ЗАКОН ДУШИ
 


 

 
 

 

Глава XIII

ЗАКОН СУЩНОСТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ — ГЛАВНЫЙ ЗАКОН ДУШИ

1. Личность.

2. Душа.

3. Смысл интеграции.

4. Каузальное тело.

Троица Духа, Души и тела находится пока вне человеческого понимания, но идея относительно их координированной взаимосвязи может быть прослежена благодаря осмыслению физической стороны человека и его субъективного функционирования.

1. Личность

Обширное поле для исследований представляет собой тема личности, как интегрированного целого, и качества личности: аромат, влияние, воздействие и излучение. Исследование личности так глубоко продвинуто наукой, что мы не вправе производить коррекцию, но позволим себе осветить эту тему с эзотерической точки зрения ровно настолько, насколько этого требует вопрос интеграции.

Активность Души в ментальном и астральном телах, проявлен­ная в физическом теле через функционирующую двойственность сакрального центра и центра аджна, называется личностью. Физическое тело само по себе является формой негативной энергии. В результате союза трёх энергий — астральной, ментальной и физического тела — в объективной форме рождается самосознание. Их слияние производит то чувство индивидуальности, которое оправдывает употребление слова «Я» и которое связывает любые обстоятельства с самостью. Если существует такая центральная сознательная сущность, пользующаяся умом, чувствительно реагирующая, благодаря эмоциональному телу, и энергетизирующая плотное физическое тело (через жизненное тело), тогда у человека есть личность. Личность направляет деятельность физического тела и обусловлена точкой эволюции центров. Тройственный элементал личности — физический, астральный и ментальный — оккультно находится под руководством Луны. Здоровье физического тела личности зависит от жизни и намерений личности — в нынешней жизни и в предыдущих.

Обратите внимание, что при каждом новом воплощении рождается новая личность, но каждая новая личность обладает новыми, улучшенными качествами, темпераментом и характерными особенностями, поскольку жемчужины опыта всех предыдущих личностей нанизываются на золотую нить антахкараны и улучшают природу новорожденной. При каждой физической смерти эта личность уходит в небытие навсегда. В буквальном смысле слова это любимое и хорошо известное личностное «Я» разрушается, растворяется и рассеивается. Личности временны, а принципы вечны; принципы должно рассматривать в свете вечности, а личности — с точки зрения времени.

Жизнь Монады при формирования личности состоит из трёх стадий:

1. Личность, как функционирующая взаимосвязь сакрального центра и центра аджна, формируется в течение огромного периода времени. Множество циклов воплощений человек не является личностью; он — просто член массы.

2. Период становления личности. На этой стадии сознательного отождествления личности с Душой практически нет. Аспект Души проявляет своё присутствие через то, что люди называют «голосом совести». Этот период по времени напрямую связан с развитием ментального тела. Активность ментальной жизни, в конце концов, приводит к интеграции трёх низших энергетических тел (эфирного, астрального и ментального) в одно функциональное целое. Тогда человек становится личностью, главной и высшей характеристикой которой является интеллект.

3. Монада теперь располагает сформировавшейся личностью, которая проявляется в течение многих жизней и также включает в себя три фазы:

а) Фаза преимущественно личная, обусловленная поляризацией луча личности, крайне эгоистическая по природе и очень индивидуалистическая, когда личность руководствуется только силой эгоистического желания. Энергия этой силы инволюционна, но является необходимым этапом эволюции, поскольку эгоизм — это ясли для младенческих Душ. Интеграция ума и эмоциональной природы есть главная характеристика всех продвинутых человеческих существ: плохих, очень плохих, хороших и очень хороших. Однако это ещё не показатель духовной жизни, а часто — совсем наоборот. «Гитлер» или амбициозное лицо с глубоко эгоистичной или жёстко ориентированной жизнью является личностью, наделённой всеми силами высокоорганизованного мозга, выполняющего повеления личности, направленные на злые цели. Его эмоциональная природа такова, что эти эгоистические намерения поощряются и культивируются. Надо подчеркнуть, что большинство людей — не личности, как бы бойко это ни утверждалось ими самими. Некоторые не в состоянии стать личностями в течение этой жизни, но могут развить ментальное понимание её возможностей и природы. Необходимо помнить, что как человек «помышляет в сердце своём» (Лука, V, 22), таков он и есть.

б) Промежуточная фаза, когда бушует конфликт между Душой и личностью. Это настоящая война между двумя фокусированными аспектами энергии, когда каждая из сторон с попеременным успехом пытается одержать верх и осуществлять контроль. Война заведомо неравная, поскольку личность рано или поздно всегда начинает зависеть от духовного жизненного начала. Дьявол гордыни — персонификация неправильно употребляемой ментальной природы и искажённых восприятий ума — преодолевается. Конфликт заканчивается при третьем посвящении. Человек освобождается от восприятия планетарных энергий в ритме зодиакального круга. Теперь он гармонизируется по законам Солнечных энергий и начинает вибрировать в их ритмах и двигаться от Овна через Рыбы к Тельцу.

в) Ничто не вечно под Луной. Приходит и черёд личности. «Контроль Души» — так называется эта конечная фаза, ведущая к последней смерти и окончательному разрушению личности. Смерть начинается, когда личность, «Стоящий на Пороге», оказывается перед Ангелом Присутствия. Тогда свет Солнечного Ангела затмевает свет Материи. Фаза контроля — это полное отождествление личности с Душой, интеграция двух в одно. Именно эту фазу имел в виду Св. Павел, когда говорил о Христе, который «из двух создавал в Себе Самом одного нового человека» («Послание к Ефесянам», II, 14–15). Это фаза конечных стадий Пути Испытания, когда сознательно начинается работа. Завершается она на Пути Ученичества. Это стадия практического и успешного служителя; именно в ней смысл жизни посвящён выполнению иерархического намерения.

Координированная жизнь преображается в интеграцию личности, когда энергии пяти центров на позвоночнике поднимаются в центр аджна и их вибрации синхронизируются. Но до этого многим из нас ещё далеко. Мы предлагаем вам характеристики индивидуума, который начинает функционировать как личность. Попытайтесь беспристрастно проанализировать, какая из них соответствует вашей личности.

1. Способность заявить: «Я есмь, я желаю, я хочу, я волеизъявляю».

2. Осознание себя в центре своей маленькой вселенной: «Вокруг меня движутся небеса и звёзды вращаются на путях своих»,— вот девиз этой стадии.

3. Чувство драмы, склонность видеть себя центром своего окружения.

4. Чувство ответственности, склонность считать окружающих членов человеческого семейства зависящими от себя.

5. Чувство значительности — вытекает из вышеприведённого. Оно проявляется как могущество и влияние, если за человеком «стоит» реальная, неуклонно пробуждающаяся сущность, или как бахвальство и напыщенность, если функционирует малая эгоистическая тварь.

6. Способность использовать всю свою оснащённость так, чтобы ум и мозг функционировали синхронно, тем самым подчиняя, обуздывая или контролируя эмоциональную природу. Сюда входит неуклонно возрастающее использование мысли.

7. Способность жить координированной жизнью так, чтобы весь человек функционировал и направлялся посредством цели (выражающей энергию воли), желания (выражающей энергию эмоциональной, или психической, природы) и жизненности, которая приводит физический проводник в соответствие с целью и желанием.

8. Способность влиять, склонять, направлять и включать других в свою индивидуальную цель и желание.

При достижении последней стадии три образующие личность энергии успешно соединяются, и механизм внутреннего «Я» становится полезным и ценным. Человек представляет собой уже могучую личность и становится центром группы; он обнаруживает себя фокусом для других жизней, превращаясь во влиятельного магнетического индивидуума, направляя других, соединяя человеческие единицы в группы и организмы. Он становится в некоторых случаях главой организации или партии, религии, политического образования, нации. Такими проявляются и обнаруживают себя доминирующие личности, так они открывают различие между центром могущества «Я» и оснащённостью; в конце концов, они ощущают своё призвание в настоящем смысле этого слова. Следует подчеркнуть, что такое последовательное развитие сопровождается внутренним ростом осведомлённости Души.

Выдающимися чертами личностей, которые пока не центрированы в Душе, не контролируются ею, являются: гордость, амбиция, отсутствие любви к целому, хотя они зачастую питают любовь к тем, кто необходим для них или для их собственного комфорта.

Таким образом, в последовательном развитии человечества наблюдаются следующие стадии:

1. Стадия животного сознания.

2. Эмоционально поляризованный индивидуализм, эгоистический и управляемый желанием.

3. Две первые стадии плюс возрастающее интеллектуальное осмысление окружающих состояний, достигающие момента (когда они в равновесии), чтобы быть либо отброшенными, либо одухотворёнными.

4. Стадия ответственности за семью, друзей или выполняемую работу.

5. Стадия амбиции и стремления к влиянию и могуществу в какой-либо форме человеческого выражения. Она приводит к новому устремлению.

6. Координация личностной оснащённости при предыдущем стимуле.

7. Стадия влияния, осуществляемая эгоистически и зачастую разрушительно, так как высшие соображения ещё не воспринимаются.

8. Стадия неуклонно возрастающей групповой осведомлённости. Она видится как:

а) поле благоприятной возможности;

б) сфера служения;

в) место, в которой становится восхитительно возможной жертва во имя всеобщего блага.

Последняя стадия ставит человека на путь ученичества, который — не стоит повторять — включает в себя предыдущую фазу испытания или проверки.

Позади каждого человеческого существа простирается долгий ряд жизней, и некоторые сейчас направлены к стадии господствующего эгоистического, личностного выражения, делая себя полностью сознательными индивидуумами. Для них это такой же шаг вперёд, как для нас всех — ученичество. Другие — уже личности и начинают экспериментировать с энергиями, протекающими через них, и собирать вокруг себя тех, кто вибрирует на их ноте, и для кого они определённо несут послание. Отсюда мириады малых групп, которые функционируют во всём мире и работают в любой известной области человеческого выражения. Задача состоит в том, чтобы удостовериться, на какой ступени лестницы, на какой фазе находится человек в любое конкретное время.

Хочу сказать несколько слов предупреждения.

Не держитесь за форму, какова бы она ни была. Все формы — только эксперименты, достигающие момента, когда они в равновесии, чтобы быть либо отброшенными, либо оживотворёнными.

Помните, что все личности (включая вашу собственную) имеют свои закономерные периоды прилива и отлива. Периоды отлива тех, кто занимает высокое положение, вызывают по временам ужас у всех, кто следует за своими личностями, а не за внутренним Богом в собственном сердце.

2. Душа

Определение Души может считаться более возможным, чем определение Духа, благодаря тому, что много людей уже почувствовали в то или иное время просветление, раскрытие, вдохновение и красоту и убедились, что имеется состояние сознания, настолько далёкое от обычного, что оно выносит их в новое состояние бытия и новый уровень осведомлённости.

Две энергии соединяются в человеке: это два аспекта Мо­нады, Единой в проявлении. Монада сущностно проявляется как двойственность: она выражает себя как воля и любовь, как Атма-Буддхи. Эти две энергии при соединении с точкой ума — Манасом, с третьим аспектом Божественности, производят Душу. Поэтому другое название Души в эзотерической литературе — Духовная Триада, т. е. Атма-Буддхи-Манас. Этот Духовный Познающий, который является подлинным человеком, Сыном Божьим, вечным на Небесах, известен под многими различными именами в зависимости от школы мысли. Прилагаемый список синонимов будет полезен читателю, так как даст ему более широкое видение и включающее понимание, открывая ему тот факт, что описание Сынов Божьих, проявленных и не проявленных, можно встретить повсюду.

1. Духовный Познающий.

2. Душа.

3. Сущность самосознательная.

4. Христос.

5. «Я».

  6. Высшее «Я».

  7. Сын Божий.

  8. Внутренний Правитель.

  9. Внутренний аспект.

10. Второе Лицо.

11. Бог в воплощении.

12. Сын Ума.

13. Божественный Манасапутра.

14. Агнишватта, Солнечный Ангел.

15. Сила.

16. Слово, ставшее Плотью.

17. АУМ.

18. Мыслитель.

19. Наблюдатель, Воспринимающий.

20. Строитель Форм.

21. Обитатель в теле.

Эти и многие другие термины можно обнаружить в Писаниях и мировой литературе. Однако ни в одной книге природа Души, как макрокосмической (Космический Христос), так и микрокосмической (индивидуальный Христос), не показана так изумительно, как в Бхагават Гите. Три книги: Бхагават Гита, Новый Завет и Йога Сутры — содержат в себе полную картину Души и её раскрытия.

Качество и главная характерная черта Души — это Свет.

Именно Душа соединяет форму и Жизнь (Атма) или, вернее, то, что является результатом этого намеренного единения, мы и именуем Душой. Энергетические потоки Духовной Триады описывают форму бабочки. Принцип ума в человеке вводит в проявление физического плана эгоическое тело, или тело Души (другие названия: Эго, каузальный проводник, карана шарира, анахата-чакрадвенадцатилепестковый лотос). Происходит это следующим образом.

Через Духовную Триаду проявляется аспект воли, который имеет три фазы: воля-к-жертве, воля-к-добру и воля-к-могуществу. Качества Души образованы взаимодействием пар противоположностей: Духа и Материи, их воздействием друг на друга. Так называемая Материя энергетизируется или «поднимается», в оккультном смысле слова, благодаря своему контакту с так называемым Духом. Дух, в свою очередь, получает возможность усилить свою вибрацию через посредство своего опыта в Материи. Соединение обоих божественных аспектов приводит к возникновению третьего, который мы называем Душой, и с помощью Души Дух развивает чувствительность, сознательную осведомлённость и способность к отклику, которые остаются в его постоянном владении после того, как неизбежно циклически наступает разрыв между ними. Душа является базисом сознания.

Душа — проводник между Монадой и личностью, тело выражения Монады на физическом плане. Душа человечества обладает уникальной функцией посредничества между тремя высшими и тремя низшими царствами природы в Космическом Физическом Плане. Она контролирует свой инструмент — личность — через ум и астральное тело посредством сутратмы* — магнетической нити, соединяющей Душу и мозг через тело ума. Душа работает через головные центры и фокусируется в магнетическом поле, которое они образуют. Местом пребывания Души с физиологической точки зрения является шишковидная железа, расположенная в черепе. Именно в этой железе происходят первые физиологические изменения вследствие контакта личности с Душой.

Следует помнить, что замысел и воля Души, духовная решимость быть и делать используют нить Души (сутратму, жизненный поток), как средство выражения в форме. Жизненный поток дифференцируется на два потока (две нити), который «закрепляется», если можно так выразиться, в двух местах тела. Это символ дифференциации Атмы-Духа на два своих отражения: Душу и тело. Душа есть аспект сознания: то, что делает человеческое существо рациональной, мыслящей сущностью, «закрепляется» одним аспектом нити Души к своей опоре в мозгу — в районе шишковидной железы. Другой аспект жизни, оживляющий каждый атом тела и составляющий связующее или интегрирующее начало, находит свой путь в сердце и в нём фокусируется или «закрепляется». Из этих двух точек духовный человек старается контролировать свой механизм. Так становится возможным функционировать на физическом плане в форме объективного существования как временного способа выражения.

Душа, находящаяся в мозгу, делает человека интеллектуальной, рациональной сущностью, самосознательной и самонаправляющейся; человек осознаёт мир, в котором живёт, сообразно своей точке эволюции и развитию своего механизма. Механизм этот тройственный по своему выражению. Прежде всего имеются нади и семь центров силы; затем нервная система со своими тремя отделами: спинномозговым, симпатическим и периферийным; и, наконец, эндокринная система, которую можно считать самым плотным аспектом или экстернализацией первых двух.

Душа, находящаяся в сердце, есть жизненный принцип, принцип самоопределения, центральное ядро позитивной энергии, благодаря которой все атомы тела удерживаются на своём месте и подчинены «воле-быть» Души. Жизненный принцип использует кровообращение в качестве своего средства выражения и своего контролирующего агента. Благодаря тесной связи между эндокринной системой и кровообращением, имеем соединение обоих аспектов деятельности Души с тем, чтобы человек стал живой сознательной функционирующей сущностью под управлением Души, проявляющей замысел Души во всей своей ежедневной деятельности.

Душа — это вторичная энергия, доказывающая наличие первичной энергии и ответственная за появление третьей формы энергии — материальной и объективной. Жизнь вызывается Душой в интересах формы. Душа для индивидуального человека будет представлять из себя неизвестную величину до тех пор, пока не станет для него фактом собственного переживания. Душа узнаётся как свет, как открыватель, тогда как аспект Духа будет осознан как звук. Душа обладает качеством любви, которая, в соединении с интеллектом личности, проявляется как мудрость. Любовь — доминирующая сила в жизни Души. Благодаря ей, этому виду энергии, Душа может находиться в связи со всеми Душами: через эмоциональное тело Душа может контактировать со всеми дочеловеческими Душами, благодаря работе на своём собственном плане — с медитирующими Душами всех людей, а благодаря принципу Буддхи — со вторым аспектом Монады: т. е. Душа обладает силой работать во всех трёх мирах одновременно и всё-таки оставаться отделённой и потому кармически свободной от результатов такой работы. Только Душа обладает групповым сознанием и руководствуется чистой бескорыстной целью; только Душа открытым глазом видения способна прозревать конец с самого начала и устойчиво представлять себе истинную картину финала. Душа скрывает внутри себя динамическую энергию воли, которая является атрибутом Монады.

Именно Солнечный Ангел занят работой воплощения на физическом плане. Для этого ему приходится распознавать материю трёх планов человеческого выражения, уже окрашенную его вибрацией благодаря предыдущей деятельности. Ему приходится распознавать группы жизней, с которыми у него были отношения, и с которыми он снова должен работать. Наконец, ему надо за крошечный цикл воплощения устойчиво сохранять свой замысел и следить за тем, чтобы каждая жизнь доводила этот замысел до более полного проявления и завершения.

Душа находится в глубокой медитации в течение всего цикла физического воплощения. Эта медитация циклическая. Солнечный Ангел посылает своему «отражению» — личности — ритмические потоки энергии, которые осознаются человеком как его «высшие импульсы», его мечты и вдохновение. Таким образом, понятно, почему работники Белой магии всегда духовно развитые люди, ведь личность не откликается на присутствие Солнечного Ангела многие, многие циклы воплощения, пока ею не будет выстроена сутратма как канал связи со своим Ангелом, а до того работа Солнечного Ангела проходит, в основном, в его собственном мире и связана с Духом, к которому человек, работающий в течение своих циклов на физическом плане, не имел отношения.

Было бы ошибочным думать, что личность путём насильственных методов начинает подчиняться требованиям Души. Это совершенно не так. Подчинение зависит от способности личности
слышать, после которой, как следующий этап развития, приходит желание подчинения. Процесс обучения через слышание всегда медленный и является одним из качеств, или аспектов, стадии ориентации. Обучение через видение непосредственно связано с Путём Ученичества. Душа всегда добра; ей может не хватить знаний в трёх мирах, поэтому она может быть недостаточной, но зла она не причиняет никогда и никому.

С печалью констатирую, что у большинства людей в наши дни сознательный контакт с Душой всё ещё не установлен. В ранних жизнях и в большинстве циклов жизненного опыта воплощённого на земле человека Душа слабо соприкасается с тем, что происходит, и несёт весьма малую ответственность. Это состояние полного равнодушия соответствует первой «безличностной» стадии и вполне адекватно медленному и скучному развитию низших тел, приобретению горького опыта, слепоте и невежеству. Хотя Душа является источником всей жизни и сознания, в течение эонов всё, что она делает — это сохраняет форму в жизни и сознании, пока не придёт время, когда форма достигнет той стадии эволюции, в которой станет полезным и пригодным инструментом Души, средством её выражения и служения. Развитие астрального тела и состояние пяти известных физических чувств не свидетельствует о состоянии Души. Состояние Души проявляется душевными чувствами.

Здесь надо отметить один момент, к которому изучающие предмет должны подходить с осторожностью. Обыкновенно под словами «духовный рост», «духовное развитие» имеется в виду рост религиозности. Человек считается духовным, если он интересуется мировыми Писаниями и (или) живёт святой жизнью. Это недостаточно исчерпывающее определение. Истинное значение слов «духовный рост» гораздо шире и включительнее. Работа личности оправдывается определением «духовная», если основана на высоком идеализме, наибольшем добре для наибольшего числа людей и самопожертвовании. Эти три качества: идеализм, групповое служение и жертвенность, характерны для тех личностей, которые становятся всё более чувствительными к аспекту Души, потому что качествами Души являются знание, любовь и жертвенность.

С течением времени, по мере того, как воплощение сменяется воплощением, воздействие Души постепенно пробуждает совесть, благодаря которой проявляется чувство различения между плохим и хорошим, развивающееся по мере того, как ум усиливает свой контроль; здесь, в конечном счёте, проявляется пробуждённое сознание. На первых порах чувство ответственности имеет огромное значение для пробуждения духовности. Чувство ответственности также проявляется в последовательном, динамичном развитии: от ответственности за детей и семью до включения всего мироздания. Именно чувство ответственности способствует возрастающему отождествлению Души с троичной личностью.

Подытожим кратко и последовательно этапы проявления интеграции Души и личности:

  1. совесть;

  2. способность различения (добра и зла — на первом этапе);

  3. развитие ума;

  4. пробуждённое сознание;

  5. чувство ответственности;

  6. сострадание;

  7. интеллектуальное служение;

  8. вера — «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (К Евреям, XI, 1);

  9. конкретная духовная полезность;

10. следование Иерархии;

11. активные качества Чистой Любви.

Осознание Души личностью происходят в следующей последовательности:

1. Устремление к познанию Души.

2. Осознание препятствий, или понимание тех обстоятельств, которые препятствуют получению истинного знания.

3. Интеллектуальное постижение природы этих препятствий.

4. Решимость их преодолеть.

5. Внезапный проблеск, или видение Души-реальности.

6. Новое устремление и сильная решимость сделать это мимолётное видение постоянной реальностью в жизненном опыте низшего плана.

7. Битва на физическом плане между Душой и Личностью, когда Душа ободряет стремящегося, побуждая к постоянным и непрерывным усилиям.

Все фазы интеграции подчинены эволюционному закону. Высшие фазы остаются неопределёнными и туманными. Если же настоящий этап искусственно продлевается, хотя ясно виден следующий, то он становится ложным. Подумайте над этим. Все эти шаги по пути интеграции ведут к той кульминационной стадии, когда жизнь личности становится жизнью Души, посредником между Иерархией и Человечеством. Каждая Душа по своей собственной природе — Учитель. И снова: подумайте над этим.

Внимательный читатель обратит внимание, что мы останавливаем изложение, когда оно начинает касаться высших форм духовных касаний. В нашу задачу не входит исследование проблем Ученичества. Эта тема в своё время была раскрыта Джуалом Кхулом. Так что те люди, которым это интересно, найдут произведения Алисы Анн Бейли, которой выпала высокая честь изложить труды Тибетца для широкой публики.

3. Смысл интеграции

Закон Сущностной Интеграции является главным законом из второй группы законов Души.

Интеграция означает фокусирование, напряжение и выражение (одновременно осознанные, сознательно выбранные и динамически осуществлённые) (2, 410).

Процесс интеграции, или поглощения личности Монадой через Душу, связан с тем периодом, когда освобождённая от физической формы Душа интегрируется в свой изначальный источник, осеняющий мировую Душу, снова осознаёт себя Ангелом Присутствия и поглощается миром Душ, входя, таким образом, в состояние рефлексии: Монада соединяется с Душой (Сверхдушой) на высших уровнях ментального плана. Часть возвращается в целое, и человек понимает истинный смысл слов Кришны: «Пропитав всю эту Вселенную частицами себя, я остаюсь» (2, 410). Он, сознательная переживающая частица, пропитавшая маленькую вселенную формы в трёх мирах, тоже остаётся. Он сознаёт себя частью целого. Многочисленные циклические интеграции, прошедшие в большом жизненном цикле воплощённой Души, приводят к конечному синтезу Духа и Души, что является частичной целью эволюционного процесса для человечества.

Интеграция требует размышлений и, таким образом, погружение в жизнь Души займёт место погружения в жизнь тела.

Степень интеграции зависит от точки эволюции Монады. Например, момент истинного освобождения манасической Монады краток и мимолётен, но со временем начинает проявляться качество полезности Монады на внутренних планах, и её пребывание там соответственно увеличивается. Постепенно, по мере того, как стремления и влияния трёх низших уровней ослабляют свою хватку, период разотождествления становится всё длиннее и длиннее, и всё в большей мере сознание начинает характеризоваться возрастающей ясностью мысли и признанием сущностного бытия. Эти ясность и прогресс могут не реализоваться полностью, когда возрождение опять будет иметь место, ибо ограничения, накладываемые плотным физическим телом, колоссальны. Тем не менее, каждой жизни присущ по­стоянный рост восприимчивости, а также накопление эзотерической информации, если употребить слово «эзотерический» в отношении всего, что не относится к обыденной жизни формы или среднему сознанию человека.

Интеграция формы, как результат активности Души, происходит благодаря использованию и влиянию звука, света и вибрации. Особенно показателен процесс интеграции, соотнесённый с вибрационной активностью формы. Вибрация — это следствие божественной активности в ответ на звук и свет. Человеческое существо посредством пяти чувств осознаёт вибрационный аспект всех форм своего окружения, в котором она сама функционирует. Позднее, во времени и пространстве, такая функционирующая форма всё более начинает осознавать собственную внутреннюю вибрацию, и, после соотнесения этой вибрации с её изначальным источником, осознаёт «Я» и феноменальный мир своего окружения. По мере того, как ум принимает и синтезирует это знание, обитатель формы проходит следующие стадии:

1. Регистрируется вибрация, и окружение оказывает своё воздействие на форму.

2. Это воздействие замечается, но не понимается. Под медленным, неуклонным импульсом этого вибрационного воздействия человек постепенно пробуждается к сознанию или осведомлённости.

3. Окружение начинает интересовать человека, и он рассматривает его как желательное. Притяжение трёх миров неуклонно возрастает и держит человека в процессе возобновляющегося воплощения.

4. Далее, когда вибрация окружающих форм мира природы становится монотонной из-за одного и того же импульса в течение многих жизней, человек начинает обращаться глухим ухом и слепым глазом к знакомому феноменальному миру желаний. Он становится нечувствительным к его вибрации и всё больше осознает вибрацию «Я».

5. Позднее, на Путях Испытания и Ученичества, эта тонкая вибрационная активность ускоряется. Внешний мир перестаёт притягивать. Внутренний мир «Я» занимает первостепенное место в природе желания.

6. Постепенно, внутри внешней формы, представляющей собой аппарат отклика для постижения феноменального мира, ученик выстраивает новый, более тонкий аппарат отклика, благодаря которому можно познать субъективные миры.

По достижении этой стадии имеет место устойчивый поворот от вибрационного контакта с внешними мирами формы и атрофирование направленного в их сторону желания. Всё кажется скучным и нежеланным, и ничто не может удовлетворить пылкую, жаждущую Душу. Проходит трудный процесс переориентации к новому миру, новому состоянию бытия и новому уровню осведомлённости, но, поскольку новый внутренний аппарат отклика лишь в зародыше, наличествует опустошающее чувство потери, блуждание в потёмках и период духовной борьбы и исследований, служащий предельной проверкой твёрдости и упорства стремящегося. Но (и это — обнадёживающий пункт, который нужно помнить) всё «происходит по закону, и ничто не может теперь помешать работе, движущейся вперёд» (1, 137). Поворот от царства формы к царству Души становится эзотерической привычкой. Человек стабилизируется в духовной жизни. Ничто не представляет теперь помехи.

Если кратко подытожить, то Душа проходит через три великие стадии объединительного процесса:

1. Объединение Души с формой и её отождествление с материальным аспектом.

2. Объединение мыслящего человека, самосознающего своё отражение в трёх мирах, с Духовным человеком на его собственном плане.

3. Объединение Духовного человека, или Божественного Мыслителя, с его Отцом Небесным (Монадой, Духовным аспектом).

Стадия 1 охватывает период от первого воплощения до вступления на Путь Испытания после первого посвящения. Стадия 2 охватывает период от Пути Испытания вплоть до третьего по­священия. Стадия 3 осуществляется на последних ступенях Пути Посвящения.

Есть одно правило, которое необходимо иметь в виду. Рост постепенный и относительно медленный является методом каждого природного процесса, и раскрытие Души, в конце концов, есть всего лишь одно из великих природных процессов. Всё, что человек сегодня должен сделать — это обеспечить правильные условия. Нормальный рост тогда сам позаботится о себе. Постоянная настойчивость, терпеливая стойкость, маленькие каждодневные достижения более ценны для человека, чем яростные рывки вперёд и полное энтузиазма усердие эмоциональной и темпераментной личности. Чрезмерное форсирование развития заключает в себе некоторые весьма определённые и характерные опасности. Их можно избежать при понимании, что Путь долог и что разумное отношение к каждой стадии Пути более ценно, чем результаты, достигнутые с помощью преждевременного пробуждения психической силы. Рекомендация расти, как цветок, содержит в себе великую оккультную истину. Совет, дающийся в Библии, передаёт ту же мысль: «Не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время?» (Екк. 7:16) Несмотря ни на что, в данной Солнечной системе триумф Души и её окончательное главенство и контроль предрешены.

Каузальное тело

Для более полного восприятия рассмотрим теперь интеграцию под другим фокусом: с точки зрения энергетических процессов, происходящих в каузальном теле.

Определение. Дух встречается и соприкасается с Материей. Результатом соприкосновения является рождение Эго — аспекта сознания человека. Таким образом, эгоическое (или каузальное) тело является необходимым средним аспектом между Материей и Духом, местом единения и — по прошествии необходимых эволюционных циклов — местом баланса, или равновесия. Каузальное тело — это та оболочка ментальной субстанции Эго, которая образуется в момент индивидуализации благодаря соприкосновению двух огней — Материи и Духа; это «кольцо-не-преступи» центральной Жизни — Монады. Каузальная оболочка помогает решить три задачи:

1. Она отделяет одну единицу эгоического сознания от другой.

2. С момента индивидуализации и до того, как она сбрасывается при четвёртом посвящении, её внутренняя жизнь (используя три постоянных атома) всё время развивает находящиеся в ней духовные потенции благодаря присущей ей способности отвечать на высшие вибрации.

3. Она постепенно оживляет и пробуждает постоянные атомы до тех пор, пока Монада — центральная Жизнь — не обретёт на трёх планах адекватную точку контакта, которая способна породить необходимую вибрацию в материи ментального уровня.

Постоянные атомы. В оболочке каузального тела находятся три атома, называемые ментальной единицей, астральным постоянным атомом и физическим постоянным атомом. Отрицательная сила формирует приёмник для силы положительной. Атомы — это лишь силовые центры, а центры, как мы знаем,— это лишь совокупности силовых точек, достигших специфической точки эволюции и отзывающихся в некоторой степени на Первый великий аспект — на электрический огонь.

Ментальная единица в этой триаде занимает уникальное и своеобразное положение, о котором пока ничего нельзя сказать. Фундаментальное различие между ментальной единицей (низшего ментала) и двумя другими атомами состоит в том, что она содержит только четыре спириллы вместо семи, и отзывается, соответственно, на четыре типа силы, а не на весь диапазон вибраций. Отсюда необходимость терпения. До тех пор, пока человек сознательно не подчинится контролю Эго и не начнёт ощущать вибрацию манасического постоянного атома (высшего ментала), бесполезно ожидать от него отклика на некие идеалы или постижения некоторых аспектов истины. Для удовлетворения его потребностей пока достаточно ментальной единицы, а между ней и манасическим постоянным атомом ещё не существует никакого моста.

Постоянный атом физического и астрального планов представляет собой сферу физической или астральной субстанции, составленную из атомной материи. Каждый из постоянных атомов обладает собственной внутренней структурой в виде спирилл, являющихся, в сущности, потоками силы, отзывающимися на стимуляцию и вибрацию, возникающую внутри и за пределами их «не-преступи-кольца», ограниченного сферой. В каждой сфере имеется отверстие, через которое внутрь «втекают» внешние вихревые потоки энергии. Именно эти потоки и назвали спириллами. Внутри сферы они принимают форму тройной спирали из двух с половиной витков; возвращение потоков происходит по спирали по внутренней поверхности сферы. За ними сразу следуют семь более тонких вихрей, которые протекают по внешней поверхности спирали из первых трёх спирилл, а к исходной точке возвращаются по внутренней поверхности той же спирали, двигаясь в противоположном направлении. Спираль каждой из спирилл в расправленном состоянии представляет собой замкнутый круг ленты Мёбиуса — одной из односторонних поверхностей, описанной ещё в 1865 году профессором Лейпцигского университета Августом Фердинандом Мёбиусом (1790–1868). Каждая спирилла оживляется жизненной силой соответствующего плана. Так, луч личности воздействует на первые четыре из семи спирилл и является источником их стимуляции. Эгоический луч связан с пятой и шестой спириллами и является причиной их перехода от состояния латентного и потенциального к силе и активности. Монадический луч — источник стимуляции седьмой спириллы.

С точки зрения Монады постоянные атомы на каждом уровне служат четырём целям (на самом деле, их больше):

1. Они являются распределителем определённого типа силы.

2. Они обладают способностью отзываться на конкретную вибрацию.

3. Они обладают формообразующей способностью, т е. способностью собирать субстанцию в форму и притягивать материю для проявления в объективности. Это вызывает мгновенное появление семи центров на эфирных уровнях, на очень краткий период времени предшествующее физическому рождению.

4. Они усваивают опыт и преобразуют этот опыт в качество. В них хранится память единицы сознания, так как им присуще относительное постоянство. Полностью вибрируя, они являются разумным основанием непрерывности сознания человека, функционирующего в каузальном теле, или, другими словами, наследственностью Мыслителя.

Все постоянные атомы связаны с физической материей и проявлением. Человек, в конце концов, проявляется через семь постоянных атомов — физического, астрального, двух ментальных, буддхического, атмического и монадического. При полном проявлении семи постоянных атомов развитие человеческой цивилизации заканчивается.

В масштабе Монады каузальное тело соответствует сердечному центру. Это относительно постоянное тело выстраивается и увеличивается, развивается и превращается в центральную приёмо-передающую станцию (употребляя для выражения оккультной идеи неадекватные слова) благодаря прежде всего прямому действию центров.

Это — пылающее колесо огня в монадической аурической сфере, которое охватывает пять планов монадического проявления. На периферии пылающей сферы расположены три фокусные точки энергии — постоянные атомы физический и астральный и ментальная единица. Эго входит в контакт со своим объективным миром именно через постоянные атомы. Оно воздействует на своё окружение и действует через него эффективно или вслепую, в зависимости от того, в какой мере оно способно энергетизировать свои постоянные атомы из латентного состояния в активное.

Взору ясновидящего каузальное тело видится также как лотос с двенадцатью пламенными лепестками (как огненные колеса со спицами или вихрями). Из этих двенадцати лепестков три в самой середине не раскрыты, т. к. находятся в зародышевом состоянии, поэтому каузальное тело часто рассматривают как девятилепестковый лотос. Практически только после третьего посвящения удаётся раскрыть три внутренних лепестка, потому что они отзываются только на монадическую вибрацию, на аспект чистого Духа и связаны с последними, духовными по своей сути, стадиями эволюции. С ходом эволюции интенсивность жизненных сил в постоянных атумах и тех сил, что воздействуют на них извне, постепенно нарастает всё больше и больше, свет постоянных атомов усиливается, лепестки лотоса раскрываются, и спицы излучающего огня приходят в действие.

Постараемся добиться ясности понимания в отношении развития каузального тела человека. Представим эгоический лотос с девятью лепестками, сердечный центр монадического сознания (не путать с сердечным центром эфирного тела воплощённого на Земле человека!), раскрывающий последовательно каждый свой лепесток. Его девять лепестков образуют три группы из трёх лепестков на каждом из трёх подпланов высшего ментала. Их раскрытие происходит благодаря эволюционным процессам, происходящим на трёх уровнях Космического Физического Плана (физическом, астральном, ментальном), или в трёх Залах: Неведения, Учения и Мудрости. Порядок развития лепестков и стимуляция огней зависят от луча Монады и подлуча Эгоического (каузального) тела. Каждая группа лепестков отличается своей доминирующей окраской. На физическом уровне — это свет Знания, а окраска двух остальных видится как дополнительная. На астральном уровне — это свет Любви, а свет Жертвы более бледен по тону, чем другие два, сияющие почти с равной яркостью. На ментальном уровне свет Жертвы достигает своего полного проявления, и всё, что видится, окрашено этим светом.

Обратите внимание, что постоянные атомы связаны с аспектом субстанции Существования, или Становления, в то время как лепестки лотоса, или огненные спицы колеса, относятся непосредственно к психическому аспекту, или развитию Сознания; центральное ядро, или три внутренних лепестка, воплощает аспект чистого Духа (38, 496–500).

а) Первая группа лепестков — Лепестки Знания:

1. Лепесток Знания физического уровня. Нарушая Закон и страдая в результате этого, человек платит цену за неведение и получает знание. Приобретённый опыт физического уровня вызывает раскрытие этого лепестка.

2. Лепесток Любви физического уровня. Раскрывается благодаря физическим отношениям и постепенному развитию любви от любви к себе до любви к другим.

3. Лепесток Жертвы физического уровня. Его раскрытие вызывается движущей силой обстоятельств, а не свободной волей. Это принесение физического тела в жертву на алтарь желания, прежде всего низшего желания. При этом стремление к достижению цели всё ещё проявляется как желание. Поскольку человек на ранних стадиях своей эволюции поляризован на физическом плане, многое для него проходит бессознательно, без какого бы то ни было осознания того, что достигается в реальности. Однако в каузальном теле результат проявляется в двойном усилении тепла, или активности:

— физический постоянный атом с его тремя главными спириллами становится радиоактивным, или излучающей точкой огня;

— три низших лепестка начинают вибрировать и раскрываться до полного развития.

На физический постоянный атум непосредственно воздействует луч личности. В результате этого воздействия, описанного выше, физический постоянный атом трансцендируется, и поляризация становится ментальной.

Этот процесс занимает огромный период времени, в течение которого медленно нарабатывается аспект активности тройственного «Я». Проходит жизнь за жизнью, в течение которых медленно нарабатывается аспект Манаса, или Ума, и человеческое существо всё больше подчиняется управлению своего интеллекта, действующего через физический мозг. В первый период активизицируются следующие три треугольника силы:

1. пранический треугольник (организация витального тела): центр между лопаток, центр над диафрагмой, селезёнка;

2. человек, управляемый с астрального плана: основание позвоночника, солнечное сплетение, сердце;

3. человек, управляемый с ментального плана: основание позвоночника, сердце, горло.

б) Вторая группа лепестков — Лепестки Любви:

Как только начинает открываться второй лепесток во втором ряду, Эго проявляет активный интерес к развитию человеческого существа.

1. Лепесток знания астрального уровня. Его раскрытие вызывается сознательным уравновешиванием пар противоположностей и благодаря постепенному применению закона Притяжения и Отталкивания. Человек выходит из Зала Неведения, где, с эгоической точки зрения, работает вслепую, и начинает оценивать следствия своей жизни на физическом уровне. Благодаря осознанию своей сущностной двойственности, он начинает понимать причины.

2. Лепесток Любви астрального уровня. Его раскрытие осуществляется в процессе постепенной трансмутации любви к объектам в любовь к субъективной природе, или внутреннему «Я». Это имеет двойной эффект и вырабатывается на физическом плане в течение многих жизней суеты, устремления и неудач, во время которых человек старается перенаправить своё внимание на любовь к реальному.

3. Лепесток Жертвы астрального уровня. Его раскрытие вызывается таким отношением человека к своим желаниям, когда он прилагает сознательные усилия, чтобы отказаться от них ради блага своей группы. Его побуждения пока ещё отчасти неясны и пронизаны как желанием вернуть то, что он отдаёт, так и желанием любви со стороны тех, кому он пытается служить. Но эти побуждения гораздо более высокого порядка, чем слепая жертва, к которой человека на более ранних стадиях его раскрытия толкают обстоятельства. По мере того, как происходит это тройственное просветление, или раскрытие, также виден двойной результат:

— астральный постоянный атом входит в полную активность и начинает излучать. Это касается пяти его спирилл. Оба постоянных атома (физического и астрального уровней) начинают одинаково вибрировать;

— три лепестка, образующие центральное кольцо эгоического лотоса, также полностью раскрываются, и сердечный центр Монады виден как быстро вращающееся и наполненное энергией огненное колесо с шестью спицами.

Период времени раскрытия второй группы лепестков охватывает интеллектуальное участие человека в делах мира до момента вступления в духовное царство при третьем посвящении. До этого процесс продвигается по законам Бытия. Этот период управления эгоического луча сравнительно недолог. Он занимает промежуток времени, когда оживляются следующие треугольники силы:

1. человек, частично управляемый Эго (продвинутый человек): сердце, горло, голова (то есть четыре меньших центра и их синтез — альта-центр);

2. духовный человек до третьего посвящения: сердце, горло, семь головных центров.

В результате воздействия эгоического луча на астральный постоянный атом этот атом трансцендируется, а его функции начинает исполнять постоянная ментальная единица.

Так исполняется поставленная перед человечеством цель: стать Учителем Мудрости, когда он способен сознательно функционировать в ментальном теле. Подумайте над этим.

в) Третья группа лепестков — Лепестки Жертвы.

Процесс раскрытия третьей группы лепестков самый короткий, т. к. человек принимает сознательное участие в этом процессе .

1. Лепесток Знания ментального уровня. Его раскрытие отмечает тот период, когда человек сознательно использует всё, что он приобрёл или обретает по закону, чтобы принести конкретную пользу человечеству.

2. Лепесток Любви ментального уровня раскрывается в результате сознательного и неуклонного приложения всех сил Души для служения человечеству, без мысли о возмещении или желания награды за безмерную жертву.

3. Лепесток Жертвы ментального уровня. Его раскрытие делает потребность жертвовать преобладающим стремлением Души в течение ряда жизней, которые посвящённый проживает перед своим окончательным освобождением от каузального тела в церемонии четвёртого посвящения. Он становится в своей сфере «Великой Жертвой».

Ясновидящий может объективно видеть двойной эффект этой стадии:

— ментальная единица становится сияющей точкой света. Четыре её спириллы передают силу с чрезвычайной скоростью;

— три верхние лепестка раскрываются, и виден совершенный девятилепестковый лотос.

Воздействует на ментальную единицу монадический луч. При завершении процесса функции ментальной единицы начинает исполнять постоянный атом пятого плана, манасического. В течение этого периода до пятого посвящения управляет треугольник силы: сердце, семь головных центров, два многолепестковых лотоса. Он отмечает период достижения, освобождения. При взгляде снизу вверх он кажется самым коротким, но это период сравнительного постоянства: если рассматривать его с плана Монады, он охватывает оставшееся время из ста лет Брахмы, или остаток процесса проявления.

После третьего посвящения вращение девяти спиц в эгоической сфере становится четырёхмерным, т. е. они становятся колёсами, оборачивающимися вокруг самих себя. Внутри сферы можно наблюдать определённый геометрический треугольник, образованный тремя точками огней постоянных атомов, из которых самый сияющий — ментальный. В самом центре интенсивно возрастает сияние по мере того, как три внутренних лепестка начинают отзываться на стимуляцию.

Все три линии эволюции — физическая, астральная и ментальная — развиваются одновременно и оказывают одна на другую отражённое влияние. Именно это обеспечивает последующее совершенство раскрытия. Невозможно и нежелательно прослеживать каждую линию этой тройственной эволюции отдельно или рассматривать их в отрыве друг от друга.

Когда огонь материи, или огонь трения, становится достаточно интенсивным, когда огонь ума, или солнечный огонь (насыщающий жизненной энергией девять лепестков), разгорается столь же сильно, когда электрическая искра в сокровеннейшем центре вспыхивает и может быть видима, всё каузальное тело становится радиоактивным. Человек достигает своей цели и высвобождает центральную Жизнь — Монаду.

«…Законы Кармы непреложны, ключ находится в овладении шестнадцатью лучами Эго…» («Кали Упанишада») «Тайна шестнадцати лучей Эго будет открыта, когда сила Священного Тетраксиса сольётся с силой Святых Двенадцати» (38, 493).

 

 



Copyright © 2002-2014, А. М. Храброва. Все права защищены.