СОЗНАНИЕ
 


 

 
 

 

Глава VIII

СОЗНАНИЕ.

ТЕОРИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

Абсолютной Реальностью обладает только Единая Жизнь, то непознаваемое, которое человечество неопределённо называет Богом. Реальность любого субъекта с этой точки зрения иллюзорна, поскольку ограничена органами чувств, мировоззрением — тем, что обусловлено его индивидуальным уровнем сознания. При расширении — или повышении — уровня сознания субъекта соответственно его собственные границы реальности раздвигаются. Иллюзорность реальности напрямую зависит от уровня сознания. Но что такое сознание?

Единая Жизнь, циклически проявляясь через материю, производит СОЗНАНИЕ, которое есть великая совокупность всех дифференцированных состояний сознания в их Абсолютном Единстве. Желание сознательной жизни выявляется во всём: от атома до Солнца. Оно есть отражение Божественной Мысли, устремлённой к объективному существованию, к закону, чтобы Вселенная существовала.

По Гегелю: «Бессознательное» никогда бы не предприняло грандиозную и трудную задачу развития Вселенной, если бы не надежда достичь ясного Самосознания» (4;1,96).

В «Изучении сознания» Анни Безант пишет: «Сознание есть единая реальность в самом полном смысле этой часто употребляемой фразы; это следует из того, что любая, где бы то ни было находящая­ся реальность извлекается из сознания. Следовательно, всё, что является мыслью, существует. Мы называем Абсолютным Сознанием то сознание, в котором всё, в самом буквальном смысле, является «возможным», а также «действительным»: действительное — это то, о чём отдельное сознание во времени и пространстве думает, как о чём-то существующем, а всё то, о чём никто и ничто не думает подобным образом в любой период времени и в любой точке пространства,— это возможное. Абсолютное Сознание — это Всё, Вечное, Бесконечное, Неизменное. Сознание, создающее мыслью время и пространство, а также думающее обо всех формах, как о существующих во времени и пространстве в последовательности и на своих местах, есть Универсальное Сознание,.. которое называют Брахманом, Ормуздом или Аллахом. Сознание, имеющее дело с конкретным временем, долгим или коротким, с конкретным пространством, огромным или ограниченным, является индивидуальным сознанием; это сознание конкретного Существа, Повелителя многих вселенных или одной вселенной, или любой так называемой части вселенной, то есть его части, которая, следовательно, является для него вселенной; эти термины варьируются в зависимости от мощи сознания от того, насколько большую часть универсальной мысли некое отдельное сознание способно охватить мыслью полностью; иными словами — вселенная отдель­ного сознания есть то, на что оно способно наложить свою собст­венную реальность, о чём оно способно думать, как о существующем подобно ему самому» (38; 66).

Добавим, что универсальное сознание, проявляясь как сознание во времени и пространстве, включает в себя все формы активности, а также спиральную циклическую эволюцию с точки зрения космической эволюции.

Сознание, являющееся соединением двух полюсов: Духа и Материи, представляет собой Душу всех вещей, оно лежит в основе всех форм, будь то атом или человек, планета или Солнечная система. Конкретное состояние сознания каждой единицы жизни, входящей в состав Единой Жизни, каждая на своём уровне и в своём состоянии бытия, реализуется через форму. По мере того, как единица сознания, трансформируя формы, прокладывает себе Путь от бесконечно малого к бесконечно большому, от микрокосма к Макрокосму, она постепенно обретает расширяющееся состояние сознания и устойчиво возрастающую осведомлённость. Когда-нибудь для человечества станет непреложным в своей ультимативной непоколебимости тот факт, что величественная Вселенная на самом деле есть лишь огромная аггрегация различных состояний сознания.

Только через сознание каждая единица жизни узнаёт себя как Существование и приобретает способность к включению в эволюционный процесс Единой Жизни, путём собственных импульсов устремляясь к новым состояниям сознания, существования и бытия. Человек не может совершенствоваться (по непреложному закону своей коллективной сущности), не пытаясь, не предпринимая усилий для совершенствования других: семьи, рода, нации, человечества — у кого на сколько хватит разума и благой воли. Это есть основные положения ТЕОРИИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

Совершенство, чтобы быть таковым, должно родиться из несовершенства. Нетленное должно вырасти из тленного, имея последнее своим носителем, основой и противоположением. Абсолютный Свет есть абсолютная Тьма и наоборот. В действительности же нет ни Света, ни Тьмы в обителях Истины. Добро и Зло — близнецы, порождение Пространства и Времени под владычеством Иллюзии. Разъедините их, отсеките одно от другого, и они оба умрут. Ни одно из них не может жить само по себе, ибо каждый из них должен быть рождён и создан из другого для того, чтобы получить бытие; оба они должны быть познаны и оценены, прежде чем стать предметами умозрения, поэтому в сознании смертного они должны быть разделены, но разделены только личными усилиями индивида.

Любое проявление Жизни одарено сознанием, присущим именно его виду и на его плане познавания. Мы, люди, должны помнить, что если мы не улавливаем признаков сознания, скажем, в камнях, то это всё равно не даёт нам права говорить, что сознание отсутствует в них.

Нет «неживой» или слепой материи, ибо не существует «слепого» или «бессознательного» Закона. По философии Парацельса: «Всё есть продукт единого, всемирного, творческого усилия... Нет ничего мёртвого в Природе. Всё является органическим и живущим, и потому весь мир есть живой организм» (4; 1, 350).

Понятию «неживой» материи нет места в представлениях оккультной философии, которая никогда не останавливается на поверхностных очевидностях и для которой нуменальные Естества более реальны, чем их объективные соответст­вия. Термины «органический» и «неорганический» в большой мере ответственны за наличествующую в умах многих путаницу и категорическое разделение между телом и духом, жизнью и формой, которое привело к отказу признать сущностное тождество природы их обеих. Дух и энергия — это взаимозаменяемые синонимы, и когда мы говорим «Дух» — мы имеем ввиду высшее эволюционное достижение Материи; точно так же Материя есть для нас крайнее инволюционное состояние Духа; духовная энергия, проявляющаяся в Материи, становится силой, и вся троица— энергия, сила и материя — есть дифференциации проявления Единой Жизни.

Способность познавания существует в семи различных аспектах, соответствующих семи состояниям Материи, каждый из которых, в свою очередь состоит из семиричных групп. Существуют миллионы миллионов состояний сознания, как существуют миллионы миллионов листьев на деревьях; но так же, как нельзя найти двух совершенно одинаковых образцов листьев, так же не бывает двух одинаковых состояний сознания — состояние никогда в точности не повторяется. В человеческих царствах природы (т.е. в Космическом Физическом Плане) оккультистами принято состояния сознания подразделять на семь специфических групп:

а) сознание самой материи;

б) сознание минерального царства;

в) сознание растительного царства;

г) сознание животного царства;

д) сознание животной формы, через которую функционирует человек;

е) сознание эгоистической человеческой личности;

ж) сознание духовного человека.

Семь состояний сознания соответствуют семи планам Бытия. «Как вверху, так и внизу»,— вот основная аксиома оккультной фи­лософии. Логос семеричен, т.е. во всём Космосе он проявляется как семь Логосов под семью различными формами, или, как утверждают учёные брамины, «каждый из них является центральной фигурой одной из главных ветвей Религии Мудрости» (одной из главных ветвей эволюции — прим. авт.). Семь принципов Логоса соответствуют семи состояниям сознания, которые связаны с семью состояниями Материи и семью видами энергии. Все состояния сознания являются качествами Души. Причём в пяти первых случаях — качествами животной Души, определяющими конкретную природу и индивидуальное различие формы, вида, рода, окраски и т. д.

Одним из направлений работы духовной Иерархии планеты является развитие сознания в трёх низших царствах природы.

В минеральном царстве работа Иерархии сводится к развитию функции различения и отбора. Всякой материи свойственна та или иная активность, и в тот момент, когда эта активность направлена на строительство форм, хотя бы самых элементальных, проявляется способность различения.

В растительном царстве к способности различения добавляется способность реагировать на ощущения.

В животном царстве эти зачаточные активность и ощущение усиливаются и обнаруживаются признаки зачаточной воли и цели; можно назвать их наследственным инстинктом, но в действительности они проявляются как цель природы.

Человек един со всем материальным; человек — часть самой природы, а под природой мы имеем ввиду тело той единой Жизни, в Которой «мы живём и движемся и существуем». В этих трёх словах — жизнь, движение, существование — выражена вся история. Существование — это осознавание, самосознание и самовыражение. Жизнь — это энергия, желание в форме, приверженность идее. Движение означает интеграцию и отклик осознающей, живой сущности на универсальную активность.

Сознание эгоистической человеческой личности имеет прин­ципиальное отличие от сознания пяти низших форм, поскольку находит своё выражение через ум человека и полностью отвечает потребностям человеческого эгоизма, направленного на удовлетворение потребностей животного тела с его инстинктами и тенденциями желаний обладания материальной формой. Развитие эгоистической человеческой личности завершает пирамиду крайней индивидуализации проявленной в материи формы. Именно в этот период она становится более человеческой, не чисто животной и не абсолютно духовной, но колеблющейся между обеими стадиями. Человеческое царство в этот период представляет собой великое поле битвы между парами противоположностей, между тягой к Духу и соблазном Материи.

Мышление о себе, как о конкретной индивидуальности, является фактором в произведении всякого рода психических и даже физических явлений. Слова: «...если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море»,— будет» (Матфей, XXI, 21),— не есть пустые слова. Только слово «вера» должно быть дополнено словом «воля». Вера без воли подобна ветряной мельнице без ветра— она лишена следствий.

Сознание индивидуальной человеческой личности находится в плену его пяти органов чувств (кроме них, два на сегодняшний день ещё не проявлены), поскольку именно они определяют его связь с Миром и диктуют ему иллюзию реальности, заслоняя Духовные Миры. Освобождение от плена этих пяти будет трамплином в Духовные Миры, которое сделает из эгоиста служителя человечества.

Тайная Доктрина определяет семь состояний сознания земного человека:

1. бодрствующее;

2. бодрствующе-мечтающее;

3. естественный сон;

4. искусственный сон или сон-транс (гипнотический);

5. психическое;

6. сверхпсихическое;

7. чисто духовное.

Сознание духовного человека является высшей формой сознания, возможного для достижения человечеством, поскольку дальше в своём развитии человек настолько трансмутирует, становится синтетическим Эго, что это будет качественно другая Сущность и в другом мире. Сознание духовного человека вырабатывает огромную, всё ещё неосознанную и невостребованную человечеством психическую энергию, которая есть свойство Души планетарной жизни, приносящее с собой способности и знания иного порядка по сравнению с сознанием индивидуальной человеческой личности. Сознание духовного человека способно переживать и регистрировать непрерывность Бытия. Это означает новое осмысливание того состояния, которое сейчас называется смертью. В сознании духовного человека реализуется групповое сознание, групповая любовь и групповая цель. Имеются несколько стадий реализации сознания духовного человека — от крошечного группового распознавания Иерархии до окончательной групповой осведомлённости Жизни. Сознание духовного человека растёт в направлении Бесконечности, чтобы однажды стать её сознательной частью. Так создаётся не просто самосознание, но универсальное сознание. Выше универсального достигается солнечное сознание (в пределах Солнечной системы) и космическое сознание (за её пределами), но последним высочайшим достижением в Солнечной системе обладают только Планетарные Логосы (Семь Духов перед Престолом) и Владыки Кармы («четыре колеса» Иезекииля).

Балдур Р. Эбертин в книге «Карма. Опыт прошлых жизней» использует для определения понятия непрерывности сознания термин «реинкарнационное сознание», имея ввиду особую «разновидность памяти» «о предшествующих жизнях», которая «пронизывает все уровни души» и «достигает первооснов жизни и восприятия» (23; 128). Мы не будем спорить о терминах, поскольку процесс овладения непрерывным сознанием бесконечен так же, как эволюция, и один из начальных этапов этого процесса вполне имеет право называться термином «реинкарнационное сознание», автор которого достоин самого глубокого уважения за попытку научной разработки идеи.

Вернер Траутман в книге «Естествоиспытатели подтверждают реинкарнацию» даёт следующее определение непрерывного сознания: «Под непрерывным сознанием мы могли бы понимать то интегрируемое вышестоящее, что непрерывно объединяет даже многочисленные существования новоорганизующейся материи или распадение материи» (23; 84).

Тайная доктрина определяет непрерывность сознания как сохранение индивидуального сознания при переходе духовной сущности человека — Монады — с одного уровня Космического Физического Плана (КФП) на другой в процессе смерти его физического тела на физическом уровне КФП, а также существования на тонких уровнях КФП между воплощениями на Земле. Непрерывность сознания приходит не вдруг, но постепенно, вместе с соответствующим развитием высших монадических тел (так называемой Духовной Триады — АтмаБуддхиМанас).

Развитие осмысления темы «сознание» прослеживается в преемственной последовательности работ от Зигмунда Фрейда (индивидуум) через модели К. Г. Юнга (индивидуум + коллектив) и Липода Шонди (индивидуум + род + коллектив) к представлению Балдура Р. Эбертина, который увенчал эту пирамиду «космическим сознанием».

Любопытно отметить, что в «Психологическом комментарии к «Тибетской книге мёртвых. Бардо Тхёдол» К. Г. Юнг писал: «Мир богов и духов,— на самом деле, не что иное, как «ничего, кроме» коллективного бессознательного внутри меня. Чтобы переиначить эту фразу наоборот и прочитать: коллективное бессознательное — это мир богов и духов вокруг меня, никакой интеллектуальной акробатики не нужно, потребуется лишь целая человеческая жизнь, возможно, даже множество жизней, каждая из которых будет всё более и более полной. Заметьте, что я не говорю всё более и более «совершенной», потому что те, кто «совершенны», делают открытие совершенно другого рода» (42; 35).

Таким образом, психология пришла к идее «многослойности» сознания, интерпретируя и приспосабливая современную науку для понимания Тайной Доктрины. Что же касается классификации «многослойности», то она — и это закономерно — будет ещё не раз уточняться.

Как проявляется сознание? Давайте попробуем вникнуть в сущность этого слова: сознание, соприкосновение со знанием, сопричастность к знанию Истины. Насколько человеком осознаётся его сопричастность к Истине, т.е. к цели Господа, насколько сам для себя он считает возможным сотрудничество с планом Господа, настолько проявляется уровень его сознания.

Для самопознания нужно, чтобы сознание и распознавание были осознаны — обе эти способности являются ограниченными по отношению к любой Сущности, исключая Абсолют. Конечное не может понять бесконечное так же, как конкретное сознание не может быть атрибутом абстрактного сознания.

Сознание предпосылает ограничения и определения: нечто, чтобы быть осознанным, и кого-то, чтобы осознать эту вещь. Только Абсолютное Сознание вмещает познающего, вещь познаваемую и самопознание: все три в одном, и все три едины.

Ни один человек не может сознавать более той части своего знания, которая вызвана его умом в любой определенный момент. Но такова бедность языка, что мы не имеем термина, чтобы отличить знание, о котором мы сейчас не думаем, от того знания, которое мы не можем вызвать в памяти. «Забыть» является синонимом «не помнить». Насколько же больше должна быть трудность в нахождении терминов для описания и распознавания абстрактных и метафизических фактов или различий! Также не следует забывать, что мы даём наименования вещам согласно тем видимостям, которые они принимают для нас. Мы называем Абсолютное Сознание «бессознанием», ибо нам кажется, что это неизбежно должно быть так. Точно так же мы Абсолют называем «Тьмой», поскольку для нашего предельного понимания он представляется совершенно непроницаемым. Тем не менее, мы вполне осознаём, что наше познание подобных вещей не соответствует действительности, т.к. даже понятие «идеальное» является ложным, когда оно применимо к тому, что никакой человеческий ум не может себе представить.

«Удовлетворение любопытства есть конец знания для некоторых людей»,— так сказал Бэкон, который был так же прав, высказав этот труизм, как и те, кто оградил МУДРОСТЬ от Знания и определил границы тому, что может быть выдано в определённое время... Запомните:

«ЗНАНИЕ ОБИТАЕТ В ГОЛОВАХ, НАПОЛНЕННЫХ МЫСЛЯМИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, МУДРОСТЬ В УМАХ, ВНИМАТЕЛЬНЫХ К СВОИМ СОБСТВЕННЫМ» (4; 1, 219).

 

 



Copyright © 2002-2014, А. М. Храброва. Все права защищены.