ФОРМЫ
 


 

 
 

 

Глава XIV

ТРАНСФОРМАЦИЯ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ

Материя вечна. Она есть Упадхи* или Физическая Основа Единого Беспредельного Космического Разума для построения на ней своих представлений, ибо творческая сила обрабатывает Материю согласно идеальным формам. Оккультисты утверждают, что нет неорганической или «мёртвой» материи в Природе. Материя есть совокупность тех существований в Космосе, которая доступна любому плану возможного восприятия. Но ни один древний философ никогда не отделял Дух от Материи или Материю от Духа. По оккультному Учению — Материя есть Дух на седьмом плане дифференциации; Дух есть Материя на высшей точке своей деятельности, и оба суть Майя — Великая Иллюзия.

Но в Пространстве имеется не Материя, Сила или Дух, но всё это и гораздо больше. Немецкий философ Шопенгауэр (1788–1860) уже в XIX веке утверждал, что «ни один экспериментатор не имеет никакого отношения к материи строго как к таковой, а только к энергии, на которые он её делит. Видимые следствия материи есть только следствия энергии...». Он пришёл к заключению, что «то, что теперь называется материей, есть ни что другое, как скопление атомических энергий, для выражения которых применяется слово «материя», вне этого для науки материя есть только слово, лишённое смысла» (4; 3, 345). С точки зрения Тайной Доктрины, это утверждение можно отнести и к другим терминам, с которыми мы имеем дело: «пространство», «нирвана» и т. д. Таким образом, нельзя назвать философски точным деление всего сущего на Материю и Дух. Более точным будет говорить о Воле и Проявлении, поскольку именно они одухотворяют всё: что реально и объективно — тело и материю — преображают в представление, и каждое проявление — в волю.

Божественный Дух стоит перед Первичной Материей, и от их слияния возникает Всемирная Душа, Anima Mundi. Астральный Свет есть её низшее подразделение перед миром форм.

Метафизически и эзотерически существует лишь один Элемент в Природе, и в основании его находится Божество, а так называемые семь Элементов являются одеянием или покровом этого Божества. Эти Элементы были вполне охарактеризованы Платоном, когда он сказал, что они суть то, что «слагает и разлагает составные тела» (4; 1, 570). Числа 3 и 4 отвечают соответственно мужскому и женскому началу, Духу и Материи, и сочетание и сумма их есть вечная эмблема Жизни в Духе. Духовная мужская линия вертикальна; дифференцированная линия Материи — горизонтальна; вместе они составляют крест (+), в котором три — невидимо, а четыре находятся на плане объективного познавания. Вот почему вся Материя Вселенной может быть сведена только к четырём элементам — углероду, кислороду, азоту и водороду. Вот почему три первоначала Материи как градации Духа всё ещё остаются для точной науки terra incognita.

Существует семь состояний материи. Нам известны только пять: газообразное, жидкое, твёрдое, плазменное, эфирное. Из этих пяти в настоящее время вполне проявлены четыре, тогда как пятый — Эфир — проявлен лишь частично, поскольку мы находимся только во второй половине Четвёртого Круга, и, следовательно, пятое состояние проявится вполне только в Пятом Круге.

Семь первичных Элементов постоянно образуют Материю под непрекращающимся импульсом Единой Жизни.

Каждый из семи основных состояний материи, или семи первичных Элементов, подразделяется на сорок девять подэлементов, т. е. всего 7 х 49 = 343 подэлемента, из которых на сегодняшний день науке знакомы немногим более ста. Кстати, следует отметить, что большим учёным свойственно обострённое (по сравнению с современниками) чувство интуиции, которое подсказало русскому химику Д. И. Менделееву разделить все элементы в своей таблице на семь периодов.

«Открытые» элементы достигли своего устойчивого состояния в настоящем Четвёртом Круге и Пятой Расе. Сейчас они пользуются кратким периодом отдыха перед тем, как ещё раз устремиться к восходящей спирали духовной эволюции, в которой разъединится наиболее неразложимое и рассеется в Едином Изначальном.

В своей жизни Материя проходит через семь уровней Бытия или существования. Каждый уровень управляется своими законами эволюции и инволюции, т. е. поглощения в лоно Абсолюта; каждый уровень подразделяется на семь подуровней (с орок девять Огней, упоминаемых в священных книгах). Например, Солнце в своём видимом отражении образовано из материи первого подуровня седьмого (высшего по степени эволюции) уровня, а субстанция тел Дхиан-Коганов принадлежит к пятому подуровню того же седьмого уровня, что на четыре подуровня выше, чем отображённая солнечная субстанция. На сегодняшний момент известны первые четыре уровня, что соответствует Четвёртому Кругу Земли, в котором живёт человечество:

1. НУМЕНАЛЬНЫЙ — до атома. Мулапрактити*, или Первый Элемент — так называется предвечная космическая субстанция, основа объективной эволюции: духовная, тончайшая энергетическая сущность материи, которая единственная неразрушима и вечна, являющаяся основанием или проводником каждого феномена — физического, психического или умственного. Это есть нумен недифференцированной Космической Материи перед началом Творения, та её нераздельная частица, которая может стать феноменом на любом плане существования, но становится им только при наличии определённого обстоятельства. Обстоятельством этим есть желание Абсолюта, выраженное Божественным Разумом в Божественной Мысли о том, что должно было быть, и подхваченное для исполнения сонмами духовных Существ.

Вторая стадия Первого Элемента — холодный, сверкающий туман космической пыли, называемый в Оккультизме Акашей* (синонимы: Дживатма, Божественный Астральный свет, «Душа Вселенной»). Именно с Акаши каждый нумен материи обречён на постоянную дифференциацию.

2. МИР ОБЪЕКТИВНЫХ ФОРМдочеловеческие состояния сознания:

а) минералы;

б) растения;

в) животные.

Этот мир является наиболее исследованным человеком, и это вполне естественно — ведь человек живёт в нём, осознавая его. Необходимо при исследовании этого мира всегда помнить, что сложные элементы Земли в их атомарном состоянии не были изначально элементами Творения, и Огонь в форме Энергии был основным источником каждого открытого сложного элемента.

Атом неограничен. Простейшие элементы материи тождественны по своей природе и разнятся друг от друга лишь вследст­вие различных распределений минимальных частиц субстанции или же видом вибрации.

Материя только кажется инертной. Кусок дерева или камня неподвижен и непроницаем во всех отношениях. В действительности, тем не менее, его частицы находятся в непрестанной, вечной вибрации, которая так быстра, что для физического глаза тело кажется абсолютно лишённым движения. Пространственное расстояние между этими частицами в их вибрационном движении, рассматриваемое с другого плана бытия и восприятия, так же велико, как то, что разделяет хлопья снега или капли дождя. Но даже это пространство заполнено, ибо Природа не терпит пустоты.

Существенно ещё одно замечание: невозможно в земных условиях точно определить химический состав элементов других планет и тем более звёзд, потому что на каждой планете и звезде атомы входят в новые формы существования, вне предела воображения и познавания земной науки. Кометная материя, например, совершенно отлична от свойств известных на Земле веществ. И даже эта материя во время стремительного прохождения через нашу атмосферу подвергается некоторому изменению в своей природе. Не только элементы нашей планеты, но даже элементы всех её сестёр в Солнечной системе разнятся в своих комбинациях друг от друга так же широко, как и от элементов за пределами нашей Солнечной системы. Поэтому элементы нашей планеты не могут быть приняты как стандарт для сравнения с элементами в других мирах. Наши понятия о телах твёрдых, жидких и газообразных вытекают из нашего земного опыта. Но на Меркурии, например, вода рассматривалась бы как один из сконденсированных газов; на Марсе — как плавкое твёрдое тело, а на Юпитере — как находящаяся в так называемом критическом состоянии, т. е. не твёрдая, не жидкая и не газообразная.

Необходимо помнить, что Материя вечна и становится атомной только периодически. Вот что по этому поводу говорят Учителя: «Вещество кометной материи (и той, которая образует звёзды — прим. Е. П. Блаватской.) ...совершенно отлично от каких-либо химических или физических свойств, с которыми знакомы... на Земле. Тогда как спектроскоп обнаружил тождественность (благодаря химическому дейст­вию земного света на преломлённые лучи — прим. Е. П. Блаватской) земной и звёздной субстанции, химические различия, свойственные различно развитым телам пространства, не были обнаружены, и поэтому нельзя доказать, что они тождественны с теми, которые наблюдаются на нашей собст­венной планете» (4; 1, 746).

Совершенно оккультной Доктриной является теория Канта о том, что Материя, из которой созданы обитатели других планет, более лёгкого и тонкого свойства и более совершенного строения, пропорционально своему расстоянию от Солнца (4; 1, 753).

Дух и Материя суть две грани непознаваемого Единства, и их видимо противоположные аспекты зависят от различных степеней дифференциации Материи и от степеней сознания, достигнутых человеком.

3. МИР СУБЪЕКТИВНЫХ ФОРМ — человеческая цивилизация.

Всякая форма как совокупность атомов — это всего лишь силовой центр, образованный действием положительной силы и её взаимодействием с отрицательной энергией. Это жизненность Второго аспекта (природа Любви), работающего во взаимодействии с Третьим (Активный Ум) и создающего — во времени и пространстве — ту иллюзию*, или майю*, что временно вспыхивает и привлекает внимание, создавая впечатление, что материя есть нечто конкретное. Однако в реальности нет такого понятия, как отвердение, есть только разного рода силы и эффект, произведённый на сознание их взаимодействием.

4. ДУХОВНЫЙ МИР — от Седьмой Коренной Расы и выше.

Фундаментальное различие всех уровней друг от друга — качественное изменение способности воспроизведения энергетического синтеза и создания устойчивых информационных матриц. Переход из одного состояния материи в другой происходит в условной критической точке качественной трансформации, когда максимум низшего энергетического уровня одновременно является минимумом возможностей для существования более высокого энергетического уровня. Переходное состояние в связи с этим бывает достаточно лабильным* и вызывает к жизни множество различных видов и подвидов одного коренного вида. Именно в переходном периоде особенно активно начинает проявляться дарвинский закон Естественного Отбора, когда выживают только те виды, которые наиболее точно отвечают целям Абсолюта.

Переход материи из одного уровня в другой в материальных уровнях происходит в процессе разрушения старой формы и рождения новой, т. е. в процессе того, что сейчас принято называть «смертью». Все уровни сосуществуют одновременно и взаи­мозависимо, ибо «Космос вечен в своей безусловной совокупности и конечен только в своих условных проявлениях» (4; 1, 203).

Следует уточнить, что данная градация схематична и отражает эволюцию человеческой формы жизни. Во Вселенной всё неизменно продвигается в Великом Цикле Маха-Манвантары и, в то же время, нисходит и восходит в малых Циклах. Природа в настоящее время есть постоянное развёртывание Жизни, которая постоянно приспосабливает свои организмы к господствующим Элементам.

Общая идея Комментариев сводится к тому, что каждый новый Круг развивает один из сложных Элементов. «Через и от излучений семи Тел, семи степеней Дхиани, рождаются семь различных Величин (Элементов), движение и гармонический союз которых порождают проявленную Вселенную Материи» (4; 1, 325).

Если Природа находится в вечном становлении, то и Эле­менты должны быть рассматриваемы в том же свете: они развиваются и прогрессируют до Манвантарического конца. Последовательность первичных аспектов Природы, с которыми связана последовательность Кругов, касается развития Элементов (в оккультном смысле) Огня, Воздуха, Воды и Земли. Мы находимся только в Четвёртом Круге и наш список пока обрывается. Порядок, в котором эти Элементы перечислены, правилен с точки зрения Тайной Доктрины. Таким образом, Круг Первого Глобуса (см. Схему №1 «Манвантарическое проявление земных цепей в Солнечной Системе») развил лишь один Элемент — Огонь — и природу, и человечество в том, что может быть названо одним аспектом Природы и «пространством одного измерения». «Глобус,— говорит Комментарий (4; 1, 316–317),— был огненен, холоден и лучист так же, как его эфирные люди и животные».

Круг Второго Глобуса, «светящийся, более уплотнённый и тяжёлый», выявил и развил два Элемента — Огонь и Воздух, и его человечество, приспособленное к этому условию Природы, если только можно дать название человечества существам, живущим в условиях того, что иносказательно имеет название «мира двух измерений». Это свободное и фигуральное выражение может быть рассматриваемо (на одном плане мышления), как эквивалентное второму свойству материи, соответствующему второй познавательной способности или чувству человека.

Центры сознания Третьего Круга, «водянистого» (как утверждает Комментарий), предназначенные к развитию в человечество, достигли познавания третьего Элемента — Воды.

Центры сознания Четвёртого Круга прибавили Землю, как состояние материи, к своему запасу, так же, как и три других Элемента в их настоящей трансформации. Короче говоря, ни один из так называемых Элементов в трёх предыдущих Кругах не был таким, каким мы знаем его сейчас.

Жизнь постоянно приспосабливает свои организмы к господствующим Элементам. Только в следующем, Пятом Круге, пятый Элемент, Эфир — грубое тело Акаши*, сделается обычным фактором природы для всех людей так же, как сейчас воздух обычен для нас. Он перестанет быть, как сейчас, гипотетическим и будет «посредником» для множества вещей. Только в Пятом Круге будут способны к полному раскрытию те высшие чувства, росту и развитию которых содействует Акаша. Процесс естественного развития, который мы сейчас рассматриваем, одновременно разъясняет и дискредитирует привычку спекуляции над свойствами двух, трёх и четырёх или более пространст­венных измерений; но мимоходом следует указать на истинное значение разумной, но неполной интуиции, подсказавшей нескольким большим учёным употребление для этого понятия принятого в современных научных кругах выражения «пространство первого (второго и т. д.) измерений». Не имеет смысла и легкомысленна нелепость предположения, что Пространство, само по себе, может быть измерено в любом направлении. Общепринятый фразеологизм может быть лишь сокращением более полной формулы: «Четвёртое измерение материи в Пространстве». Измерения материи выявляют для нас её свой­ства. Свойства или, что будет более совершенным термином, признаки материи, всегда имеют прямое отношение к чувствам человека, поскольку Материя, в конце концов, не более, нежели последовательность состояний сознания, а Дух — представление психической интуиции. Материя имеет протяжённость, цвет, движение (молекулярное), вкус и запах — свойства, которые соответствуют ощущениям человека. Следующий признак, который будет развит в материи — назовём его условно «проницаемостью» — будет полностью соответствовать следующему чувству человека, которое можно назвать «ясновидением» (вернее, одному из аспектов шестого чувства — способностей разума). Итак, три измерения в действительности принадлежат лишь одному свойству или признаку материи — протяжённости. Термины «длина», «ширина» и «высота» и сам термин «измерение» принадлежат к одному плану мышления, к одной стадии эволюции и к одному свойству материи. До тех пор Космос будет измеряться лишь тремя способами, пока наука будет располагать установленными метрами и парсеками* для приложения к Материи. Несмотря на эти соображения, несомненно, что при умножении способности человечества будут умножены и свойства Материи.

 

 



Copyright © 2002-2014, А. М. Храброва. Все права защищены.