, Изначальная Субстанция воспринимает отпечатки Божест­венной Мысли — ЛОГОСА — и, побуждаемая Фохатом, начинает длиннейшую серию своих дифференциаций, сохраняя Всемирное Единство. Эта Односущность Абсолюта под тремя аспектами — Логос — Фохат — Изначальная Субстанция — есть первая и основная догма Оккультизма, которая даёт возможность представления и познания Божества через его творения.

Ни в одном из человеческих языков нет достойных слов для описания грандиозной картины творения. Это можно только запечатлеть через мгновенные вспышки чувствознания. Поэтому метафизические абстракции являются единственно возможными для представления причин физических конкретностей. Эти абстракции становятся всё более и более конкретными по мере их приближения к нашему уровню существования, пока они, наконец, не выявятся в форму материальной Вселенной. Только метафизическими абстракциями можно обозначить понятия о:

1) Логосе,

2) Фохате,

3) Изначальной Субстанции.

1) Наиболее открытым для понимания, на поверхности этого образа, для нас является ЛОГОС — Всемирный Разум Абсолютной Жизни. Разум тройственен, как и всё в природе, и представляет совокупность состояний сознания, определяемых как Мысль, Воля и Чувства. Логос есть первое проявление Абсолютной Жизни в конце Пралайи как постоянная возможность разумной деятельности и причина проявления Иерархий высочайших творцов эволюции — Дхиан-Коганов.

2) Но что такое ФОХАТ, нечто, что побуждает идеальные прототипы развёртываться изнутри, то есть пройти постепенно все измерения от нуменов до полной объективности материи? Это нечто есть Дух Святой, энергетический «мост», посредст­вом которого идеи, существующие в Божественной Мысли Ло­госа, запечатлеваются на Космической Субстанции, как законы Природы. Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мыслеосновы, которая воздействует на проявленную субстанцию, дифференцируя её на различные цент­ры энергии и запуская в ход закон Космической Эволюции. Он — разумный посредник и взаимодействие между Духом и Материей; руководящая сила всех проявлений; таинственное звено между Разумом и Материей; животворящий прин­цип, электризующий каждый атом к жизни и организующий из первозданного Хаоса гармонию Теоса*. Благодаря Фохату, идеи Всемирного Разума запечатлеваются на Материи; он есть Великое Дыхание Абсолюта, осуществляющее свои творческие возможности через материю. Слабую идею природы Фохата можно вывести из иногда применяемого к нему наименования «Космическое Электричество». Но, в таком случае, к общеизвест­ным свойствам электричества должны быть добавлены другие, включая разум. Интересно отметить, что современная наука уже давно пришла к заключению, что все мозговые явления и вся мозговая деятельность сопровождаются электрическими феноменами. В мире материальных форм Фохат проявляется семью дифференциациями энергии (семью, как и всё в Природе): элект­ричеством, магнетизмом, светом, звуком, теплом, притяжением и сцеплением. Таким образом, перечисленные явления сами по себе есть только следствия одной глобальной причины — воздействия фохатической мощи на непроявленную на физическом плане материю; с другой стороны, проявленная материя есть условие, необходимый базис или носитель, проводник для проявления фохатических энергий на так называемом физическом плане. Любой Закон требует вхождения того, что может вызвать изменение. То, что вызывает изменение — это выплеск направленной фокусированной энергии воли. Если Логос — это Воля, то Фохат — это энергия Воли. На Земле влияние Фохата ощущается в невидимой силе, порождённой силой воли гипнотизёра; в Космосе он присущ созидательной силе, которая при формировании вещей — от планетной системы до полевого цветка — выполняет план Разума Природы для развития и роста каждой особой вещи.

Таким образом, Фохат — активный принцип Космоса, проявляющийся как внешняя вибрирующая сила, которая становится творящим принципом Вселенной. Каждый мир имеет свой Фохат, вездесущий в своей сфере действия. Существует столько Фохатов, сколько миров, и каждый различается по силе и степени проявления. Индивидуальные Фохаты образуют один всемирный, коллективный Фохат — видимую сущность Абсолюта. Это множество Фохатов оккультисты рассматривают как сознательные и разумные Силы Природы, как истинные, хотя сверхчувственные состояния Материи и как объективные феномены в мире чувств. Одни из них требуют паранормальных способностей, чтобы быть уловленными, другие воспринимаются нашими обыкновенными физическими чувствами.

 

 

Семь дифференциаций Фохата на разных планах проявления:

1. План божественной жизни     Ади    Море Огня

2. План монадической жизни     Анупадака     Высший Акаша

3. План Духа       Атма                Высший Эфир

4. План интуиции                        Буддхи          Воздух

5. План ума         Ментальный    Огонь

6. План желания Астральный    Астральный Свет

7. План сгущения                        Физический   Эфир

Итак, Фохат есть совокупность того, что активно, животворно или оживлено, и всего того, что связано с адаптацией формы к потребностям внутреннего пламени жизни.

3) ИЗНАЧАЛЬНАЯ СУБСТАНЦИЯ — это Первичная, Изначальная Материя, вечная и сосуществующая с Пространством, «которая не имеет ни начала, ни конца, будучи не тепла, не холодна, но обладает особой, присущей ей, природой»,— так гласит Древний Комментарий.(4;1,129)

Субстанция обладает тремя гунами, или качествами и следст­виями активизации макрокосмической жизни Бога, активизирующими или энергетизирующими субстанцию. Три гуны следующие:

1. Саттва — энергия духа (Монады) — ритм, или гармоническая вибрация.

2. Раджас — энергия души (Эго) — подвижность или активность.

3. Тамас — энергия материи (Личности) — инертность.

Когда все возможности трёх гун Материей в процессе эволюции исчерпаны, то она избавляется от необходимости формообразования и входит в новое состояние, которое переносит её на противоположный полюс Духа. Аналогичные процессы приложимы к пониманию эволюции человеческой цивилизации.

Тепло и холод — относительные качества и принадлежат к области проявленных миров. Изначальная Субстанция прежде, чем она пробуждается к трепету действия под импульсом Фохата, есть лишь «холодное сияние, не имеющее ни формы, ни вкуса и лишённое всякого качества и аспекта». Таковы даже её первые четыре дифференциации — «Первичные природы», первые из семи возможных, которые развиваются впоследствии в великие Космические Элементы, ныне составляющие Перио­дическую систему химических элементов Д. И. Менде­леева.

Изначальная субстанция, которой условно можно присвоить современный термин «звёздной туманности», находилась в состоянии неподвижного и неорганизованного Хаоса, пока Фохат не начал работать над ней и не сообщил ей принцип организованности и порядка. Платон и пифагорейцы назвали её Мировой Душой после её оживотворения Духом Того (Фохата), что носится над Извечными Водами Хаоса (4; 1, 418). Вибрируя в лоне инертной Материи, Фохат вызывает её к деятельности и руководит её первичными дифференциациями на всех семи планах Космического Сознания.

Так было создано Пространство, содержание которого и со­стоит из совокупности Хаоса, Теоса и Космоса; Пространство — Вместилище и Тело Вселенной беспредельного протяжения и Семью Началами, выявившими из себя четыре «Первичные Природы» или Первоэлемента; Пространство — первичное воплощение Единства и его циклическое проявление — закон Жизни.

Четыре «Первичные Природы», проявившиеся из Изначальной Субстанции, отличаются от неё замечательным свойством, определяющим двойственную природу проявленной жизни — под импульсом Фохата они становятся диполями — одновременно электроположительными и электроотрицательными. Вспомните формулировку постулата Бора о стационарных состояниях атомов, которая соединяет в себе одновременно утверждение о наличии у электрона волновых и корпускулярных свойств, отражая его двойственную природу! А французский физик Луи де Бройль ещё в 1924 году высказал предположение, что одновременное сочетание волновых и корпускулярных свойств присуще не только свету, но и вообще любому материальному телу.

Появление полярности задало нуменам Изначальной Суб­станции импульс бешеного хаотичного движения, которое под влиянием эволюционных Сил Абсолюта постепенно превращается в различные уровни гармоничных вибраций. Таким образом Фохат обозначил Пространство, создав для целей проявления Материи полевые энергетические структуры. Когда ВСЯ Изначальная Субстанция будет восстановлена и возрождена, тогда закончится Великая Эволюционная миссия Абсолюта и начнётся противоположный, не менее грандиозный процесс Космической Инволюции, которая завершится полным растворением Материи и погружением всего Сущего в ночь Великой Пралайи.

Первые Четыре дифференциации, оккультные названия которых «Акаша», «Эфир», «Вода» и «Огонь», вместе составляют Астральную Материю, которая продолжает дифференцироваться в Космическую Материю.

Субстанция Космической Материи совершенно отлична от какого-либо химического или физического свойства, известного науке. Она однородна в её первичном аспекте за пределами Солнечных систем и совершенно изменяется атмосферами планет: переступив пределы нашей земной сферы, она становится сложной материей междупланетного вещества; она разнородна лишь в нашем проявленном мире.

«Фохат, собрав несколько сгустков Космической Материи, пускает его снова в движение, дав ему импульс, и, развив необходимую теплоту, предоставляет ему следовать его новому росту» (4; 1, 131).

В Древнем Комментарии необходимой теплотой названо первое раскаление мирового вещества, причиной которого было предыдущее охлаждающее сжимание. Один из постулатов оккультизма гласит, что нет отдыха или прекращения движения в Природе (именно знание этого закона позволяет и помогает Архату* совершать разнообразные феномены, такие, как дезинтеграция материи, перенесение предметов с одного места на другое и т. д. ). То, что кажется отдыхом, есть изменение сущности, идущее рука об руку с изменением формы — так учит нас оккультная физика, которая, таким образом, как бы предвосхитила на значительное время открытие «сохранения материи».

«Движение вечно в непроявленном и периодично в проявленном»,— утверждает Древняя Мудрость (4; 1, 145).

Вечная вибрация в непроявленном мире трансформируется в спиральное восходящее движение в феноменальном или проявленном мире.

«Когда тепло, вызванное сошествием Пламени (Фохата) в Пред­вечную Материю (Изначальную Субстанцию), заставляет двигаться её частицы, то движение это становится вихрем» (4; 1, 146).

Всё новые и новые дифференциации Материи собираются в раскалённые сгустки, притягиваясь друг к другу и образуя центры силы в виде грандиозных огненных спиралей, магнетически следуя, подобно железным опилкам, притягиваемым магнитом, за направляющей мыслью «Созидающих Сил». Эта космическая пыль необычайно сложна, поскольку каждый атом Вселенной несёт в себе потенциальность самосознания и является Вселенной в себе самом и для себя. В назначенное время некоторые куски отрываются от огненных спиралей. Вокруг них продолжает нарастать космическая материя, которая, пройдя через шесть стадий затвердения, постепенно охлаждаясь и, становясь лучистой, становится сфероидальной и преображается в глобусы или кометы, сохраняя изначальное вращательное движение. Так капля жидкости принимает сферическую форму благодаря тому, что атомы её вращаются вокруг себя, по­скольку каждый нумен Материи демонстрирует возрастающую тенденцию к вращательному движению с первого пробуждения Космоса.

Тайная Доктрина признаёт кометы, как формы космического существования, соответствующие ранним фазам туманной эволюции; именно им приписывается главная роль в образовании миров.

Природа во всех своих проявлениях применяет законы геометрии, и по ним созидаются Вселенные, которые есть периодическое проявление Единой Абсолютной Жизни; которые, со всем в них сущим, называются Майей*, ибо всё в них временно: от мимолётной жизни светлячка до жизни Солнца — ничто из того, что живёт и дышит и имеет бытие в кипящих волнах мира, или плана дифференциации, не может длится вечно; всё вырабатывается в устремлении изнутри наружу.

Итак, наверху — СВЕТ, внизу — ЖИЗНЬ. Первый всегда неизменный, последняя же проявляется под аспектами бесчисленных дифференциаций. По оккультному закону все потенциальности, заключающиеся в высшем, становятся дифференцированными отражениями в низшем.

 

 



Copyright © 2002-2014, А. М. Храброва. Все права защищены.