ВВЕДЕНЕ в кн.2
 


 

 
 

 

Глава I

ВВЕДЕНИЕ В АНТРОПОГЕНЕЗИС

Во второй части речь будет идти об эволюции человечества на Четвёртом Глобусе Второй Солнечной системы, на том, на котором мы с вами живём и который называем планета Земля.

Один из основных способов для познавания Мира — это понимание себя, и дельфийское предписание — «человек, познай самого себя» — было вдохновенным изречением, предназначенным дать человеку ключ к познанию тайн Природы.

Сколько времени потребовалось Миру, чтобы он стал тем, что есть сейчас? Но даже сегодня первозданная космическая пыль оседает на нашу планету. На протяжении бесчисленных миллионов лет, истекших со времени агрегации и формирования этой пыли в планету вокруг ядра разумной Первичной Субстанции, многие человечества (настолько же отличающиеся от нашего настоящего человечества, насколько грядущее человечество будет отличаться от современных рас) появлялись, чтобы исчезнуть с лица Земли, как в своё время исчезнет наше.

Эти примитивные, архаические человечества отвергаются, потому что археологи не находят их окаменевших, осязательных останков. Однако их останки (действительно, в очень небольших количествах) должны быть открыты и уже сейчас открываются археологическими изысканиями. Так, Карл Баух на берегу реки Палихи в штате Техас (США) обнаружил окаменевшие следы босых человеческих ступней на окаменевшей тропе динозавров. Но даже если эти и другие немногочисленные окаменелости не будут признаны наукой как человеческие, нет причины утверждать, что человек никогда не мог жить в те отдалённейшие геологические периоды.

Поэтому, когда мы говорим о людях первых Рас, обитавших на Земле, мы не имеем ввиду ни физическое строение современных людей, ни существующие в нашу эпоху физико-климатические условия Земли. Земля и Человечество, подобно Солнцу и планетам, растут, изменяются, развиваются и постепенно эволюционируют на протяжении своих жизненных периодов.

Мы рассматриваем жизнь как Единую Форму Существования, проявляющуюся в том, что именуется Материей; или же в том, что, неправильно разделяя, мы называем в человеке Дух, Душа и Материя. Материя является проводником для проявления Души на этом плане существования. Душа же есть проводник на высшем уровне для проявления Духа, и эти трое есть единая Троица, синтезированная Жизнью, насыщающей их всех.

Монада (или Джива) сама по себе не может быть названа Духом; это есть Луч, Дыхание Абсолюта или, скорее, сама Абсолютность. Абсолютная однородность, не имея отношения к условной и относительной законченности, бессознательна на нашем плане, поэтому, кроме материала, который ей потребуется для её будущей человеческой формы, Монада нуждается в:

а) образце, духовном прообразе для оформления этого материала;

б) разумном сознании, чтобы направить её эволюцию.

Поэтому эволюция человеческой цивилизации невозможна без духовных наставников и организаторов, которыми для нас является Иерархия Дхиан-Коганов. Человечество, рассматриваемое с психической точки зрения, подразделяется на различные группы, причём каждая группа связана с одной из групп Дхиан-Коганов, создавших психического человека. Именно так человек получил своё начало от прообраза во всех смыслах более высокого, чем он сам.

Эволюция человека началась задолго до земной и под другим Солнцем. Лунные Питрисы сформировали энергетические монадические матрицы прообраза тела человека ещё в Первой Солнечной системе, но и тогда они всё же не были закончены и не обладали рассудком. В Третьем Круге Второй Солнечной системы (предыдущем нашему Глобусу) человек был всё ещё гигантской обезьяноподобной тварью; и когда мы говорим «человек», может быть, мы должны были бы сказать, что это скорее была грубая форма, которой человечество смогло воспользоваться лишь в этом Круге. На протяжении первых трёх с половиной Коренных Рас нашего Четвёртого Глобуса, т. е. до серединной или поворотной точки, именно астральные тени или протоплазмические образцы (как назвала их Е. П. Блаватская) Лунные Питри являлись формирующими силами в Расах, строящими и направляющими эволюцию физической формы к совершенству — и это совершалось за счёт пропорциональной утраты духовности. Затем от этой поворотной точки Высшее Эго, или воплощающийся принцип Разума, подаренный человечеству представителями Высших Духовных Сил, начинает властвовать над животным Эго и руководить им во всех случаях, если только последний не влечёт его книзу. Вплоть до нашей Пятой Расы внешний облик человека изменялся, физическое тело уплотнялось с каждой субрасой. Одновременно изменялась форма и физическое строение флоры и фауны, т. к. они должны были приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям жизни на этом Глобусе в течение геологических периодов его цикла формирования. Эти изменения будут продолжаться с каждой главной субрасой и с каждой Коренной Расой до последней из семи на нашей планете.

Подытожим некоторые эзотерические аксиомы:

1. В каждой Манвантаре (имеется ввиду Солнечная система) проявляются семь Кругов-Глобусов. Наш Глобус четвёртый.

2. В каждом Глобусе эволюция проходит свой путь последовательно через семь Коренных Рас. Мы сейчас переживаем пятую Коренную Расу.

3. Эволюция Рас всегда происходит сериями взлётов и падений.

4. Эволюция низших царств Природы (животных, растений и минералов) напрямую связана и зависит от эволюции человечества; растительный, животный и минеральный мир изменяется с каждой новой Коренной Расой.

5. Каждая Коренная Раса имеет семь субрас. Основная масса современного человечества принадлежит к середине пятой субрасы.

6. Каждая субраса, в свою очередь, имеет семь ответвлений, которые могут быть названы «ветвью» или «родственной» расой. Малые племена, ветви и ответвления последних бесчисленны и зависят от действия Кармы.

С целью помочь читателю разобраться в подразделениях человечества предлагаем схему №8 «Генеалогическое дерево человечества Четвёртого Круга».

 

1

 

Главный ствол сравнивается со всем человечеством Четвёртого Круга. Все большие ветви — с семью Коренными Ра­сами. На каждой из этих ветвей — семь веточек или субрас. Кактусообразное растение является удачной иллюстрацией, т. к. его мясистые «листья» покрыты острыми иглами, каждая из которых может быть сравнима с родственной расой. Человеческие расы рождаются одна от другой, растут, развиваются, стареют и умирают. Субрасы, родственные расы и народы следуют тому же правилу. Смешанные человеческие расы, в свою очередь, являются семенами для совершенно новых рас, которые продолжают формироваться и в наши дни.

«Тайная Доктрина» утверждает, что наша Пятая Коренная Раса существует уже около миллиона лет, но попытка дать определённые сроки для каждой Коренной Расы может привести к безнадежной путанице, т. к. все расы, субрасы и т. д. до их мельчайших ответвлений находят друг на друга и переплетаются между собой до такой степени, что, подчас, нет никакой возможности разделить их. Но можно сказать, что срок жизни каждой субрасы оценивается приблизительно в 210 000 лет, а каждая родственная раса имеет срок существования около 30000 лет. Весьма любопытно отметить приблизительное соответствие в продолжительности жизни родственной расы и длительности Звёздного Года в 25868 лет.

Истинная продолжительность первых двух с половиной Рас скрыта от всех, кроме высших Посвящённых.

Следует помнить, что не бывает точно обозначенного конца Расы или субрасы (подрасы). Конец одной из них пересекается с началом другой. Существует огромная продолжительность времени, когда более старшая Коренная Раса теряет свои отличительные признаки и принимает новые черты более молодой Расы. Во время периодов пересечения огромное количество представителей различных рас умирают в результате войн, природных катаклизмов и болезней. Выживают только избранные, наиболее приспособленные и отвечающие целям эволюции остатки различных рас. Вот и сейчас на обоих полушариях нашей планеты тихо и незаметно происходит образование новых рас в тех государствах, где, благодаря сообщности людей различных национальностей и бракам между ними, зарождается физически и умственно новый человек.

За несколько столетий до начала Кали-Юги в 3102 году до Р. Х. в 20-м Комментарии было сказано: «Мы (Пятая Коренная Раса) в нашей первой половине (продолжительности) восхождения (на ныне восходящей дуге Цикла) находимся в срединной точке (или между) Первой и Второй Расы — нисходящих (то есть Расы были тогда на нисходящей дуге Цикла)... Вычисли сам, Лану, и узри» (4; 2, 375).

 

2

 

Вычислив согласно совета, мы находим, что во время того переходного периода, а именно во второй половине Первой, духовно-астральной Расы, нарождавшееся человечество было лишено элемента мозгового интеллекта, поскольку находилось тогда на нисходящем пути. Т. к. мы сейчас находимся на восходящей линии на параллельной дуге, то поэтому лишены духовного элемента, который в настоящий момент заменён рассудком. Запомните, что сейчас мы находимся в манасическом периоде Цикла Рас, или в Пятой Коренной Расе, и, следовательно, уже перешли срединную точку совершенного равновесия между Духом и Материей — или равновесия между мозговым рассудком и духовным пониманием. Однако, нужно иметь ввиду один важный момент.

Мы находимся в Четвёртом Глобусе, но только в Пятом Глобусе будет достигнуто, наконец, полное развитие Манаса* как прямого луча от Всемирного Махата*, луча, более не задерживаемого Материей. Тем не менее, так как каждая субраса и нация, и народность имеет свои циклы и стадии в эволюционном развитии, повторяющиеся в меньших размерах, то тем более это относится к Коренным Расам. Наша Пятая Коренная Раса уже перешла экваториальную линию и начала восхождение на духовный Олимп. Одновременно с этим некоторые из современных нам субрас всё ещё находятся на теневой, нисходящей дуге их соответствующих национальных циклов, в то время как другие — наиболее древние, перейдя критическую точку, которая одна лишь решает, погибнет или же будет жить та или другая раса, племя или народность — находятся на вершине духовного развития как субрасы.

Но эволюционные процессы неоднозначны: так, например, Врождённый Закон Прогрессивного Развития контролируется и изменяется Законом Замедления, который при появлении более высокого типа налагает ограничение на прогресс всех нижестоящих на лестнице эволюции видов.

Изучая эволюцию человеческой цивилизации необходимо всегда иметь ввиду действие закона Взаимозависимости всех членов эволюционного процесса. Этот закон относится ко второй группе законов Души и означает достижение определённого максимума для развития отдельных членов человеческого сообщества, выше которого любой человек не сможет «перешагнуть», не предприняв активных индивидуальных усилий для духовного образования менее образованных людей. Говоря иначе, этот закон запрещает любому представителю любой расы в своём развитии далеко отрываться от основного количества расы, поскольку существует определённое минимальное усреднённое состояние развития, которое должно быть достигнуто всеми средними представителями расы прежде, чем отдельные её представители смогут достичь оптимального для этого цикла состояния. Впрочем, в каждом правиле есть исключения: устремлённость продвигает эволюционный статус. Не забудем, что в ходе эволюции события в значительной степени ускоряются.

В истории каждой расы на ранних стадиях засвидетельствовано установление временного чувства единства, когда предыдущий раскол был исцелён и первоначальная двойственность разрешена в единство. Затем осуществляется растущее распознавание новой области выбора, основанное на возникновении более высоких ценностей, и, наконец, начинается период кон­фликта в сознании индивидуума и человечества в целом, так как предпринимается попытка разрешить новую, ещё более высокую двойственность, с которой сталкивается человек или Раса.

Сокровенные книги рассказывают нам о семи материках, четыре из которых уже отжили своё время, пятый же ещё существует, и ещё два должны появиться в будущем. Каждый из материков не есть, строго говоря, материк в современном значении этого слова, но их наименования (Джамба, Плакша, Шалмали, Куша, Краунча, Шака и Пушкара) относится вообще:

1. к землям-сушам, покрывающим поверхность планеты в течение периода Коренной Расы;

2. к тому, что осталось от них до наших дней после геологической расовой Пралайи, как, например, Джамбу, или Белый Остров, который избегает общую судьбу всех материков и не может быть уничтожен ни водой, ни огнём, потому что он есть «Вечная Земля». Я думаю, вы уже догадались, что речь идёт об Антарктиде;

3. к тем местностям, которые войдут после будущих катаклизмов в формирование новых мировых материков, т. е. речь идёт о коренной суше (Упадвипа). Примером Упадвипа являются некоторые части Америки, Африки и Центральной Азии, которые войдут в состав Шестого и Седьмого материков (Шака и Пушкара). Эзотерическое утверждение рекомендует:

«Ищи останки твоих праотцев на высоких местах.

Долины выросли в горы, и горы обрушились на дно морей» (4; 2, 912).

Само собой разумеется, что ни наименование Гипербореи, ни Лемурии, ни Атлантиды не являются истинными архаическими названиями погибших материков, но приняты нами просто для ясности. Например, наименование Атлантиды было дано тем частям материка Четвёртой Расы, которые находились за пределами «Геркулесовых столбов» и остались над водой после общего катаклизма. Последний остаток их — Атлантида Платона. Наименование это является заменой или попыткой перевода настоящего имени. Большинство правильных названий стран и островов можно найти в Пуранах.

Первая Раса проявилась как духовная внутри и эфирообразная внешне. Вторая — психо-духовная и эфиро-физическая телесно. Третья — в начале всё ещё лишённая разума и астрофизическая телесно. В программу естественного развития не входило, чтобы человек, хотя он и является высшим животным, стал бы сразу умственно, духовно и психически тем Полубогом, каким он является сейчас, тогда как на протяжении первых Рас его физическое строение оставалось бы слабым, беспомощным и эфирообразным по сравнению с почти любым огромным млекопитающимся. Контраст слишком нелеп и груб; святилище слишком недостойно Бога, в нём обитающего.

Из Комментария Учителей: «Внутренний, теперь сокрытый человек, был тогда (вначале) внешним человеком. Будучи порождением Дхиани (Питрисов), он был «сыном по образу и подобию Отца своего». Подобно Лотосу, внешняя форма которого постепенно принимает форму образца внутри него, форма человека вначале развивалась изнутри наружу. После цикла, в котором человек начал порождать свой род способом, подобным настоящему животному царству, положение изменилось, стало обратным. Человеческий плод следует ныне в своих преображениях всем формам, которые принимались человеческим физическим строением на протяжении трёх Кальп (Глобусов), во время тех попыток и усилий, которые делались бессмысленной (в силу несовершенства) материей в её слепых блужданиях, чтобы окружить и покрыть Монаду. В настоящую эпоху физический эмбрион является последовательно растением, пресмыкающимся, животным прежде, чем он становится, наконец, человеком, развивающим, в свою очередь, внутри себя свой собст­венный эфирный двойник. Вначале именно этот двойник (астральный человек), будучи неразумным, запутался в сетях материи» (4; 1, 239).

Любопытно, что давно известная оккультизму последовательная трансформация эмбриона в лоне матери сейчас известна биологам как закон Геккеля-Мюллера. Оккультисты, имея ввиду его расширенное понимание, утверждают, что Монада, согласно Врождённому Закону Прогрессивного развития, должна упасть в зарождение, т. е. Монада должна пройти через все циклы материальной жизни и стать духовной мощью в физической клеточке, направляющей в развитии человеческого эмбриона и являющейся причиной наследственной передачи способностей и всех врождённых качеств в человеке.

Чарльз Дарвин (1809–1882) в 1859 году опубликовал свой основной труд «Происхождение видов путём естественного отбора». В нём выдающийся учёный впервые убедительно доказал, что всё живое на Земле — растения, животные и сам человек — появилось в результате длительного непрерывного и направленного эволюционного развития организмов от низшего к высшему, в тесной связи с изменениями геологической среды. Но естественный отбор не является сущностью эволюции, это всего лишь удобное выражение для описания способа, по­средством которого устанавливается выживание приспособленного и уничтожение неприспособленного в борьбе организмов за существование. Идея «естественного отбора» встречается с эволюцией только на полпути и составляет только одну из частей Тайной Доктрины, когда астральная эволюция уступает место действию обычных физических сил, т. е. дифференцирующие причины, известные современной науке (климат, пищевой режим, территориальная обособленность и др.) вступают в действие только после того, как произошло уплотнение первичных, животных коренных типов из астрального состояния до физического. Согласно эзотерическому учению, физическая эволюция развивается постепенно из духовной, умственной и психической. Именно эта «внутренняя душа» физической клеточки и является ключом, которым учёные откроют со временем врата terra incognita науки о человеке. Собственно, процесс изучения энергетической природы человечества всё ещё осторожно, но уже необратимо набирает мощь. И прогрессивные представители науки уже соглашаются, что «...можно воспринимать человеческий организм, любой животный организм как форму белково-нуклеиновой жизни. Но можно предположить, что в белково-нуклеиновой жизни сочетаются и другие организации. По нашим материалам — это полевые, малоизвестные нам формы, которые отвечают современным научным понятиям жизни — живого существа. Это означает, что известный из научно-фантастической литературы миф или предположение о встрече разных биологических существ — вовсе не фантазия. Возможно, такая встреча разных форм живого существа уже произошла ... на планете Земля! И эволюция биологических объектов — это не чисто белково-нуклеиновая, мутационно-отборочная система, как мы привыкли считать согласно теории Дарвина, а способ существования в белково-нуклеиновом веществе другой формы или других форм жизни!» (7; 1, 32)

Вообще во всём, что относится к доисторическим и грядущим временам, мы рекомендуем читателю иметь ввиду мудрые слова Монтеня. Великий французский философ сказал (Essays, XXVI): «Доказательством глупейшего самомнения является пренебрежение и признание ложным того, что кажется нам не отвечающим признакам правдоподобности и истины: это обычная ошибка, совершаемая теми, кто уверяет себя, что они более одарены, нежели заурядный человек...

Но разум научил меня, что признавать вещь решительно, как ложную, равносильно тому, что начать приписывать себе преимущество знать границы и пределы, положенные Волею Божьей, а мощь нашей общей Матери-Природы привязать к своему рукаву, и что нет большего безумия в этом мире, как умалить их по меркам наших способностей и ограничениям нашей самодовольности...

Если мы назовём чудовищными или чудесными те вещи, которые наш разум не может охватить, то сколько же такого рода фактов ежедневно встают перед нашим взором? Обратим внимание, через какие покровы и насколько слепо достигаем мы познания большинства вещей, проходящих через наши руки; поистине, мы убеждаемся, что привычка скорее, нежели наука, заставляет нас допустить их странность, и если бы эти вещи были явлены нам вновь, мы несомненно признали бы их такими же невероятными и неправдоподобными или даже более неправдоподобными и невероятными, нежели другие» (4; 2, 426).

 

 



Copyright © 2002-2014, А. М. Храброва. Все права защищены.