ИЛЛЮЗИЯ И...
 


 

 
 

 

Глава VII

ИЛЛЮЗИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

СОВЕРШЕННОЕ НЕПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА

Следствием законов Кармы и Реинкарнации является то, что мы с вами живем в мире, который есть прямое порождение наших прошлых жизней — мыслей, слов и поступков.

Любому уровню сознания соответствует развитие органов чувств, обеспечивающих наше мировоззрение. Сейчас окружающий нас мир мы воспринимаем пятью органами чувств: зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием — именно они обеспечивают нам ощущение реальности и порождают соответствующие мыслеобразы в нашем уме. С другой стороны, именно эти пять органов чувств являются теми рамками, которые ограничивают познавательные возможности человека и создают иллюзию реальности в пределах этого ограничения.

Но как быть с теми тысячами так называемых экстрасенсов (extra — сверх, sens — чувствительность), которые, чаще всего неосознанно, обладают способностью «видеть» явления Тонкого мира, улавливать воздействие энергий, ещё не регистрируемых приборами ученых? Ведь для этих людей, и со мной согласятся все экстрасенсы, реальность и образ мышления во многом не соответствуют общепринятым. А ведь они только стоят на пороге развития шестого органа чувств!

Как же происходит творение реальности в человеческом сообществе? Сейчас возможно только весьма условно и схематично объяснить этот скрытый творческий процесс.

Мышление и эмоциональные реакции человека настолько тесно взаимосвязаны, что трудно на данной стадии эволюции отделить чувство от мышления. Если говорить обо всём человеческом семействе, то мышление, как оно наличествует в сегодняшнем мире, присуще весьма немногим. Остальные озабочены чувством, чувственным восприятием и многочисленными аспектами эмоциональности, такими, как раздражение, беспокойство, озабоченность, острая тревога, стремление к цели, депрессия плюс драматическая жизнь чувств и представление «Я в центре». Немногие живут в мире мысли и ещё меньше — в мире реальности.

«Энергия следует за мыслью» — вот базовый постулат оккультизма, который остается истинным даже тогда, когда дело касается образов фантазии. Эти воображаемые образы делятся в основном на три группы:

1. Мыслеформы, которые человек строит сам, которые имеют мимолетную жизнь и которые зависят от качества его желаний; будучи поэтому ни добрыми, ни злыми, ни низкими, ни высокими — они могут быть вызваны к жизни низкими наклонностями или же идеалистическими устремлениями со всеми промежуточными стадиями, встречающимися между этими двумя крайностями. Человек должен быть бдительным, чтобы не ошибиться, принимая их за реальность. Здесь можно привести убедительную иллюстрацию того, с какой лёгкостью люди полагают, что они видели образ Пресвятой Богородицы, тогда как на самом деле ими воспринималась всего лишь её мыслеформа, посланная со специальной целью.

2. Мыслеформы, которые создаются расой, нацией, группой или организацией. Любого рода групповые мыслеформы (от планетарной до семейной) образуют общую совокупность «великой иллюзии» материальной жизни.

3. Мыслеформа, создаваемая человеком с самого момента его появления в физической форме и называемая «Страж Порога». Будучи создана низшим личностным «Я», а не Душой, она не постоянна и просто удерживается животной энергией человека. Когда человек начинает функционировать как Душа, этот «образ», созданный им, его фантазией, рассеивается напряжённым высшим усилием и освобождает своего носителя от рабства личности.

Если каждый из вас внимательно проанализирует свои мысли, то, вероятно, многие отметят стандартность мышления, т. е. почти все ваши представления о мире и чувственные переживания аналогичны с мышлением многих других людей. Редко найдётся оригинальная мысль, а у многих и никогда. Каждая мысль, которая рождается в уме человека, это сгусток энергии особого рода, названной учителем Мориа в «Агни Йоге» (29) психической энергией. Любая энергия, как известно, не появляется из «ниоткуда» и не исчезает в «никуда». Человеческий мозг есть тот «генератор», который, воспринимая тонкие энергии Космоса, трансформирует их в энергию мысли. Каждая мысль в виде разряда молнии уходит в энергетическое поле с мыслями идентичного содержания, которые обладают одинаковой вибрацией (одинаковыми качественными характеристиками). Такое поле в современной литературе получило название ЭГРЕГОРА, которое определяется как групповое психоэнергетическое поле. Этого названия мы будем придерживаться и дальше.

Связь между человеком и эгрегором двухсторонняя, т. е. эгрегор, в свою очередь, поддерживает связь с лояльным к нему человеком, устанавливает с ним своеобразную энергетическую «колею», которая не даёт выбраться мышлению человека за пределы стандартных мыслеобразов эгрегора, т. е. не столько мы обладаем реальностью, сколько она обладает нами. «Подключённость» к эгрегору человеком переживается как чувст­во причастности. Речь идёт о сущностной причастности, которая переживается не только умом, но и сердцем. «Человек явственно ощущает себя не просто замкнутым и обособленным индивидом, но элементом, органически входящим в состав некой системы более высокого порядка, осуществляющей задачи, которые выходят за рамки его сиюминутных индивидуальных потребностей. Мужчина и женщина, которые переживают друг друга как свою «половину»; спортсмен, который выкладывается до конца, отстаивая честь своей команды; человек, остро осознающий свою национальную принадлежность; святой, идущий на муки за веру,— всё это различные иллюстрации единого феномена причастности» (11; т.2, 117). Причастность рождает единство, которое всё ещё отделено от большего целого, но служит полезной цели обучения и является, в некотором роде, переходной ступенью от сознания отдельной личности к групповому сознанию. Если иллюзия принесена в мир чувствования и стала наваждением, то мощь эгрегора может быть чрезвычайно велика, потому что мыслеформа становится сущностью, обладающей жизненным могуществом, а магнетическое могущество чувствования усиливает холодную форму мысли. Подумайте над этим.

Плутарх говорит: «Идея есть бесплотное Существо, не имеющее существования само по себе, но которое даёт образ и форму бесформенной материи и становится причиной проявления» (De Placitis. Philosophorum 4; 1, 779).

Чем больше количество одинаково думающих людей, тем мощнее они создают эгрегор. Существуют огромные эгрегоры, наработанные многими поколениями людей: религиозные, идеологические, классовые, национальные, государственные, профессиональные, культурные и т. д. Имеете ли вы понятие о той стене антагонистического мышления и речей, против которой должна бороться каждая новая пионерская идея? Вы когда-нибудь рассматривали серьёзно те сплоченные, закристаллизовавшиеся мыслеформы, с которыми вынуждены соперничать все новые идеи? Вы сознаёте тот мёртвый вес предвзятых древних определений, который надо сдвинуть прежде, чем Иерархия сможет внедрить новую назревшую концепцию в сознание средней мыслящей (или, опять-таки, следовало бы сказать не мыслящей?) публики ? К сожалению, сегодня многие подобные «формы» групповой деятельности людей определённого уровня сознательного развития всё ещё управляются массовыми идеями ублажения личности, бездумно отдаются традиции и общественному мнению, откровенно погрязают в эгоистических интересах. Такие группы и породили соответствующие эгрегоры, вызвавшие данную ситуацию и окружающую среду и явившиеся причиной зарождения негативной расовой и национальной Кармы.

По ходу эволюции имели место творческий Звук, Слово и Речь. Последняя, в свою очередь, дифференцировалась на слова, фразы, предложения, абзацы, книги, и сейчас мы живём в эпоху, когда дифференциация дошла до предела, и мы воспринимаем речь в любой час дня и ночи. Мы имеем трибуны, с которых обрабатывается общество, радио, телевидение, интернет, которые охватывают все классы и нации в попытке сформировать общественное мнение и внедрить определенные идеи и концепции в общественное сознание — сформировать эгрегор «толпы»; мы имеем миллиардные тиражи печатных изданий и электронных носителей информации — все они играют свою роль в огромной работе просвещения, и все они пока что проституируются во имя эгоистических целей тех, кто приказывает и платит. К счастью, всё больше становится истинных творцов, которые стараются рассеять тучи мыслеформ, застилающих ясный свет Бога и мешающих узреть путь и предназначение сынов Божьих.

В эгрегорах «толпы» увязает обыденно чувствующий и поступающий человек, пока не открывает и не начинает использовать свой ум и не отыскивает свой ПУТЬ к совершенству и гармонии. Дело в том, что каждый человек находится прежде всего под влиянием своего собственного, индивидуального эгрегора.
У современного человека все мысли, как правило, появляются под влиянием эмоционального импульса, сильного желания, доброго или злого, эгоистического или бескорыстного. Появившаяся мысль или, если точнее, мыслеформа, либо находит путь к искомой цели, либо остаётся в ауре человека. В первом случае она входит в состав эгрегора, образующего его ментальную ауру, и возрастает в силе постольку, поскольку человек уделяет ей внимание, пока не принимает размеры, необходимые для кристаллизации её в материальном мире; во втором случае она набирает такие динамизм и мощь, что заслоняет человеку реальность, человек становится жертвой собственного эгрегора, фанатично одержимый собственными идеями и управляемый собственным творением. Мыслеформа одержимого присоединяется к соответствующему групповому эгрегору, усиливая его мощь. Если прибегнуть к аналогии, то эгрегор можно сравнить с гигантской энергетической инфузорией, которая живет в собст­венном мире — энергетическом мыслеполе, и, если встречает враждебную инфузорию, то сильнейший поедает более слабого; если дружественную, то сливается с нею. Об эгрегорах можно сказать, что это мыслящие энергетические поля, которые живут своей индивидуальной жизнью, борются между собой, тормозя или способствуя эволюции человека. Поэтому мы не устаём ещё и ещё раз призывать человечество к чистоте мысли, поскольку в первую очередь именно эгоистичными мыслями люди вредят сами себе и неосознанно толкают человеческую цивилизацию к гибели. Экология начинается с чистоты мышления.

Именно за человеком, как за создателем мыслеформы, всегда остаётся ответственность, поэтому Карма результатов принадлежит ему. Это верно для любой воплощенной идеи, хорошей или плохой.

Прослеживаются три основных наказания за неправильное употребление энергии мысли:

1. Могучая мыслеформа ненависти действует наподобие бумеранга. Она способна возвращаться с увеличенной скоростью к тому, кто послал её исполнять свою миссию. Сильная ненависть, облечённая в ментальную материю, возвращается к своему создателю и производит разрушения в его жизни, будучи отражённой энергией ненавидимого лица. Нельзя ненавидеть, т. к. ненависть всегда возвращается туда, откуда пришла. Есть глубокий смысл в древнем афоризме: «Проклятья рушатся на голову проклинающего».

Могучие мыслеформы материального приобретения или чувственного желания в конце концов исполняются, неизбежно принося с собой то, что желалось, но лишь затем, чтобы человек в большинстве случаев обнаружил, что исполненное желание потеряло для него первоначальную ценность, или что он уже имеет больше, чем нужно, пресыщен и не знает, что делать со всем, чего он добился.

2. Мыслеформа может действовать как отравляющий агент, отравляя все жизненные ростки. Она может не обладать достаточной силой, чтобы покинуть ауру своего создателя (очень немногие мыслеформы на это способны), но она может обладать собственной жизненностью, которая способна опустошить жизнь человека. Яростная неприязнь, грызущее беспокойство, подозрительность, постоянная тревога и жажда чего-то или кого-то могут оказаться такими разрушительными и ядовитыми, что целая жизнь пойдёт насмарку, наполнится горечью и потеряет смысл из-за воплощённого беспокойства, ненависти или желания. Все отношения с другими людьми будут бесполезными или даже вредными, потому что обеспокоенный или подозрительный человек губит круг домашних или друзей своим ядовитым настроем под влиянием какой-то идеи. Его связь с собственной Душой и контакт с миром духовных идей прекращаются. Все его отношения нарушаются теми изнуряющими, изводящими мыслями, которые он сам же воплотил в форму и которые обладают такой мощью, что способны его отравить. Он не может от них избавиться, как бы он ни старался и как бы ясно ни видел (теоретически) причину своего недуга. Это самая распространенная форма недомогания, которую психиатры называют манией, поскольку она гнездится в эгоистической личностной жизни.

3. Третья опасность, от которой должен беречься человек,— это опасность стать одержимым собственными уже воплощёнными идеями, будь они временно правильными или же в принципе неверными. Не забывайте, что все правильные идеи  — временны по природе и должны, в конце концов, обернуться частичной правдой, уступив своё место большей правде. Человек выстраивает мыслеформу вокруг увиденной частичной правды, которая может стать ограничением, сделать его пленником и затормозить его прогресс. Он настолько уверен в своей правоте, что не в состоянии увидеть ничью другую правду. Он настолько может быть убеждён в реальности собственного воплощённого представления о какой бы то ни было истине, что забывает об ограниченности своего мозга, о том, что истина пришла к нему через его собственную душу, следовательно, окрашена его индивидуальностью. Он живёт только для этой малой правды; он не видит никакой другой; он навязывает свою мыслеформу другим; он становится одержимым фанатиком и потому ментально неуравновешенным и опасным не только для себя, поскольку требует подчинения своей мыслеформе других людей. Такие типы чаще всего встречаются среди политиков, научных работников и ортодоксов религии.

Как человеку предохраниться от опасности стать рабом мыслеформы? Как мыслить правильно? Как сохранить то умственное равновесие, что позволяет видеть верно, судить по правде и поддерживать ментальный контакт со своей Душой и Душами своих собратьев?

Первое и главное — непрестанная практика НЕПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА. Она включает непричинение вреда мыслью, речью и, следовательно, действием. Это позитивное непричинение вреда, подразумевающее непрерывную деятельность и бдительность; это не негативная податливая терпимость. Мысль, выраженная в Слове, может стать для каждого человека, совершенно бессознательно для него, его благословением или его проклятием; вот почему наше настоящее невежество относительно свойств мысли и слова часто губительно для людей. «Изречённое слово имеет скрытую мощь не только неизвестную, но даже не подозреваемую»,— предупреждают нас древние мудрецы. Звук и ритм тесно связаны с Четырьмя первичными Элементами, поэтому вибрация, вызванная словом, привлечёт соответствующие Силы, сочетание с которыми произведёт добрые или злые результаты, смотря по условиям.

Наличие зла в окружающем нас мире, включая три дочеловеческих царства, является результатом неправильного применения человеком его собственной психической силы, результатом эгоизма и эгоцентрического подхода. Это проявление сил, сконцентрированных на самоукреплении, самовозвеличивании и самоудовлетворении. Такое положение можно изменить только сознательным культивированием в себе непричинения вреда. Подобное притягивается к подобному, следовательно, если человек встречает вражду и ненависть, то это происходит потому, что в нём самом присутствуют семена вражды и ненависти. Когда их нет, то не существует ничего, кроме понимания и гармонии в отношениях. Практические усилия человека быть в единстве со всеми существами — это первая стадия всеобщей Любви. Но начинать надо всегда с самого себя, чтобы навсегда искоренить семена причинения вреда в своей собственной природе.

Естественная судьба духовного человека обязывает его к совершенному непричинению вреда. Это игнорирование дейст­вия или результата, оказываемого на природу формы; т. е. непричинение вреда — это не негативное, доброе или благотворительное действие, как многие полагают, это состояние ума, которое никоим образом не отрицает суровые или даже крутые меры. Оно касается мотива и включает решимость сделать мотивом любой деятельности добрую волю.

Изучите своё ежедневное поведение, слова и мысли, чтобы сделать их предельно безвредными; настройтесь на такие мысли о себе и других, которые были бы конструктивными и положительными, следовательно, безвредными по своим последствиям. Изучите своё эмоциональное воздействие на других, так чтобы никакое ваше плохое настроение, депрессия или эмоциональная реакция не смогли повредить вашему собрату. В этой связи помните, что неверно направленное яростное духовное устремление и энтузиазм очень легко могут причинить вред вашему собрату, так что следите не только за своими неправильными тенденциями, но и за проявлением своих добродетелей — помощь нужна только там, где о ней взывают. Непричинение вреда — разрушитель всех ограничений; оно привносит в жизнь рассудительность, немногословность, способность воздерживаться от импульсивного действия и духовную беспристрастность.

В ежедневной практике непричинения вреда необходимо задействовать три направления:

а) непричинение вреда мыслью; выражается в правильном мышлении, поскольку основано на интеллектуальной любви; приводит к тому, что человек становится каналом для любовного аспекта Души.

б) непричинение вреда эмоциональной реакцией. В основном, оно обеспечивается контролем над своей речью.

в) непричинение вреда действием. Оно приводит к равновесию, искусному действию, высвобождению творческой воли и пониманию Закона.

Непричинение вреда в позитивном смысле означает достижение той ступени, которая приведёт прямиком к Порталу Посвящения. Непричинение вреда потребует всех ресурсов человеческого существования и займёт много времени. Это не то непричинение вреда, которое вытекает из слабости и сентиментально-любящего настроя, которое ненавидит волнение, потому что оно расстраивает установившуюся гармонию жизни и приводит к дискомфорту. Это не непричинение вреда малоразвитых, негативно настроенных, бессильных мужчин и женщин, которые, обладая весьма малой духовностью, не имеют в себе силы нанести вред.

Это такое непричинение вреда, которое вырастает из негативного понимания и контроля над личностью со стороны Души и неизбежно приводит к духовному проявлению в ежедневной жизни. Оно проистекает из умения входить в сознание и проникать в сущность своего собрата, а по достижении этого всё прощается, забывается и остается только желание помочь. Возьмите в пример истинного Адепта «Правой тропы»: он никогда никого не наказывает, даже своего самого злейшего и опаснейшего врага, он просто предоставляет последнего его Карме: «Господи, возьми судьбу его в Свои руки!»

Второе — воспитание культуры мышления. Это достигается отслеживанием каждой мысли, контролированием мыслительного процесса. Необходимо знать о ценности энергии мысли и не растрачивать её зря на обдумывание типа «как бы чего не случилось» или «что будет, если...»

Мышление должно быть конструктивным творческим процессом для укрепления братства, доброты и сотрудничества. Следует отметить, что для тренировки ума требуется не больше силы воли, чем для тренировки тела. Но если после прекращения тренировок тела мышцы быстро атрофируются, то достижения ума, преодолевшего старые привычки и установившего новый ритм, остаются такими навсегда.

Человечество ещё не задумалось над могуществом энергии мысли, её роли в эволюции и своей ответственности за её чистоту. Следует помнить, что любая человеческая мысль, будь то могучие массовые мысли или индивидуальные динамические идеи, должна, в конце концов, проявиться объективно в физическом мире. Таков неизменный закон, и надлежащее осмысление этого управляющего ментальной энергией закона выявляет опасность неверного мышления и могущество правильного мышления. Человек — хозяин своей судьбы. И это — не расхожая фраза, а доброе пожелание человечеству. Рано или поздно так называемое «общественное мнение» должно уступить место индивидуальному сознанию божественной правды.

Реальность конструируется ментальными актами и зависит от того, ЧТО и КЕМ выбирается для наблюдения. Причём, по космическому закону Аналогий или Соответствий, который гласит: «Что вверху, то и внизу», утверждение об этом верно как для Земли и её обитателей, так и для всего Мироздания в целом. Творит Миры именно эта величайшая энергия, которую люди называют мыслью. Человек изменяет реальность, изменяя свои представления о ней.

Иллюзия есть тот элемент, который входит во все конечные предметы, ибо всё, что существует, имеет не абсолютную, но относительную реальность, поскольку видимость любого объекта зависит от познавательных способностей наблюдателя. Перпендикулярная прямая линия пересекает горизонтальную плоскость лишь в одной математической точке, но может бесконечно продолжаться в глубину и высоту. Так же и сущности вещей истинных имеют лишь существование точки в этом физическом мире, но имеют бесконечную глубину внутренней жизни в метафизическом мире мысли. Реальность проявленного состоит из единства монадических единиц, имматериальных (с нашей точки зрения) и бесконечных. Ничто не постоянно, кроме АБСОЛЮТНОЙ ЖИЗНИ, заключающей в себе нумены всех реальностей.

Тем не менее, все вещи относительно реальны, ибо познающий также есть отражение, и потому все постигаемые им вещи для него являются такими же реальными, как и он сам. На каком бы уровне наше сознание ни действовало, мы и предметы, принадлежащие этому уровню, являемся на это время единственными нашими реальностями. Но, по мере нашего продвижения в развитии, мы постигаем, что в стадиях, через которые мы прошли, мы приняли тени за реальности, и что восходящий процесс Эго состоит из целого ряда прогрессивных пробуждений, и каждое продвижение приносит с собою убеждение, что, наконец-то, теперь мы достигли «реальности». ЭВОЛЮЦИЯ ЕСТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ. Но только когда мы достигнем Абсолютного Сознания и сольём с ним наше сознание, только тогда мы будем окончательно освобождены от заблуждений, порожденных Иллюзией Реальности.

Деятельная мощь Абсолютной Жизни только пробуждает Космос на заре каждого нового Периода, пуская его в движение посредством двух противоположных Сил: центростремительной и центробежной, которые суть мужская и женская, положительная и отрицательная, физическая и духовная силы. Таким образом, объективное выявление Абсолюта на плане Иллюзии происходит парами противоположностей. Это двоякое движение переводит Космос из плана Вечного Идеала в план конечного проявления или же из нуменального плана в феноменальный. Всё, что есть, было и будет — вечное ЕСТЬ. Бесчисленные формы конечны и разрушимы лишь в их объективной, но не в идеальной форме. Когда они разрушаются, как объективные материальные формы, они продолжают существование в Вечности, как идеи. Оккультизм учит, что никакая форма не может быть дана Природой или человеком ничему и никому, что уже не существовало бы как идеальный прототип на субъективном плане. Более того, ни одна форма или образ (мыслеформа) не могут войти в человеческое сознание или возникнуть в его воображении сами по себе.

Всё мыслетворчество человека связано с уровнем его сознания, которое имеет энергетический канал двусторонней связи с соответственным уровнем информационных манасических* полей.

От Богов до людей, от Миров до атомов, от Звёзд до мимолётного света, от Солнца до жизненного тепла малейшего органического существа — мир Формы и Бытия есть необъятная цепь, все звенья которой связаны между собой и должны изучаться по порядку и в их оккультном взаимоотношении. Закон Аналогии есть первый ключ к изучению проблемы мира.

Тайная Доктрина предпосылает, что условное или ограниченное пространство (местонахождение) реально существует только в мире иллюзий, обусловленных и рождаемых нашими познавательными способностями.

Тайная Доктрина учит, что каждый из высших, так же, как и низших миров, переплетается с нашим собственным объективным миром; что миллионы вещей и существ находятся или помещаются вокруг нас и в нас, так же, как и мы вокруг их и в них — это есть не просто метафизический оборот речи, но суровый факт Природы, как бы ни был он непонятен для наших чувств.

Нужно понять фразеологию оккультизма. Например, это Учение отказывается (так же, как и наука) употреблять слова «вверху» и «внизу», «выше» и «ниже» по отношению к невидимым сферам, поскольку там эти понятия не имеют смысла. Термины «восток» и «запад» являются просто условными названиями для помощи нашему человеческому познаванию. Ибо, хотя Земля имеет свои две утверждённые точки в полюсах севера и юга, но восток и запад изменяются в соответствии с нашим положением на поверхности Земли и вследствие её вращения с запада на восток. «Другие миры» (которые упоминаются как лучшие или худшие, более духовные или ещё более материальные, хотя те и другие невидимы) оккультист не помещает вне или внутри нашей Земли, потому что они не имеют местоположения в иллюзорном пространстве человечества. Эти миры как бы слиты с нашим миром, проникая в него и будучи проникаемы им. Существуют миллионы и миллионы миров, видимых нами в телескоп, и ещё большее число за пределами видимости телескопа. Многие из них не принадлежат к нашей объективной сфере существования. Будучи невидимы, всё же они с нами, вблизи нас, внутри нашего собственного мира, хотя их мир так же объективен и материален для них, как наш мир для нас. Адепты, благодаря своему развитому духовному зрению, и некоторые ясновидящие и чуткие организмы могут иногда различить присутствие и близость Существ, принадлежащих к другим сферам жизни. Те, кто принадлежит к духовно высшим мирам, сообщаются лишь с теми земными смертными, которые через свои личные усилия восходят к ним, к высшему плану, занимаемому ими.

«Сыновья Бхуми (Земли) считают сынов Дэва-Лока (Ангель­ских сфер) своими Богами; и сыны низших царств смотрят на людей Бхуми, как на своих Дэв (Богов); люди в своей слепоте остаются в неведении этого... Они (люди) страшатся их и в то же время пользуются ими (для магических целей)...» (4; 1, 757).

Такие невидимые миры существуют. Населённые так же тесно, как и наш собственный, они разбросаны в огромной численности на протяжении явленного пространства. Некоторые из них гораздо более материальны, чем наш мир; другие постепенно утончаются, пока, наконец, не потеряют форму и не станут, как «дыхания». Но в чём же противоречит это представление науке? Разве нельзя предположить, что люди, животные, растения и скалы могут быть одарены совершенно другими чувствами, нежели те, которыми обладаем мы? Разве не могут организмы рождаться, развиваться и существовать согласно другим законам бытия, нежели теми, которыми управляется наш маленький мир? Разве абсолютно необходимо, чтобы каждое телесное существо было облечено в кожаное покрытие, подобно тому, которому были снабжены Адам и Ева в легенде Книги Бытия? Тот факт, что наш физический глаз не видит их, не есть причина не верить в их существование. Физики и химики также не могут видеть свои атомы или силы, однако они верят в них и учат им. Разве не знаем мы благодаря открытиям науки, что мы окружены мириадами невидимых жизней? Если эти микробы и бактерии бесконечно малы и невидимы для нас лишь в силу своей малости, то разве не могут быть у другого полюса существа, такие же невидимые, благодаря качеству материи, составляющей их ткани? Луч Солнца, проникая в помещение, высвечивает мириады малейших сущностей, живущих своей маленькой жизнью и кончающей её независимо и без внимания к тому, замечает их или нет наша грубая материальность. Мы проходили мимо них в течение длинных веков тяжкого невежества. Тем не менее, эти жизни окружали нас тогда так же, как и сейчас. Они продолжают существовать, повинуясь своим собственным законам, и только по мере того, как мы обнаруживаем их по воздействиям, ими производимым, их постепенно признаёт наука.

 

 



Copyright © 2002-2014, А. М. Храброва. Все права защищены.