ЕДИНСТВО
 


 

 
 

 

Глава XX

ЕДИНСТВО ЭВОЛЮЦИИ И ИНВОЛЮЦИИ

Закон Эволюции в общем смысле, с точки зрения современного воплощённого человека, относится к эволюции аспекта формы, которая постепенно становится представителем или выражением энергии Души, а позднее — монадической энергии. Он описывает духовное развитие человека через посредство формы, в результате которого скрытая хватка материи (заражённой эгоизмом и всем остальным, что распознаётся как зло) разрывается и человек освобождается.

С духовной точки зрения закон Эволюции интерпретируется как закон Совершенства: «Совершенство вызывает несовершенст­во на поверхность. Доброе всегда вытесняет злое из человеческой формы во времени и пространстве. Метод, который использует Совершенный и применяет благо, есть непричинение вреда. Это не негативность, но совершенное равновесие, абсолютная точка зрения и божественное разумение» (2, 419).

Напомню, что среди различных гипотез, стремящихся так или иначе объяснить особенности эволюционного процесса, в современной науке главенствующее положение сегодня занимают две.

По мнению сторонников «синтетической теории», которые модифицируют в свете данных современной генетики классическую дарвинскую концепцию, видообразование (а эволюция есть не что иное, как постоянное образование новых видов организмов или сущностей) является результатом постепенного изменения генетической структуры особей одного вида, накопления ими незначительных и малозаметных качеств, лучшие из которых закрепляются так называемым «естественным отбором», которому отводится ведущая роль в эволюции.

Наиболее продвинутые учёные провозглашают совершенно противоположное. Так, киевлянин В. А. Кордюм убеждённо заявляет, что эволюция жизни на Земле «в рамках традиционных (дарвинских — прим. авт.) представлений просто невозможна» (32; 30). Вторая точка зрения предполагает мгновенный, взрывообразный характер изменений, ведущих к появлению нового вида. Сторонники этой гипотезы «сальтаций», т. е. эволюционных скачков, опираются на факты существования таких мутаций, которые имеют видовой ранг и приводят к образованию нового вида как бы внутри старого в течение короткого времени, и только потом он стабилизируется так называемым «естественным отбором», который играет роль «браковщика». Т. е. проходят многие миллионы лет, а организмы почти совсем не изменяются. И вдруг за какие-то буквально единицы миллионов лет изменяется почти всё: появляются новые виды, качественно отличающиеся от предков. За 200 лет систематической палеон­тологии установлены десятки тысяч вымерших видов и полное отсутствие переходных форм между ними. Более того, если бы видообразование шло медленно и постепенно, то геологи не смогли бы разработать известную геохронологическую шкалу, которая как раз и основана исключительно на палеонтологических данных, на доказанных наукой резких сменах комплексов органических остатков. В истории Земли явно прослеживаются тенденции к такому «квантованному» — циклическому — развитию органического мира. Сегодня мы знаем, что на нашей планете, существующей около 4,5 миллиарда лет, органическая жизнь зародилась примерно 3,5 миллиарда лет назад.

Почему процесс эволюции цикличен? Мысль о циклической последовательности событий включает в себя три основополагающие идеи.

1. Идея повторения.

Это повторение включает следующие факторы:

А) Повторение во времени. Представление о циклической активности неизбежно подразумевает наличие временных периодов разной продолжительности — больших или меньших циклов. Однако продолжительность однотипных циклов всегда имеет одинаковую продолжительность. Манвантара, или День Брахмы, всегда имеет определённую длительность. То же самое можно утверждать о цикле вращения атома какого-нибудь плана вокруг своей оси — он будет одинаков для всего этого плана.

Б) Фактическое повторение. Под этим подразумевается идея ключевой вибрации любой конкретной группы атомов, составляющих любую конкретную форму. Эти группирующиеся атомы стремятся к повторению ключевой ноты, которая демонстрируется как окружающие условия, когда на них воздействует оживотворяющий фактор. Другими словами, взаимодействие «Я» с «не-Я» неизменно имеет циклический характер. Тон одного и того же качества издаёт «Я», обитающее в форме, однако тональность ключевой вибрации неизменно повышается. Это напоминает эффект, когда последовательно берут одну и ту же ноту, но в разных октавах.

В) Повторение в пространстве. Эта концепция связана с более широким толкованием Кармы, которая на самом деле является законом, управляющим Материей Солнечной системы и начавшим работать в предыдущей Солнечной системе. Таким образом, нам демонстрируются последовательные циклы и повторения по постоянно восходящей спирали.

2. Повторения циклической активности управляется двумя законами.

Основной закон, который создаёт циклический эффект,— это закон Притяжения и Отталкивания, а закон Периодичности и Возрождения является дополнительным. Циклическая эволюция всецело является результатом взаимодействия активной Материи и формирующей Воли, или Духа. В каждой форме скрыта Жизнь. Каждая Жизнь постоянно стремится к подобной с ней Жизни, скрытой в других формах. Когда Дух и Материя будут издавать одну и ту же ноту, эволюция закончится. Когда нота, издаваемая формой, сильнее ноты Духа, мы имеем притяжение между формами. Когда же нота, издаваемая Духом, сильнее ноты Материи и формы, мы имеем Дух, отвергающий форму. В этом основа поля битвы жизни и бесчисленного множества промежуточных стадий, которые можно выразить как:

1. Период господства ноты формы является периодом инволюции.

2. Период, когда Дух отвергает форму, является периодом поля битвы трёх миров.

3. Период притяжения Духа к Духу с последующим удалением из формы является периодом Пути.

4. Период господства ноты Духа является периодом высших планов эволюции.

Всё, что происходит в течение мировых циклов (в частности, на нашей планете или в жизни любого человека), можно объяснить синхронизацией вибраций Духа и Материи или же её отсутствием. Так создаётся гармония: сначала звучит основная нота Материи, затем нота Духа, которая постепенно заглушает более низкую ноту и захватывает поле влияния до тех пор, пока не подавит все другие ноты. Всё же надо иметь ввиду, что именно нота жизни Духа сохраняет целостность формы. Вибрация Солнца, например, поддерживает в должном притяжении обращающиеся вокруг него планеты. Ноты синхронизируются и гармонизируются, пока не достигается стадия адекватности и период удаления. Циклическая эволюция продолжается. Точно таким же образом человеческое существо удерживает (посредст­вом своей ноты — в данном случае вибрационной активности Монады) атомы всех тел вместе, являясь для них тем же, чем центральное Солнце является для планет.

Тем не менее можно утверждать, что закон Притяжения демонстрирует мощь Духа, тогда как закон Отталкивания управляет формой. Дух притягивает Дух в течение всего большого цикла. В течение же малых циклов Дух временно притягивает Материю. Дух стремится соединиться и сплавится с Духом. Форма отталкивает форму и тем самым осуществляет разделение. Однако в течение большого эволюционного цикла, когда проявляется третий фактор — Интеллект — и целью становится достижение точки равновесия, обнаруживается циклическое взаимодействие между Духом и формой, результатом которого являются упорядоченные циклы планет, человеческого существа и атома.

Так, благодаря повторению, развивается сознание и стимулируется способность к отклику. В своё время, по закону циклической активности (и потому возрождение снова и снова становится методом проявления), эта способность развивается до такой степени, что становится неотъемлемой частью действующей основы Сущности. Запомним, что способность к отклику должна проявиться на каждом Космическом Плане. После того, как присущая каждой единице Сознания способность к отклику на вибрацию высшей Сущности скоординируется с вибрационной активностью Логоса на каждом плане Солнечной системы (Космического Физического Плана), тогда и только тогда циклическая эволюция закончится и вращательное движение на каждом уровне Космического Физического Плана будет характеризоваться такой однородной вибрацией, что инициирует активность на следующем Космическом Плане — Астральном.

3. Третья идея утверждает о двух видах циклов:

1. вращение вокруг оси. Его можно видеть повсюду:

А. Применительно к человеческому существу его можно рассматривать как вращение различных оболочек вокруг центрального сознания в течение всего периода любого воплощения.

Б. Применительно к Планетному Логосу его можно рассматривать как период вращения глобуса вокруг оси.

В. Применительно к Солнечному Логосу — как один полный оборот Солнца в пространстве вместе со всем, что входит в его «не-преступи-кольцо».

2. вращение по орбите. Это круговое движение сферы жизни по сфероидальному пути — орбите — вокруг центральной точки:

А. В связи с человеком это может рассматриваться как вращение колеса жизни, или прохождение Сущности через три низших плана в воплощение и обратно.

Б. В связи с Планетным Логосом — как цикл, называемый нами Кругом, в течение которого жизнь Логоса проходит через все семь глобусов.

В. В связи с Солнечным Логосом — как полный оборот Солнечной системы вокруг своего Космического Центра.

Так эволюция демонстрирует закон Циклов.

Двойное истечение Духа (или Силы) и Материи исходит из Нейтральной Точки Бытия, развивается, проходя через своё цикловое продвижение и беспрерывное преображение. Поэтому Эволюция — это прежде всего движение, которое характеризуется тремя качествами:

1. Инерцией.

2. Сдвигом.

3. Устойчивым ритмом.

Они порождаются в данной последовательности и предполагают период медленной активности, который сменяется стремительным движением. Этот средний период вызывает, между прочим (поскольку идёт поиск верной ноты и скорости), циклы хаоса, эксперимента, переживания и понимания. На смену этим двум степеням движения (которые характерны для атома, Человека, для Небесного Человека или группы и для Логоса или Универсума) приходит период ритма и стабилизации, когда достигается точка равновесия. Благодаря силе, уравновешивающей пары противоположностей и вызывающей равновесие, Пралайя становится необходимой.

Оккультизм различает эволюцию естественную — до точки развития непрерывности сознания в трёх мирах, и эволюцию концентрированную — эволюцию самосознательного и самоконтролируемого индивида (см. в гл. «Закон Реинкарнации»).

Есть две главные линии эволюции: та, что относится к Материи и форме и та, что относится к Душе, аспекту сознания, мыслителю в проявлении. Прогресс для каждой различен и каждая следует своим путём. Долгое время Душа отождествляет себя с аспектом формы и старается идти по «Пути Смерти», ибо таков, в действительности, этот тёмный путь мыслителя. Позднее, в результате энергичного усилия, такое отождествление прекращается; Душа осознаёт себя и свой собственный путь или дхарму* и идёт путём света и жизни. Однако всегда следует помнить, что для обоих аспектов их собственный путь правилен, и что импульсы, скрытые в физическом проводнике или астральном теле, не являются сами по себе ложными. Они становятся таковыми, с некоторых точек зрения, если неверно используются. Оба пути развития — отдельные и отличные друг от друга.

Напомним читателю, что только в середине Четвёртого Круга, т. е. в четвёртой Коренной Расе, физическая эволюция достигла на Земле своей кульминационной точки и увенчала свой труд созданием совершенного физического человека. Именно от этой точки начинает свою работу духовная эволюция.

Оккультизм утверждает, что Материя — это Дух на самом низшем плане, а Дух — это Материя на самом высшем плане. В принципе, всё есть Дух, и различения на Дух и Материю являются всего лишь продуктами конечного ума, с точки зрения которого эволюция для Духа есть инволюция для Материи и наоборот. Для наглядности приводим пример.

Великий Эйнштейн выпустил в свет теорию относительности, не подозревая, что тем самым изложил на языке научных формулировок Книгу Экклезиаста и в который раз посеял сомнение в тщетности человеческой суеты. Всё в этом мире относительно, даже продиктованная эволюцией совокупность Планетного Логоса и Духа Земли, составляющая жизненную сущность планеты Земля. С точки зрения Планетного Логоса, он находится в точке эволюционного подъёма, по­скольку уже преодолел инволюционное погружение в Материю, крайняя точка которого пришлась на Вторую Солнечную систему, Четвёртый Глобус, Четвёртую Коренную Расу (см. схему № 4 «Соответствие эволюционного статуса Монад и Глобусов»). А вот для Духа Земли та же самая точка была пиком его эволюции, после которого началась инволюционная дуга его развития.

Привязанность к форме, или притяжение формы является для Духа великим инволюционным импульсом. Отвержение формы и последующий распад формы — великая эволюционная по­требность. Таким образом, одним из фундаментальных методов эволюции является разрушение формы для того, чтобы могла продолжаться развивающаяся жизнь.

Современная наука всё чаще приходит к мысли, что эволюция в своём поступательном движении имеет не только взлёты, но и падения, когда приходится всё начинать сначала, а память об уничтоженной цивилизации остаётся только в мифах и легендах. Именно об этом пишет Уэст (21; 326): «Нас уверяют, что эволюция человеческой цивилизации — это прямолинейный процесс развития от глупого пещерного жителя к нам — умникам, со всеми нашими водородными бомбами и полосатой зубной пастой. Но доказательст­во того, что Сфинкс на много тысяч лет старше, чем думают археологи, и что он, в частности, появился на много тысяч лет раньше династического Египта, означает, что некогда, в далёком-далёком прошлом, должна была существовать высокоразвитая и сложная цивилизация — как утверждают все легенды».

 

 



Copyright © 2002-2014, А. М. Храброва. Все права защищены.