ВОССТАНОВЛЕНИЕ
 


 

 
 

 

Глава X

СМЕРТЬ. ПРОЦЕСС ВОССТАНОВЛЕНИЯ

В этой главе мы рассмотрим процесс Восстановления, управляющий периодом удаления Души с физического плана и из двух своих феноменальных аспектов: плотного физического тела и эфирного тела. Несколько неожиданное, на первый взгляд, название — «восстановление» — абсолютно точно определяет суть процесса, когда сложнейшая духовно-физическая организованная система под названием «homo sapiens» — человек разумный — разделяется на независимые составляющие, которые возвращаются каждый к своему Первоисточнику и восстанавливают своё единство с Ним.

Этот процесс относится к искусству умирания.

Искусство умирания или удаления — это мудрое, правильное и своевременное возвращение или восстановления тела в источник составляющих его элементов, и отдача Души источнику её сущностного бытия. (2; 308)

Оно относится к двум видам деятельности внутреннего духовного человека: изъятию контроля у троичного, низшего человека, и процессу перефокусировки на конкретных уровнях ментального плана как точке лучезарного света.

Есть одно интересное исключение, которое не так уж редко встречается, когда Душа, выполнив свою задачу, решает расторгнуть свой союз с физическим планом и осуществляет своё решение, но влияние личности и её связь с формой настолько сильны, что она (личность — как совокупность физического, астрального и низшего ментального тел) продолжает функционировать годами. Если личность высокоразвита, то немногим под силу заметить, что Души нет, а если такое случается с детьми, то проявляется слабоумие, т. к. не было времени обучить низшие личностные проводники.

Искусство умирания — это то, с чем неизбежно сталкиваются все по-настоящему больные люди, и к чему здоровые люди должны подготовиться благодаря правильному мышлению и оптимистическому ожиданию. Нездоровое отношение большинства людей к предмету смерти и их отказ от его рассмотрения, пока они в добром здравии — вот то, что требует сознательного изменения. Христос продемонстрировал своим ученикам верное отношение, говоря о Своём уходе и упрекая их, когда они опечалились, напомнив, что идёт к Своему Отцу. Христос имел ввиду, что он, оккультно говоря, возвращается к Монаде. Обыкновенные люди и те, кто находится ниже посвящённого третьей степени, возвращаются к Душе.

Оккультный закон гласит: «Как вверху, так и внизу»,— поэтому величайшие события в жизни как микрокосма — человека, так и макрокосма соответственны. Ярким примером этому является завершение цикла проявления в объективности, то, что люди называют смертью. Поэтому, по-возможности, при описании этой темы мы постараемся провести параллель соответствия между разными космическими Сущностями.

Напомним, что в человеческом теле имеется более крупное витальное тело и эфирное тело, которые оживляют физическое тело и являются его энергетической копией. Эфирное тело составлено из центров силы и нади, или силовых линий. Последние лежат в основе или являются копией нервной системы. В двух местах человеческого тела для этих сил имеются выходные отверстия, если можно употребить столь нескладную фразу. Одно отверстие — в солнечном сплетении, другое — в голове, в точке родничка. Защищает их густая паутина эфирной материи, состоящая из переплетённых прядей жизненной энергии.

В процессе смерти, под давлением жизненной энергии, в конце концов, образуется прокол или отверстие в эфирной ткани. Из него выходит жизненная сила, которая усиливает импульс к отделению Души. У животных, детей и тех мужчин и женщин, которые поляризованы целиком в физическом или астральном телах, выходной дверью является солнечное сплетение; именно здесь паутина эфира прокалывается, открывая выход. У ментальных типов людей, у более развитых человеческих единиц разрывается паутина на верхушке головы в области родничка, опять-таки открывая выход мыслящему рациональному существу. Таким образом, жизненная направленность и фокус жизненного внимания определяют способ выхода во время смерти. Очевидно, что один выход предназначен для духовных и высокоразвитых людей, тогда как другой — для человеческих существ, стоящих на низкой ступени развития, которые едва перешагнули животную стадию. А что происходит со средним человеком? Сейчас временно используется третий выход. Непосредственно под верхушкой сердца имеется ещё одна точка эфирной паутины, закрывающая выходное отверстие.

Имеем, таким образом, следующее:

1. Выход из головы, используемый интеллигентными людьми, учениками и посвящёнными мира.

2. Выход из сердца, используемый добрыми, благожелательными мужчинами и женщинами — хорошими гражданами, приятными друзьями и филантропами.

3. Выход из области солнечного сплетения, используемый теми, в ком сильна животная природа.

Процесс Восстановления как «предсмертный опыт» в последнее столетие привлёк к себе серьёзное внимание учёных благодаря множественным рассказам «очевидцев» — людей, переживших по разным случаям клиническую смерть. Эти свидетельства, документально изложенные и изданные («Жизнь после жизни», Раймонд А. Моуди, 1975 г ., «О смерти и умирании», Элизабет Кюблер-Росс, 1969 г .), совершенно точно — с эзотерической точки зрения — описывают субъективные, осознанные переживания человеческой Души «за порогом» смерти. Этим переживаниям Раймонд А. Моуди дал даже названия и описал их основные характеристики:

1. Невыразимость — их невозможно описать обычным языком.

2. Человек слышит сообщение о своей смерти.

3. Чувство умиротворённости.

4. Шум.

5. Тёмный тоннель.

6. Освобождение от тела.

7. Встреча с другими.

8. Встреча с сотворённым из света.

9. Просмотр всей жизни.

10. Граница, порог между жизнью и смертью, переступив который, уже нельзя вернуться в физический мир.

«Описание подобного многоступенчатого путешествия было дано в «Тибетской книге мертвых», запечатлевшей коллективную мудрость многих поколений тибетских праведников. Участвовавшие в создании этого трактата мудрецы верили в то, что процесс умирания является искусством, которым необходимо овладеть должным образом. «Тибетская книга мертвых», которую читали в последнюю минуту жизни или даже умершим во время похоронного обряда, готовила человека к предстоящему переходу. Её слова также помогали живым сформировать правильное отношение к смерти и не удерживать напрасно своей любовью умирающих в этой жизни.

Сходство между ранними стадиями умирания, указанными тибетскими мудрецами, и типичным предсмертным опытом, описанном в XX-м веке, поразительно. В соответствии с учением тибетского буддизма умирающие сначала оказываются как бы висящими
в пустоте. Они находятся в сознании и иногда могут слышать грохот или свистящие звуки. Иногда их окружает смутный сероватый свет.

Затем умирающие осознают, что оставили своё физическое тело. Они ошеломлены и сначала не верят этому, потому что не чувствуют в себе изменений. И когда они видят и слышат оплакивающих их родных и друзей, готовящихся к похоронам, умершие пытаются заговорить с дорогими им людьми, но ответа не получают. В конце концов, осознав всю сложность своего положения, они замечают, что у них всё-таки есть некое подобие тела, сияющее и нематериальное. Они обнаруживают, что в таком состоянии могут беспрепятственно проходить сквозь твёрдую каменную стену. А перемещаться для них — значит, просто пожелать очутиться где-то. По мере движения в царство света Души освобождаются от своей эмоциональной привязанности к земному существованию. В это время они могут лицезреть духовных существ, которые выступают их судьями и показывают им, как в зеркале, их жизнь и поступки. В конце концов, умирающие проникаются чувством умиротворённости и спокойствия, но они всё ещё ощущают готовность или покинуть мир навсегда, или вновь вступить в круг рождения и смерти, однако уже больше осознавая иллюзорность жизни» (17; 59).

Итак, в виде так называемого ПСО (ПредСмертного Опыта) человечеству дано материальное физическое подтверждение о продолжении «жизни после жизни». С эзотерической точки зрения, феномен ПСО — это возвращение людей, переживших клиническую смерть, в существование физического плана в точный момент полного физического восстановления. Феномен ПСО возможен в том случае, если сознательная сущность всё ещё занимает эфирное тело, хотя её отделение от плотного физического тела полностью завершилось, но астральное тело вместе с ментальной природой всё ещё остаются эфирно поляризованными.

Последовательность эзотерических событий в момент смерти человека и освобождения Монады от материального мира следующие:

ПЕРВОЕ

Прекращается желание быть в физическом проводнике: смерть неизбежна, если отсутствует воля-к-жизни. Таков завершающий результат окончания любого цикла эволюции. Настоящая смерть, согласно закону, вызывается достижением цели и, отсюда, прекращением устремления. Это верно и для индивидуального человеческого существа, и для Логоса. Душа издаёт «слово удаления» со своего собственного плана, что является немедленной командой для начала внутреннего физиологического процесса:

а) Некоторые физиологические изменения имеют место во время болезни в области сердца, затрагивающие также три большие системы, обусловливающие физического человека: кровоснабжение, нервную систему и эндокринную систему.

б) Вибрация пробегает по нади.

в) Особым оккультным образом затрагивается кровеносная система. Кровь изменяется преимущественно под влиянием эндокринной системы. Эндокринные железы в ответ на зов смерти выделяют в кровь фермент, который, в свою очередь, поражает сердце и вызывает ответную активность мозга. Наличие в крови «фермента смерти» является одной из главных причин комы и потери сознания.

г) Имеет место психический тремор, в результате которого прекращается связь между нади и нервной системой; при этом эфирное тело отделяется от своей плотной физической оболочки, хотя всё ещё пронизывает все её части.

Здесь часто бывает пауза меньшей или большей продолжительности. Она необходима для гладкого и безболезненного процесса высвобождения Монады. Освобождение нади начинается с глаз. Процесс отделения часто проявляется в виде расслабления и отсутствия страха, которому умирающие часто подвержены. Умирающие в этот момент являют собой состояние мира, готовность уйти и неспособность к умственному усилию, как будто умирающий, всё ещё сохраняя своё сознание, собирает все свои ресурсы для окончательного ухода.

ВТОРОЕ

У духовно развитых людей Монада в одеянии астрального тела (Линга Шарира), тела ума (Манас), тел Буддхи-Атма пробирается по сушумне (энергетическому каналу, соединяющему сердце и энергетический центр в темени — Брахмарандру) к Брахмарандре. У неразвитых и средних людей Монада покидает тело через солнечное сплетение или точку в районе верхушки сердца.

Одновременно организованное эфирное тело, освобождённое от всех нервных связей, действием нади начинает собираться для окончательного отхода. Оно «стягивается» от периферии в направлении необходимой «выходной двери» и концентрируется в примыкающей к ней области в ожидании окончательного «натяжения» руководящей Монады.

Это движение сопровождается замедлением и постепенным прекращением циклического ритма, чем достигается адекватная вибрация, и работа завершается. В этот момент Монада в одеянии прокалывает эфирную паутину в соответствующей точке и выходит в окружающую физическое тело эфирную субстанцию. Собственно, это и есть момент клинической смерти, поскольку именно тогда обрывается нить эфирного тела, в которой заключена астральная пуповина, связывающая физическое и тонкие тела. В этом пункте описано то, что стоит позади всем хорошо известного слова «агония».

ТРЕТЬЕ

Тонкие тела удаляются в примыкающий к физическому телу эфирный объём и уплотняются здесь. Эта область, окружающая физическое тело, сейчас часто и ошибочно называется аурой. Эфирное тело принимает неопределённые очертания человеческой фигуры; происходит это под влиянием мыслеформы «себя», которую человек сформировал за годы существования на физическом плане. Такая мыслеформа есть у каждого человека и должна быть разрушена прежде, чем полностью завершится третья стадия процесса удаления. На этой стадии эфирное тело всё ещё не свободно от влияния физического элементала, который удерживает духовного человека вблизи от опустевшего тела. Вот почему ясновидящие часто утверждают, что видят эфирное тело вблизи от гроба. Здесь начинается отделение Монады в одеянии от эфирного тела. Это происходит в результате простого рассеивания эфирного тела; поскольку эфирное тело не имеет собственной жизненности, то все эфирные силы и находящиеся в них центры рассеиваются и растворяются в общем резервуаре эфирных сил. Всё это время сознание умирающего фокусировано в физическом, астральном либо в ментальном теле, согласно его точки эволюции. Он не бессознателен, как кажется наблюдателю, но внутри себя полностью осознаёт, что происходит.

Удаление тонких тел вызывает соответственное затухание их фокусов в центрах, как больших, так и малых. Перефокусировка в центрах происходит в следующей последовательности:

1. сначала затухают сорок девять малых огней, энергия которых поглощается двадцатью одним малым центром;

2. двадцать один малый огонь поглощается, в свою очередь, семью главными энергетическими центрами;

3. издаётся «Слово Восстановления», и природа качества, аспект сознания, свет и энергия воплощённого человека удаляются в эфирное тело;

4. жизненный принцип аналогично исходит из сердца;

5. затем следует яркая вспышка чистого электрического света, и «Монада в одеянии» разрывает эфирную пуповину контакта с плотным физическим проводником;

6. «Монада в одеянии» на короткое время уплотняется, фокусируясь в точке эфирной пуповины за пределами физического тела;

7. после растворения эфирного тела, Монада в одеянии астрального, ментального тел и Буддхи-Атма исчезает на астральный план.

Здесь мы опять возвращаемся к ПСО (предсмертному опыту), чтобы продолжить его эзотерическое объяснение.

Последние из малых центров, которым предстоит раствориться во всеобщую эфирную субстанцию,— это два тесно взаимосвязанных центра в области лёгких. Над этими двумя центрами работает Душа, если по какой-то причине вновь призывается в плотное физическое тело. Только когда они возобновят свою активность, жизненное дыхание возвращается в опустевшую физическую форму. Неосознанное понимание этого является побуждающей причиной процедур искусственного дыхания и прямого и непрямого массажа сердца, которые, обыкновенно, проводятся в результате остановки дыхания и сердечной деятельности. Когда человек поддался болезни и его физическое тело ослабло, такие мероприятия бесполезны. В случае внезапной смерти в результате несчастного случая, самоубийства, убийства, неожиданного сердечного приступа или на войне возникает такой шок, что в какой-то мере плавный процесс удаления Души совершенно исключается, и оставление физического тела эфирным и растворение эфирного тела происходят практически мгновенно и одновременно. При сильной воле к жизни, если жизненная задача не завершена, если велик и ответственен груз кармических долгов, Душа на своём собственном плане может принять решение и вернуться на больший или меньший срок. Осознанное пребывание Души, или Монады в облачении, в эфирном теле вне пределов физического тела и возврат Души в физическое тело дают нам описанные многими исследователями случаи ПСО.

В этом же пункте необходимо прояснить ещё один вопрос, касающийся комы. Длительный или короткий период комы характерен для многих смертей. Кома представляет собой глубочайший конфликт двойственности, можно сказать, битву между физическим телом и Душой, старающейся растворить всю совокупность энергий эфирного тела и удалиться на свой собственный план. Процесс этот зачастую тяжёлый и длительный. Кома, говоря эзотерически, бывает двух видов: «кома битвы», предшествующая настоящей смерти, и «кома восстановления», протекающая, когда Душа разорвала нить сознания, но не нить жизни, чтобы дать физическому телу время окрепнуть и вернуть здоровье. Современная наука пока не умеет различать эти два аспекта комы. Позднее, когда эфирное зрение получит более широкое распространение, качество комы будет известно, и друзья и родственники бессознательного лица будут точно знать, являются ли они свидетелями удаления Души или же просто наблюдают восстановительный процесс. В последнем случае Душа всё ещё удерживает физическое тело через цент­ры, но временно приостанавливает все энергетизирующие процессы. Исключения делаются лишь для сердечного центра, селезёнки и двух малых центров, связанных с дыхательным аппаратом. Они остаются нормально энергетизированными, хотя в какой-то мере и ослабленными в своей активности. Через них-то и восстанавливается контроль. Если намерением Души является смерть, то контроль над центрами забирается Душой в следующем порядке: сначала отключается селезёнка, затем два малых центра в лёгких и сердечный центр — в последнюю очередь.

Описанное нами состояние «комы битвы» (конфликт между физическим телом и «Монадой в облачении») характерно для заурядных людей и оккультно называется «лемурийской кончиной».

ЧЕТВЕРТОЕ

Когда Монада достигает состояния Мокша* — состояния блаженства в результате освобождения в момент физической смерти от рабства тела и материального мира — то она оставляет на Земле то, что принадлежит Земле: физическое тело, витальное тело и эфирное тело.

У всех умирающих, как высоко развитых, так и нет, последние стадии расторжения после сознательного ухода Души (сознательного со стороны Души и со всё возрастающим сознанием со стороны умирающего) осуществляются дарящей смерть силой самой планетной жизни, достигнутой в результате совершенной адекватной вибрации, что вызывает (в точке синтеза с другими вибрациями) предельное разрушение форм.

Итак, отрыв физического тела от тонкого происходит посредст­вом разрыва эфирной паутины. Это влечёт за собой троякое следствие.

1. Жизнь, которая оживляла физическую форму (плотную и эфирную) и чьей исходной точкой был постоянный атом, откуда она заполнила всё движущееся и недвижимое (в Боге, в Небесном Человеке и человеческом существе, как и в атоме материи) целиком удаляется в атом на плане абстракции. Этот «план абстракции» различен для разных сущностей:

а) для физического постоянного атома — это атомный уровень;

б) для человека — это каузальный проводник;

в) для Небесного Человека — это второй план монадической жизни, Его обитель;

г) Для Логоса — это план Ади.

Все они означают уровни исчезновения единицы в Пралайю. Здесь необходимо помнить, что при взгляде снизу это всегда Пралайя. С высшей точки, где видно, что тонкое непрерывно осеняет плотное, если не находится в объективном проявлении, пралайя — это просто субъективность, не то, «чего нет», а то, что эзотерично.

2. При разрушении эфирный двойник человека, планетного Логоса или солнечного Логоса становится деполяризованным по отношению к своему внутреннему обитателю и, потому, позволяет ему удалиться. Другими словами, последний больше не является источником притяжения, фактической магнетической точкой. Он размагничивается, и великий закон Притяжения теряет над ним контроль; отсюда вытекает разложение формы. Эго перестаёт притягиваться своей формой на физическом плане и, продолжая вдыхать, удаляет жизнь из этой оболочки. Цикл подходит к концу, эксперимент проделан, цель (разная для разных жизней и воплощений) достигается, желать больше нечего; Эго, или мыслящая сущность, теряет, следовательно, интерес к форме и переносит своё внимание внутрь. Его поляризация изменяется, и физическое, в конце концов, отпадает.

Планетный Логос в своём большом цикле (синтезе или сумме крошечных циклов клеток своего тела) идёт тем же путём: Он перестаёт притягиваться вниз или наружу и обращает свой взгляд внутрь вместо того, чтобы распределяться по периферии Его тела.

Той же системе следует и Солнечный Логос. Со Своего высокого плана абстракции Он перестаёт притягиваться Своим телом проявления. Он теряет Свой интерес, и пары противоположностей — Дух и Материя проводника — разобщаются. После такого разобщения Солнечная система, этот «Сын Необходимости», прекращает быть и выходит из объективного существования.

3. Это, в конце концов, приводит к распаду атомов эфирного тела в их первоначальное состояние. Субъективная жизнь, синтез воли и любви в активной форме, удаляется. Партнёрство расторгается, после чего форма разбивается; магнетизма, который сохранял форму, больше нет, и распад завершается. Процессу рассеивания эфирного тела в большей степени способствует кремация. В случае неразвитого человека эфирное тело может долго пребывать по соседству со своим физическим разлагающимся телом, поскольку притяжение Души невелико, а материальный аспект силён. Если человек продвинут по пути духовного развития и, следовательно, отделён в своём мышлении от физического плана, растворение эфирного тела может произойти исключительно быстро.

ПЯТОЕ

Таким образом, в результате разрыва эфирной паутины физическое тело (седьмой принцип) человека меняет полярность с женского пассивного принципа на мужской активный. Как следствие этого, тело становится энергетически одинаково заряженным с виталом (шестым принципом), что, по известному физическому закону, приводит к отталкиванию витала от физического тела. Витал, теряя свою власть над целым, привлекается к его частям, начиная работу химического разрушения молекул. Живые атомы разъединяются, тела больше нет, и начинается распад, когда атомные жизни возвращаются в резервуар силы, в глубь живой материи, из которой они произошли — материя остаётся, а формы больше нет.

Однако, приобретённое в течение воплощённой на земле в физической оболочке жизни свойство или неотъемлемое качество материи остаётся, и в конце каждого периода проявления материя (хотя и принявшая свою первоначальную субстанциональную форму) представляет собой активную разумную материю, выигравшую в объективности и усилившую, благодаря опыту, свою излучающую скрытую активность.

Так с каждым новым воплощением в материи человек приобретает более развитое физическое тело с большей отзывчивостью, звучащее в более высоком ключе, более утончённое и вибрирующее по-новому.

ШЕСТОЕ

Происходит трансмутация фиолетового в голубое. Ничего конкретного по этому поводу мы сказать не можем, лишь констатируем факт, а разработку его предоставляем тем изучающим, чья Карма и интуиция это позволяют.

СЕДЬМОЕ

Вследствие удаления жизни форма постепенно рассеивается. Силы (равным образом сущности), являющиеся агентами разрушения, проводят необходимую работу по разлому формы. Они бросают её (как гласит оккультное выражение) «четырём ветрам Неба», или на власть четырёх дыханий, для четверичного разделения и распределения. Здесь даётся намёк для тщательного раздумья.

Как лучше поступить родным и близким покойных? Сопровождайте их своей любовью, памятуя о том, что это те же самые люди, за исключением внешнего ограничивающего телесного каркаса. Служите им, однако не старайтесь, чтобы они служили вашей нужде в них. Идите к ним, однако не старайтесь вернуть их себе. Именно жизнь физического плана представляет собой чистилище и даёт тот жизненный опыт, который является школой суровой дисциплины. Так не будем бояться смерти и того, что за ней лежит.

 

 

 



Copyright © 2002-2014, А. М. Храброва. Все права защищены.