ЦЕЛЬ ЭВОЛЮЦИИ
 


 

 
 

 

Глава XIX

ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ В ТРЕХ МИРАХ

ЦЕЛЬ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Эволюция выступает для всего Сущего в непреложности Закона. Закон Эволюции, сформулированный для человечества, звучит так: «Закон соответствующих последовательностей или организованной истории в индивидууме, представленный в сменяющихся фазах каждой единичной, назревающей системы результатов» (4; 1, 799)

Гегель в своё время абсолютно верно утверждал, что «Сущность человека есть дух ... и только освободившись от своего конечного состояния и отдавшись чистому самосознанию может он достичь истины. Человек-Христос, как человек, в котором выявилось Единство Богочеловека (тождественность индивидуальности с космическим Созна­нием  — прим. Е. П. Блаватской), явил своей смертью и историей ... вечную историю Духа — историю, которую каждый человек должен совершить в себе самом, чтобы существовать, как Дух» (4; 1, 98).

Наивысшее из проявлений формы — человеческая цивилизация. Привилегией её является возможность существования одновременно в трёх мирах — трёх измерениях:

а) физическом;

б) тонком;

в) духовном.

Впрочем, следует отметить, что эта привилегия не случайна и целиком подчинена целям эволюции человека, так же как каждая Жизнь — человеческая, планетарная или логоическая — назначена для осуществления определённой цели.

Главная цель эволюции человеческой цивилизации в целом состоит в том, чтобы полностью осуществить свою Божест­венность, отождествить свою сущность с Единой Реальностью, т. е. с полным интеллектуальным согласием влиться в большее сознание, частью которого она изначально является.

С точки зрения человечества Четвёртого Глобуса для этого необходимо развить форму, более пригодную для использования Духом. Когда цель достигается, внутренний обитатель (Монада в облачении Духовной Триады — Атма-Буддхи-Манас) отводит своё внимание и форма, послужив его нуждам, распадается. Это не всегда имеет место в каждой человеческой жизни, даже не в каждом планетном цикле. Тайна Луны — это тайна неудачи. При правильном достижении это ведёт к жизни, полной гармонии, к цели, достойной наших лучших усилий. Когда данная истина будет повсеместно признана,— а это произойдёт при достаточном интеллекте Расы,— то эволюция будет идти без срывов, а неудачи будут не так часты.

Человечество растёт благодаря расширению самосознательной реализации, самоинициируемой и добровольной. Эта линия устремлённости и сознательного развития — самая трудная линия развития в Солнечной системе, так как она идёт не по линии наименьшего сопротивления, а направлена к посвящению и наложению более высокого ритма. Метод человеческой эволюции — это постоянно усиливающееся чувство пренебрежения вещами, каковы они есть, то есть пренебрежение материальным аспектом, которое ведёт к стремлению достичь и включить в своё сознание субъективную реальность, или духовные аспекты бытия.

В результате эволюции человек должен утратить всякое чувство личной обособленности, ощущение принадлежности себя к конкретной нации, государству, планете, Вселенной, наконец, как отдельного и единственного поля жизни. Иначе говоря, человек потеряет зависимость от грубой физической материи, но приобретёт власть над нею.

Первым этапом на пути к Главной цели будет слияние ангельской (или дэва) и человеческой эволюций. Ибо только в человеческой форме и через неё они могут стать прогрессирующими Существами, смогут не только чувствовать, но и знать, потому что природа Ангелов совершенно непреходяща (не подвержена трансформации формы); поэтому Человек обладает потенциальностью Манаса, превосходящей способности Ангелов. Это тайна, которая будет разрешаться по мере того, как человек будет достигать сознания своего собственного Солнечного Ангела (Агнишватта) и лишь тогда обнаруживать, что это тоже всего лишь форма жизни, которая, послужив своей цели, должна быть оставлена позади.

Человек — это уникальное творение Господа, которое, единственное в своём роде, служит соединительным мостом между материальными и духовными формами Жизни. Человек — это передатчик силы, генератор и трансформатор энергий. Поэтому человек должен не только возвыситься сам, но и «овладеть Материей и одухотворить её, чтобы трансмутировать её из низшего состояния в высшее, ибо Материя, будучи по природе своей инертной и хаотичной, стремится поглотить и уничтожить высшее состояние Материи — достижения Духа. Человек есть тот трансмутатор, на которого возложена эта космическая задача» (11; 2, 8). Для этого необходимо установить в сознании полный контроль внутреннего Бога — Монады. Только благодаря этому контролю человечество может стать хозяином обстоятельств, сделать окружающую среду своим инструментом и научиться манипулировать Материей.

Человечество макроскопично по отношению к дочеловеческим состояниям сознания. Человек меняется не только сам, но и изменяет облик самой Земли, воздействуя на менее духовные и более материальные состояния сознания трёх низших царств природы как передающий агент высших духовных энергий. К дочеловеческим состояниям сознания на Земле относятся: минеральный мир, животный мир и растительный мир. Всё это — глубокая тайна, но остаётся таковой лишь из-за проблем в развитии человечества. Произошло отклонение от первоначального намерения, скорее всего — корректировка программы, в которую включены элементы ускорения и параллельного развития трёх божественных аспектов — высших аспектов любви, воли и мудрости. Уже сейчас лучшие сыны человеческие интуитивно прочувствуют план Господа, ибо для духовного человека идеализм и чувствование плана — однозначно.

Человечество составляет энергетический центр космоса и способно к трём видам активности.

1. Прежде всего, человечество отзывчиво к притоку духовной энергии. Последняя втекает в него из космоса, и, говоря символически, таких энергий три:

— духовная энергия достигает человечество с уровня того, что мы называем монадическим планом, из архетипической сферы, наивысшего источника, который способен осознавать человек;

— энергия чувствительного сознания, поступает из второго аспекта божества, из Сердца Солнца, и ведёт человека к самоопределению и самореализации;

праническая энергия или жизненная сила, на которую отзываются все формы и которая исходит от физического Солнца.

По терминологии Вневременной Мудрости эти три называются:

— электрическим огнём,

— солнечным огнём и

— огнём трения,

и цель их связи друг с другом подытожена для нас в следующих словах «Тайной Доктрины»: «Материя является Проводником для проявления Души на плане существования, Душа же есть Проводник на высшем плане для проявления Духа, и эти трое есть Троица, синтезированная Жизнью, насыщающей их всех» (4; I, 80).

Из этого явствует, что человечеству предназначено быть средством, в котором могут быть зарождены некоторые виды активности. Оно, в действительности, представляет собой мозг планетарного Божества, и множество его единиц аналогичны мозговым клеткам человеческого аппарата. Как человеческий мозг, составленный из бесчисленного количества чувствительных отзывчивых клеток, способен воспринимать должное воздействие, будучи в статическом состоянии, и стать средством выражения планов и замыслов Души, передающей свои идеи через ум, так и планетарное Божество, работая под вдохновением Универсального Ума, может внедрить в человечество замыслы Бога и произвести соответствующие результаты в мире явлений.

2. Второй вид активности, на который способен человек,— это интенсивное прогрессивное развитие по восходящей спирали внутри человеческого «непреступи-кольцо». Это предложение охватывает способ развития и процесс раскрытия всех эволюционирующих единиц, которые мы называем людьми. Оно касается употребления всех энергий, наличествующих в мире природы, частью которого оно является.

3. Третий вид активности, который должен привлечь внимание человечества и который пока мало понят, связан с тем, что оно должно служить центром передачи духовных сил — соединённых, сопряжённых сил Души и духовной энергии — пленникам планеты и жизням, представленным в воплощённом существовании в остальных царствах природы. Человеческие существа склонны быть преимущественно озабоченными своими высшими групповыми отношениями, своим возвращением в дом Отца и тем, что мы называем «направленностью вверх», прочь от феноменального мира. Они заняты, главным образом, поисками того центра в аспекте формы, который мы называем Душой, а найдя его — наработкой Души и обретением мира. Это правильно и соответствует божественному намерению, но это не всё запланированное для человека; если это составляет единственную цель, человек близок к падению в ловушку духовного эгоизма и обособления.

Согласно закона Расширения вибрационной активности (см. схему №10 «Вибрационное взаимодействие космических планов» Книга вторая. Гл. 4) человеческое семейство не может эволюционировать, не включив в этот процесс нижележащие, дочеловеческие миры или царства: животное, растительное и минеральное. Одна из задач человеческой эволюции и цель человечества в целом заключается в освобождении «пленников планеты», которые включают в себя все формы жизни, которые мы назвали дочеловеческими.

При рассмотрении проблемы «пленников планеты» и их конечного освобождения следует помнить, что одна из сил, лежащих в основе всей эволюционной схемы — это Принцип Ограничения. Это первичный импульс, обуславливающий акт творения и тесно связанный с импульсом воли и её низшего отражения — желания. Воля — это желание, сформулированное так ясно и вознесённое на такую интеллектуальную высоту, что способ её материализации осознаётся с такой чёткостью и энергетизируется так целенаправленно, что результат становится неизбежным. Поэтому Принцип Ограничения — это результат действия целеустрем­лённой воли и сформулированного желания какого-то мыслящего Существа и, следовательно, управляет формообразующим процессом всех воплощённых жизней. Принцип Ограничения контролирует охват действия воплощения, устанавливает его меру и ритм, определяет радиус его влияния и вызывает то иллюзорное явление реальности, которое мы называем проявлением.

«Пленники планеты» подразделяются на две большие категории.

I. Это субстанции всех форм или всё множество крошечных атомных жизней, которые могуществом мышления притягиваются в состав формального аспекта, через который выражают себя все существования или все души: минеральные, растительные, животные и животное тело человека. Это жизни, которые ограничены формой потому, что они не самосознательные, но бессознательные составные части большей формы. Они ещё не развились до уровня, когда становятся самосознательными сущностями.

II. Те жизни, которые действуют под влиянием сознательной цели и которые на какое-то время «ограничивают жизнь, которая в них». Они сознательно принимают форму, зная конец с самого начала. Эти Существа, в свою очередь, делятся на три главные группы:

а) Существа, Которые являются жизнью нашей планеты, Единым, в Котором мы живём, движемся и существуем. Это Существо или совокупность организованных жизней иногда называется Планетным Логосом, или Ветхим Деньми, иногда Богом, а иногда — Единой Жизнью;

б) те жизни, которые образуют Принцип Ограничения в царстве природы; Жизнь, которая, например, выражает себя через посредство животного царства — это самосознательная интеллектуальная сущность, полностью осведомлённая о своём намерении и задаче и ограничивающая свою сферу активности с тем, чтобы обеспечить должную благоприятную возможность и выражение для мириадов жизней, которые имеют в Ней свою жизнь, бытие и средства существования.

в) сыны ума — человеческие Души, Солнечные Ангелы, которые полностью самосознательно исполняют некоторые хорошо прозреваемые цели через посредство человеческого семейства.

Убедитесь, как закон Жертвы проходит через всё Творение. Линия разграничения между самосознательным ограничением и неосмысленным принятием формы проходит исключительно
в сфере сознания. Некоторые жизни являются пленниками и знают об этом. Другие являются пленниками и не знают об этом. Ключ к страданию лежит прямо здесь, в сфере ума. Боль и агония, бунт и сознательное стремление к улучшению и изменению условий имеют место лишь там, где наличествует так называемая индивидуальность, где контролирующим фактором выступает «Я» и где функционирует самосознательная сущность. Дочеловеческие формы жизни страдают, испытывают дискомфорт и подвержены мукам смерти, но у них нет памяти и предвидения, они не обладают тем ментальным пониманием, которое позволяет соотносить прошлое с настоящим и ожидать будущее. Они не испытывают агонии негативного предчувствия. Не имея воли и планируемого намерения, они не чувствуют ухудшения и не знают настоящего бунта.

В основе закона Эволюции лежит четыре Принципа:

1. Принцип Ограничения;

2. Принцип Периодического Проявления;

3. Принцип Расширения;

4. Принцип Освобождения.

С проблемой ограничения тесно связана проблема освобождения. Всё, что живёт, входит в тюрьму формы; некоторые входят сознательно, а некоторые — бессознательно, и мы называем это рождением, явлением, воплощением, выражением. Немедленно вступает в действие другой закон или активный принцип, который мы называем законом Циклов. Этот принцип периодического проявления есть благодатное действие любви-мудрости врождённой божественности, так как он вызывает ту последовательность состояний сознания, которую мы называем Временем. Последнее обуславливает в мировом поле осведомлённости постепенный медленный рост в направлении самовыражения, самооценки и самореализации. К принципам Ограничения и Циклов добавляется другой принцип, принцип Расширения. Он приводит к развитию сознания, так что скрытый зародыш чувствительности или чувствительного отклика на окружение может быть активизирован в живущей единице.

Итак, эволюционные принципы вызывают заточение Жизни с её различными явлениями или аспектами; они производят окружающие формы и проводят заточённые жизни через разные тюрьмы, где они последовательно воспитываются. В конечном счёте приходит время, когда активизируется принцип Освобождения и осуществляется переход из тюрьмы, которая стесняет и уродует, в ту, которая обеспечивает пригодные условия для следующей ступени развития сознания.

Следующее, что надо отметить, что каждое царство природы функционирует двояко:

1. как освободитель царства форм, которые предшествуют ему на ступенях эволюции;

2. как тюрьма для жизней, которые перешли в него с уровня сознания, непосредственно ему предстоящего.

Следует всегда помнить, что каждая область осведомлённости в своих границах образует тюрьму и что целью всей работы освобождения является освобождение сознания и расширение его области контактов. Там, где есть того или иного рода границы, где очерчена область влияния и ограничен радиус контакта, имеем тюрьму. Поразмыслите над этим заявлением, потому что в нём много правды. Где есть способность видения и осознавания обширной непокорённой области контактов, там неизбежно чувство заточённости и тюрьмы. Там, где сознаём, сколько миров предстоит покорить, сколько истин узнать, сколько завоеваний совершить, сколько желаний исполнить, сколькими знаниями овладеть, имеем обострённое чувство ограниченности, побуждающее человека к новому усилию и увлекающее его по пути эволюции.

Что касается работы человечества в деле освобождения составляющих его единиц и освобождения пленников растительного и животного царства, хотелось бы подчеркнуть два глубочайшей важности момента: для того, чтобы освободить «пленников планеты», которые охватываются понятием дочеловеческие, человеку приходится работать под влиянием интуиции; в то время как, работая над освобождением своих собратьев, человек обязан узнать смысл Просветления.

Джуал Кхул подчеркивает (1; 487), что пока нет особых правил освобождения «пленников планеты» и не приводятся ни классификация тюрем с их заключёнными, ни методы работы и техники освобождения. Но есть великий призыв ко всем, кто читает эти строки, возобновить усилия и подготовиться к служению, сознательно, намеренно стараясь развить интуицию и стяжать просветление. Каждое человеческое существо, достигающее цели — света и мудрости — автоматически обретает поле влияния, которое распространяется как вверх, так и вниз, и доходит как внутрь — до источника света, так и наружу — до «зон тьмы». После этого человек становится сознательным центром несущей жизнь силы, причём без всяких усилий. Он стимулирует, энергетизирует и побуждает к новым усилиям все жизни, с которыми он соприкасается, будь то его коллега по работе, животное или цветок. Он служит передатчиком света во тьму. Он рассеивает вокруг себя чары и испускает сияние реальности. Когда множество сынов человеческих будут на это способны, человеческое семейство приступит к предназначенной ему работе планетарного служения. Его миссия — служить мостом между миром Духа и миром материальных форм. В человеке наличествует материя всех степеней, и для него возможны все состояния сознания. Род человеческий может работать во всех направлениях, поднимать дочеловеческие царства в небо и спускать небо на землю.

Сейчас, в Пятой Коренной Расе, человек использует возможность одновременного существования в трёх мирах-измерениях в основном неосознанно, как бабочка не осознаёт своё бытие в форме гусеницы и куколки. Но если бабочка обречена на незнание, то человек уже сейчас находится в самом начале пути осознавания себя равноправным членом сообщества других миров: так называемых тонкого и огненного, или духовного (терминология сохранена традиционной для оккультизма).

Значительная трудность встаёт при описании «стадий», через которые эволюционирует Монада. С оккультной точки зрения, нелепо говорить о «развитии Монады» или сказать, что она становится «человеком». Но попытке сохранить метафизическую точность языка сегодня всё ещё гарантирована неудача. Конечно, Монада не может ни продвигаться, ни развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит. Ибо она не принадлежит этому миру или плану и может быть сравнима лишь с нерушимой звездой божественного света и огня, посланной на нашу Землю как доска спасения для личностей, в которых она обитает. Именно личности должны уцепиться за неё и, приобщившись таким образом к её божественной природе, достичь бессмертия. Оставленная сама по себе, Монада будет унесена неустанным течением эволюции к другому воплощению.

Эволюция внешней формы, или тела вокруг астрала, происходит посредством материальных сил. Но эволюция внутреннего или истинного человека чисто духовна. И тогда это не только прохождение безличной Монады через многие и различные формы материи, одарённой, в лучшем случае, инстинктом и сознанием на совершенно другом плане (как в случае внешней эволюции), но прохождение «Души-Странницы» через различные состояния самосознания и самопознавания, или же к перцепции* через апперцепцию*.

Монада выявляется из своего духовного состояния и умственной бессознательности и, проскакивая нуменальный уровень существования материи, слишком близкий к Абсолюту, чтобы сочетаться с ним — она вступает непосредственно на уровни познавательные и самопознавательные, проходя от Минеральной Монады до времени, когда эта Монада расцветет в силу эволюции в Божественную Монаду. Но на протяжении всего этого времени она всё та же Монада, различающаяся лишь своими воплощениями через последовательные циклы частичной или полной обскурации* Материи, или же частичной или полной обскурации Духа (две антитезы* полярности) сообразно с тем, поднимается ли она в область умственной духовности или же спускается в глубины материальности.

На данной стадии сообщить что-либо конкретное об эволюции Духа практически нечего. Развитие Духа можно выразить пока лишь в терминах эволюции материи, а достигнутая точка духовного развития может быть хоть каким-то образом оценена только через развитие проводника, через пригодность оболочки, тела или формы. Подобно тому, как физическое тело не может полностью выразить точку развития Эго, или высшего «Я», так и Эго не может полностью почувствовать и выразить качество Духа. Отсюда — абсолютная невозможность для человеческого сознания дать истинную оценку жизни Духа, или Монады.

 

 



Copyright © 2002-2014, А. М. Храброва. Все права защищены.