ПРОЦЕСС
 


 

 
 

 

ГЛАВА XVI

 

ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС

 

Человечество всегда развивалось двумя путями: путём мистики и интуиции и путём опыта и логики. Но только последние триста лет опыт и логика в лице науки стали отвоёвывать лидирующее место на сцене жизни у мистики и интуиции под маской религии.

Человеческое мышление всегда было религиозным, всегда его сознание занимали мысли о Боге — о Жизни, вызвавшей всё к Бытию. Даже самые невежественные из диких рас признавали Могущество и пытались выразить своё отношение к этому Могуществу в понятиях страха и жертвоприношения через ритуал. Из зачатков поклонения природе, из фетишизма и идолопоклонства первобытного человека человечество выстроило здание религии, которое, будучи ещё несовершенным, по-настоящему закладывает основание будущего Храма Истины и станет достойным выражением реальности.

Из тьмы времён возникли великие религии. Хотя и разные по своим теологиям и формам поклонения, хотя и с очевидными отличиями в организации и церемониале, хотя и различаясь в методах приложения истины, религии эти соединяются в трёх базовых аспектах:

1. В учении о единстве Бога и природе человека.

2. В символизме.

3. В некоторых основополагающих доктринах.

Когда человек это признает и научится выделять внутреннюю существенную структуру правды, одну и ту же для всех стран и для всех рас, возникнет всемирная религия, Единая Церковь, и то общее, хотя и не единообразное отношение к Богу, которое продемонстрирует истину слов Св. Павла: «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (К Ефесянам, 4, 5-6). Теологии исчезнут в знании Бога; доктрины и догмы перестанут считаться необходимыми, так как вера будет основана на переживании и авторитет уступит место личной оценке Реальности. Власть церкви над группой вытеснится могуществом пробуждённой в человеке Души; на смену эпохе чудес и дебатов относительно «как» и «почему» с последующим скептицизмом и агностицизмом придёт понимание законов природы, контролирующих сверхчеловеческую сферу и сверхъестественную стадию эволюционного процесса. Человек войдёт в своё божественное наследие и узнает, что он — Сын Отца со всеми божественными качествами, силами и способностями, так как все они — его божественный дар.

А пока — что же мы имеем? Разрыв со старой установившейся традицией, бунт против авторитета церкви, догмы, доктрины или теологии; тенденцию к самоопределению и отбрасыванию старых норм, барьеров мышления и различий, существующих между расами и вероисповеданиями. Мы проходим через промежуточную стадию хаоса и сомнений, мятежа и вытекающей очевидной распущенности. Научные методы — исследование и анализ, сравнение и дедукция — применяются к религиозным верованиям. История религий, основание доктрин, происхождение идей и развитие идеи Бога подвергаются исследованиям и изучению. Это приводит к многочисленным дискуссиям, к отказу от старых, установившихся представлений о Боге, Душе, человеке и его судьбе. Школы мысли, различные по своим идеям и методам, существовали всегда, и шесть школ индийской фи-лософии воплотили в себя практически все базовые представления относительно причин проявления. Мало что нового было добавлено Западом к этим шести спекулятивным школам, хотя западный ум с его гением по части научной техники и методики переработал эти идеи и разбил шесть теорий на множество меньших положений.

Из мешанины идей, теорий, спекуляций, религий, церквей, культов, сект и организаций выделяются два главных направления мышления: одно, которому, в конце концов, предстоит умереть, и другое, которому обещают усиление и рост, и которое, в свою очередь, даст рождение тому (для нас) окончательному выражению истины, которое будет предназначено для будущего века и приведёт человека к вершине Храма и горе Посвящения. Эти два направления представлены следующими группами:

1. Теми, кто обращён назад, к прошлому, кто привержен старым путям, древним теологиям и реакционным методам непринятия при поисках истины. Это люди, признающие авторитет пророка, библии или теологии. Это те, кто послушание навязанному авторитету предпочитает добровольному послушанию просветлённой Души. Это сторонники церкви и правительства, отличающиеся чистой преданностью и любовью, но отказывающие в признании своему собственному божественному интеллекту. Их преданность, их любовь к Богу, их требовательная, но неверно направленная совесть, их нетерпимость делают из них всецело преданных людей, однако они ослеплены собственной преданностью, и рост их ограничен личным фанатизмом. Они в большинстве своём принадлежат к старшему поколению, и их надежда — в их преданности и в том, что сама эволюция приведёт их во вторую группу.

Этой-то первой группе и поручена работа кристаллизации, которая приведёт к полному уничтожению старых форм. Ей предназначена задача конкретизации старых истин, чтобы ум расы очистился, чтобы несущественное и существенное предстало бы тем, что оно есть, чтобы фундаментальные идеи так контрастировали с догмами, чтобы виделось лежащее в основе и отвергались вторичные, незначительные верования, так как только основополагающее и причинное будет цениться в грядущем веке.

2. Вторая группа представлена пока ещё очень незначительным, но неуклонно возрастающим меньшинством. Эта та внутренняя группа любящих Бога, интеллектуальных мистиков, знающих реальность, которая не принадлежит ни к какой религии или организации. Они есть в каждой расе, нации и народе. Они разных школ мысли, но всё же говорят на одном языке, учатся на одних символах, прокладывают один путь, отвергают одни и те же несущественные вещи и выделяют одну и ту же основу существенных представлений. Они с равной свободой пользуются священными писаниями друг друга. Они образуют активный фон нового мира и формируют духовное ядро грядущей мировой религии. Они представительствуют принцип единения, который, в конечном итоге, спасёт мир.

Религии прошлого основывались великими Душами, Ава­тарами, выдающимися духовными личностями, и отпечаток их жизней, слов и учений оставался в расе в течение многих веков. Работа новой группы мыслителей в своей совокупности адекватна воздействию Аватара. Этих людей сравнительно мало, они редки, хотя и есть в каждой стране, но число их упорно увеличивается.

В связи с обеими группами — реакционными доктринёрами и субъективным сообществом мистиков — находится большая часть нового поколения молодых людей, которые не относятся ни к какой группе и чьи представления чрезвычайно запутаны. Это большинство не принадлежит прошлому и отказывается признавать авторитет этого прошлого. Но оно ещё не достигло точки знания и поэтому не принадлежит и к группе Знающих, чья работа — направлять мысли людей в правильное русло. Они сознают только два момента: нужду в свободе и интенсивную тягу к знаниям. Они презирают традиции прошлого; они отвергают старые формулировки истины; и, поскольку они ещё не стоят на твёрдой почве, будучи ищущими и вопрошающими, мы имеем нынешнее состояние мирового смятения, распущенности и разрушения: в мире наступил другой (после Атлантического) великий момент кризиса.

Имеются ввиду не нынешние мировые условия, но состояние человеческого сознания. Ум добился функционального могущества, личности координировались. Стала возможной ещё одна формация или представительство от Иерархии адептов.

Начнём с недавнего прошлого. Около 1400 года Иерархия Учителей столкнулась с трудной ситуацией: на фоне полной экстернализации духовной истины произошла интенсивная дифференциация и кристаллизация наций и правительств. Оба эти состояния — конкретной ортодоксии и политических различий — сохранялись многие поколения и сохранились до сих пор. Сегодня имеем схожие состояния в мире религии и в мире политики. Это верно как для Индии или Америки, Китая или Европы, так и для истории буддизма со множеством его сект, для христианства и ислама с их неисчислимостью враждующих групп, а также для многочисленных философских школ самых разных направлений. Это распространённый факт. Общественное сознание колоссально варьируется. Однако такое положение дел отмечает завершение периода отделённости и предсказывает — ещё за много веков — окончание столь предельного расхождения в мыслях.

После наблюдения этой ситуации в течение следующей сотни лет Старшие братья Расы около 1500 года созвали совещание всех отделений. Его целью было определить, как можно усилить тягу к интеграции, являющейся, в сущности, ключевой нотой нашего вселенского порядка, и какие меры можно предпринять, чтобы добиться того синтеза, объединения в мире мысли, которое сделало бы возможным проявление цели божественной Жизни, вызвавшей всё к бытию. Когда мир мысли обретёт единст­во, внешний мир придёт к синтетическому порядку. Здесь надо помнить, что Учителя мыслят широкими категориями и работают над обширными циклами эволюционного устремления; крошечные и временные циклы, малые приливы и отливы космических процессов не привлекают Их немедленного внимания.

На совещании перед ними стояли три задачи.

1. Обозреть божественный план как можно шире и освежить Свои умы этим видением.

2. Отметить, какие влияния или энергии потребны для использования в том крупном предприятии, к которому они были призваны.

3. Обучить мужчин и женщин, которые были тогда испытуемыми, чела и посвящёнными, чтобы в своё время в Их распоряжении был бы пригодный коллектив помощников, на которых Они могли бы полагаться в будущие века.

План, как он ощущается в настоящее время и по которому неуклонно работают Учителя, может быть определён следующими словами: достижение такого субъективного синтеза человечества, такого телепатического взаимодействия, которое, в конце концов, уничтожит время. Оно сделает доступными для каждого человека все прошлые достижения и знания, откроет человеку истинное назначение его ума и мозга, сделает его хозяином этих органов и, стало быть, вездесущим и, в конечном счёте, откроет дверь всеведения. Предстоящее осуществление плана вызовет в человеке понимание — интеллектуальное и сочувственное — божественной цели.

Данное совещание положило начало конкретной специфической групповой работе по чётко намеченным направлениям, причём каждая группа представляла истину по-своему и придерживалась своего аспекта знания реальности.

Эти группы разделяются по семи большим направлениям:

— культурное;
— политическое;
— религиозное;
— философское;
— научное;
— психологическое;
— финансовое,

причём последние три выделились ближе к нашему времени.

Исключительно важно, чтобы работа этих семи групп мыслителей была признана частью иерархической программы, нацеленной на создание определённой ситуации, обеспечение определённых подготовительных условий и играющей — применительно к человечеству — конкретную роль в работе мировой эволюции.

Сравнительно со множеством наций и миллиардами людей на Земле основополагающих групп различных направлений немного. Их состав, их вклад в возрастание человеческих возможностей и их место в плане очень легко могут быть прослежены. Что необходимо подчеркнуть, так это то, что все они мотивируются внутренней, субъективной стороной жизни; они выступают вперёд с конкретной работой; все они на первичной стадии состоят из учеников и посвящённых низших степеней; всех их субъективно, шаг за шагом направляют их собственные Души, которые, в свою очередь, сознательно сотрудничают с Иерархией. Так обстоит дело даже тогда, когда индивидуальный человек абсолютно не осведомлен о своём месте в группе и о божественной миссии этой группы. Помните также, что нет ни одной неудачи, хотя, опять-таки, индивидуум не имеет никакого представления об успехе. Признак этих работников тот, что они строят для грядущих поколений.

Современное гуманистическое движение с его акцентом на прошлом, которое завершается в настоящем, и его поисками духовных корней вышло из Ренессанса.

Революция и решимость драться за божественные права человека находят свой первичный побуждающий импульс в революции во Франции. Мятеж, формирование политических партий, классовая борьба и раскол каждой страны на политические враждующие группировки, хотя всегда были спорадическими, стали наблюдаться повсеместно за последние 200 лет и представляют собой результаты групповой активности, вызванной Учителями. Благодаря ей люди росли, учились думать, и даже если они и мыслят неправильно, и проходят через гибельные эксперименты, конечное добро неизбежно, неминуемо. Временные лишения, проходящие депрессии, войны и крово­пролития, нужда и порок могут ввергнуть немыслящих людей в глубины пессимизма. Однако тем, кто знает и чувствует внутреннюю направляющую длань Иерархии, известно, что сердце человечества здоровое и что из нынешнего хаоса, а, возможно, и в результате его выступят те, кто способен овладеть ситуацией и соответствует задаче объединения и синтеза. Этот период оккультно называется «веком восстановления того, что было разрушено падением». Пришло время, когда разделённые части могут воссоединиться и целое может быть восстановлено в своём первоначальном совершенстве.

Конечно, философы всегда были с нами, но они большей частью представляли собой изолированные единицы — основателей школ, характеризовавшихся своей приверженностью учителю и обособленностью. Сегодня это не выдающиеся фигуры, как в прошлом, но группы, представляющие идеи. Группа философов нового времени уже формирует современное мышление, тогда как древние школы азиатских философов только начинают воздействовать на западные представления. Благодаря анализу, соотнесению и синтезу развивается способность человека к мышлению, и абстрактный ум может соединиться с конкретным. Поэтому, благодаря их работе, та интересная чувствительность человека, что состоит из трёх выдающихся характеристик: инстинкта, интеллекта и интуиции, доводится до состояния интеллектуальной координации. Инстинкт связывает человека с животным миром, интеллект объединяет его со своими со­братьями, а интуиция раскрывает ему жизнь божества. Все три представляют собой предмет особого философского изыскания природы реальности и средства познания.

Две более современные группы — это психологи, работаю­щие согласно дельфийскому изречению: «Человек, познай самого себя», и финансисты — хранители средств, при помощи которых человек живёт в физическом мире. Эти две группы — по необходимости и несмотря на имеющиеся у них расхождения и различия — более синтетичны в своих фундаментальных аспектах, чем любая другая.

Одна группа занимается родом человеческим: различными типами людей, используемым механизмом, побуждениями и характеристиками человека, а также целью — очевидной или скрытой — его существования.

Другая группа владеет и управляет средствами, благодаря которым человек существует; контролирует всё, что может быть превращено в энергию, и осуществляет диктатуру в любых общественных отношениях, торговых и обменных операциях. В её власти всё множество формальных объектов, которые современный человек считает существенными для своего образа жизни. Деньги — всего лишь кристаллизованная энергия или жизненность, то, что изучающий с Востока называет пранической энергией. Это конкретизация эфирной силы. Таким образом, деньги — это экстернализированная жизненная энергия, и эта форма энергии находится под управлением финансовой группы. Финансовая группа — последняя по времени своего возник-новения, и её работа самым конкретным образом планируется Иерархией. Она вызывает на Земле самые далеко идущие последствия.

Как и всё остальное в наше время, наука находится в процессе изменения, и как бы мало это ни осознавалось многими, исследования учёных того, что называется материей, вошли в новую фазу: побуждающая потребность превзойти достигнутое будет постепенно замещать старые методы и механизмы новым подходом и другой фундаментальной концепцией о природе материи. Дальновидно утверждал Эйнштейн: «Лучший удел <…> теории состоит в том, чтобы указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остаётся предельным случаем» (43, 568). Уже много было сказано и сломано копий о смене научной парадигмы. Но кто осмеливается её менять, ниспровергая основы? Ведь «мы поднимаемся только на те башни, какие сами можем построить» (44, 145).

Все великие учёные и работники в сфере объективной природы работали, как Души, и все наиболее удивительные открытия совершались, когда работающий в какой-то конкретной области верил в свою гипотезу, проводил исследования и продвигался, стадия за стадией, в своей работе, пока не соприкасался с аспектом правды, ещё не сформулированным человеком. Затем, войдя, благодаря интуиции, в новую сферу мышления, он формулировал открытое знание в виде теории, принципа, эксперимента или механического приспособления, так что оно становилось достоянием группы и в своё время принималось и использовалось миром. Но при зарождении это была эзотери-ческая работа, основанная на интуиции.

Теперь, когда истекли столетия со времени совещания в XVI веке, эти внешние группы сыграли свою роль и сослужили самую выдающуюся службу. Их результаты неминуемо оказывают международный эффект, и их влияние не ограничено ни национальной принадлежностью, ни государственными границами.

Иерархия теперь встретилась с другой ситуацией, требующей большого внимания. Ей надлежит собрать и соединить воедино различные нити воздействующей энергии, разные потоки мыслительных сил, которые оформились благодаря работе групп, начиная с 1500 года; в частности, рождение этой книги относится к той же теме. Ей предстоит также упразднить некоторые из тенденций, направленных на дальнейшую дифференциацию. Последняя неизбежно имеет место, когда сила вступает в контакт с материальным миром, который несёт в себе возможности как добра, так и зла.

В этом проблема настоящего переходного периода, и отсюда необходимость выдачи учения — Одигитрии-путеводительницы, которое поможет ищущему стремящемуся и искателю найти себя. Отсюда потребность прояснить законы Души и правду об индивидуальном раскрытии тем, кто, отвергая старую традицию и отказывая в признании мистике, стремится всё же познать себя как освобождённую Душу. Это знание вызывает неуклонное возрастание числа эзотеристов-строителей, так как, когда человек нашёл свою Душу и признал её связь с механизмом выражения — троичным низшим человеком, он автоматически переходит в сознание субъективной жизни, начиная работать с причиной и более не теряясь в мире следствий. Такова направленность религиозного импульса в наше время.

Именно так одновременно с распадом материалистического мировоззрения рождается новая группа людей, которая обладает знанием, видением и способностью работать на ментальных уровнях. Эта группа не ограничена религиозными людьми. Мужчины и женщины из всех областей человеческой мысли входят в неё. Ранее члены многочисленных групп были в каком-то смысле односторонними, и их таланты охватывали какие-то специфические направления. Они демонстрировали способность творить, как Шекспир и Пушкин, писать, как да Винчи и Дали, производить музыкальные шедевры, как Бетховен и Прокофьев или вызывать мировые перемены, как Наполеон и Горбачев. Новый же тип группового работника представляет собой все-стороннего индивидуума, способного делать почти всё, к чему он прикладывает руку, но чей основной импульс — работать больше на уровнях мышления, чем на физическом плане.

«Истина — это процесс»,— записал В. И. Ленин в «Философских тетрадях», конспектируя Гегеля.

Истина есть процесс!

 

 



Copyright © 2002-2014, А. М. Храброва. Все права защищены.