ЧАКРЫ
 


 

 
 

 

Глава III

МОНАДА. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ (ЧАКРЫ)

Общая характеристика центров.

1. Центр у основания позвоночника — муладхара-чакра.

2. Сакральный — свадхистхана-чакра.

3. Центр солнечного сплетения — манипура-чакра.

4. Сердечный центр на позвоночнике — анахата-чакра.

5. Горловой центр — вишудха-чакра.

6. Центр аджна.

7. Головной центр, сахасрарачакра (брахмарандра).

Пробуждение центров.

Общая характеристика центров

Если смотреть с внутренней стороны, где нет времени, человеческое создание представляет собой чудесную, калейдоскопически изменчивую картину. Так называемые тела, или, вернее, совокупности атомных единиц, блекнут, и исчезают, и снова вспыхивают. Цветовые потоки пробегают туда-сюда, они скручиваются и переливаются. Затем какие-то участки резко усиливают свою яркость и достигают пламенного сияния, и опять видно, как они затухают и становятся бесцветными и, по-видимому, не существующими. Но всегда явлен неизменный и всё затмевающий свет, из которого струится поток лучей на внешнего человека, видно, что поток исходит из двух больших участков плотной сердцевины физического человека. Эти два участка находятся в голове и в сердце. Можно также видеть, смутно, затем всё отчетливей, ещё семь бледных световых дисков — раннее свидетельство о семи центрах.

Эти центры составляют аспекты качества сознания человека. Центры расцвечивают внешний вид человека и используют его как аппарат отклика на космические энергии. Центры соединяют тело, делая его одним связным, энергетическим, активным целым.

Вопрос центров эфирного тела настолько сложен и запутан, что правильно его понять человечество сможет только тогда, когда вернёт себе способность «видеть свет» эфирного тела и, благодаря более развитому чувству осязания, оценивать степень вибрации различных центров.

Семь центров, которые являются фокусами проявления двух энергий и пяти сил, представляют собой экстернализацию семи подпланов Космического Физического Плана (см. главу «Поляризация монадических тел»). Но это не означает, что они — физические объекты. Они — вихри силы, вовлекающие эфирную, астральную и ментальную материю в активность определённого рода.

Центры несут три основные функции:

1. оживляют физическое тело;

2. развивают самосознание в человеке;

3. передают духовную энергию и вовлекают всего человека в состояние духовного бытия.

Центры располагаются в определённых точках эфирной субстанции следующим образом:

— пять центров — на линии вдоль позвоночника на расстоянии не менее 5 см от позвоночника даже у неразвитого человека;

сахасрара-чакра и аджна также расположены вне плотного физического тела.

Обращаю ваше внимание, что по мере эволюционирования человека фокусы центров как бы «удаляются» от физического тела, т. е. увеличивается радиус воздействия энергий и сил, протекающих через центры, на окружающую материю.

Эфирное тело неизменно является передатчиком внутренних энергий и анализатором того, что передаётся. Результативность такой передачи и вытекающая из неё физическая активность всегда зависят от центров, которые определяют железы внутренней секреции; последние, в свою очередь, соответственно определяют природу и выраженное сознание человека. Если центры пробуждены и восприимчивы, мы имеем физический аппарат, чувствительный к притекающим силам. Если центры спят и не могут передавать силу, мы имеет вялый и невосприимчивый физический аппарат.

Если центры под диафрагмой пробуждены, а над диафрагмой не пробуждены, то сознание человека будет сфокусировано на животной и эмоциональной природах. Кстати, большинство его физических болезней будет также сконцентрировано под диафрагмой.

Центры в течение эволюционного процесса проходят три типа раскрытия.

1. Постепенное раскрытие, которое имеет место, когда ребёнок на физическом плане превращается из младенца во взрослого. До семи лет преимущественным фактором в жизни ребёнка является установление жизненности физического тела. Душа в это время фокусируется в эфирном теле, но не целиком использует все центры; она просто сохраняет мягкий пульсирующий контроль, слабую импульсную активность, достаточную для сохранения сознания, поддержания различных физических процессов, проявления характера и самостоятельности. Последние возрастают до двадцати одного года, после чего стабилизируются в том, что мы называем личностью. В случае учеников захват Душой эфирных центров будет сильнее с самого начала физического существования. К четырнадцатому году определяются качество и природа воплощённой Души и её приблизительный возраст или опыт; физический, астральный и ментальный элементалы взяты под контроль, и внутренний духовный человек уже определяет жизненные тенденции и выборы. К 21 году центры, обыкновенно, достигают того же качества выражения, которое они имели к концу жизни в прошлом воплощении. Далее человек продолжает жизнь с того момента, на котором закончил в прошлый раз.

2. Пробуждение центров через жизненный опыт. Только с одним центром можно иметь дело в течение одной жизни; иногда даже несколько жизней затрачивается на это; но в редких исключениях несколько центров достигают большого функционирующего сознания за одно воплощение.

3. Пробуждение центров происходит, наконец, благодаря процессу посвящения. Конечно, это имеет место только тогда, когда человек сознательно стоит на Пути. В этой связи хочу ещё раз предостеречь Вас от спекулятивной рекламы некоторых «магистров белой и чёрной магии» (как они себя называют) с предложением «раскрытия центров», «поднятия огня Кундалини», «открытия третьего глаза», даже «посвящения» — ничего, кроме вреда и болезни, это не даст.

Центры расположены в эфирном теле, принимают и передают энергии через астральное тело и работают непосредственно над физическим телом через эндокринную систему. Таким образом, семи центрам сил в физическом теле соответствуют эндокринные железы, которые, в свою очередь, и являются причинами изменений в физическом теле. Каждый из семи главных центров управляет или обуславливает — с точки зрения материи и с точки зрения души — ту область физического тела, в которой он находится, включая множество меньших центров энергии и силовых сплетений, которые могут там быть.

Проявление в эфирном теле развитого или развивающегося центра показывает место человека на лестнице эволюции, его расовые связи и его сознательную цель. Последняя может варьироваться от акцента на половой жизни и активности сакрального центра до цели посвящённого, сознательно пробуждающего к активности головной центр. Всё это производит соответствующее воздействие на окружающую материю в радиусе воздейст­вия центра.

Для наглядности некоторые известные нам вещи сведены в таблицу «Сводная характеристика монадических тел и энергетических центров» (2; 41).

6

Эфирное тело мириадами своих линий силы и энергии, со всеми втекающими и вытекающими энергиями, со своей отзывчивостью на энергетические уколы окружения, как и со стороны внутреннего духовного человека и тонких тел, лежит в основе физического тела. Центры в эфирном теле работают как фокусные точки приёма и распределения, они приёмники семи типов энергии и распределители их по всей малой человеческой системе; они — фокусы для поступаемой из того или иного источника энергии. Каждый центр через планетарное соответствие связан с одним из космических планов.

Поступающая энергия трасмутируется внутри центра в силы. Это включает процесс дифференциации первичной энергии во вторичные энергии и происходит автоматически: степень трансмутации, величина получающейся совокупности сил и последующего излучения (оказывающего соответствующее воздействие на плотное физическое тело) зависят от степени раскрытия конкретного центра, его пробуждения или не пробуждения.

Исходящие из центра силы воздействуют на эфирную составляющую всей сложной сети нервов, образующей нервную си­стему. Эти субъективные составляющие называются в индий­ской философии «нади». Они образуют сложнейшую и обширнейшую сеть флюидических энергий, являющуюся нематериальной, внутренней, параллельной системой по отношению к телесной нервной системе и лежащую в её основе. Сеть нади образует определённую модель жизни, которая варьируется в зависимости от луча личности.

Оккультисты символически считают каждый центр лотосом. Этот лотос формируется элементами энергии, движущимися и вибрирующими особым образом; эти вибрации-волны принимают формы, которые называют лепестками лотоса. Каждый лотос состоит из:

1. определённого количества лепестков;

2. околоплодника, или поддерживающей чашечки;

3. центра чистого белого Света, называемого «драгоценностью».

Каждый центр соответствует священной планете, телу проявления одного из семи Небесных Людей.

В эфирном теле имеются:

1. Семь главных центров. Они могут быть разной степени активности:

а) Закрытый, неподвижный или запертый, всё же подающий признаки жизни, молчащий и исполненный глубокой инерции.

б) Открывающийся, распечатанный и слегка окрашенный: жизнь пульсирует.

в) Оживлённый, живой, бдительный в двух измерениях, две маленькие дверки распахнуты настежь.

г) Излучающий и охватывающий своей вибрацией все центры.

д) Вибрации центров смешались, и центры взаимодействуют ритмически. Жизненная сила втекает со всех планов. Мир широко раскрыт.

В науке о центрах важное значение имеет учение о числе «восемь»; оно, как нам говорят Учителя, есть число Христа. Имеется восемь центров, если учитывать селезёнку; у всех число лепестков кратно восьми, за исключением центра у основания позвоночника, который имеет четыре лепестка, половину от восьми. В наше время арабское общепринятое написание числа «восемь» представляет базовый символ всех центров, потому что форма лепестков в действительности напоминает множество наложенных друг на друга восьмёрок. Слово «лепесток» чисто описательное, а центр изображается следующим образом. Сначала окружность —      ; потом две соприкасающиеся окружности, образующие 8. Затем, по мере возрастания числа лепестков, мы наблюдаем возрастание этих двойных окружностей, налагающихся друг на друга под разными углами, пока не доходим до тысячелепесткового лотоса в голове.

Центры над диафрагмой:

1. Головной центр (сахасрара)         1000 лепестков.

2. Центр между бровями (аджна)           2 лепестка.

3. Горловой центр (вишудха)                 16 лепестков.

4. Сердечный центр (анахата)                12 лепестков.

Центры под диафрагмой:

5. Центр солнечного сплетения (манипура)        10 лепестков.

6. Сакральный центр (свадхистхана)       6 лепестков.

7. Центр основания позвоночника (муладхара)   4 лепестка.

Центр аджна в некоторых оккультных книгах называется лотосом с девяносто шестью лепестками, но это лишь дифференциация энергий, фокусирующихся в обоих лепестках. Заметим, что сумма силовых лепестков во всех центрах (за исключением головного) составляет 48 лепестков. Эти энергии в двух своих аспектах — физической жизненной энергии и душевной энергии,— составляет 96 аспектов или вибраций обоих лепестков центра аджна. Следует также помнить, что слово лепесток символизирует лишь выражение силы и её очевидное воздействие на материю. Пять нижних центров с их сорока восемью лепест­ками синтезируются в двухлепестковом лотосе центра аджна, после чего имеем: 48 + 2 = 50 — число совершенной личности, т. к. 5 — число человека Пятой Коренной Расы, а 10 — число совершенства. Также, если символически прибавить 48 лепестков нижних пяти центров к девяносто шести лепесткам центра аджна, получится число сто сорок четыре: 48 + 96 = 144. Это число означает завершённую работу двенадцати творческих Иерархий: двенадцать раз по двенадцать, т. е. совершенный союз и единение субъективной Души и объективного тела. Это — завершение. С цифрой 144 соотнесём число 1000 (число лепестков в лотосе головного центра), и в результате имеем число спасённых Книги Откровения (Гл. 7, 6) — сто сорок четыре тысячи (144000), которые могут встать перед Богом, т. к. первое трёхзначное число (144) означает личность. Когда человек завершил внутри себя великую работу и число 144 явно символизирует его точку достижения, тогда он может встать перед Богом — вставая теперь не только перед Ангелом Присутствия, но перед самим Присутствием. Таким образом, аллегория числа 144000 с абсолютной точностью означает «зажжение огней» всех центров через последовательную активизацию всех составляющих их лепестков силы.

Никогда нельзя забывать о тесной связи между семью главными центрами и семью основными эндокринными железами физической системы. Обе системы образуют один тесно взаимосвязанный аппарат, в котором железы с их функциями определяются состоянием эфирных центров. Последние, в свою очередь, определяются точкой эволюции и достигнутым опытом воплощённой Души и её специфической поляризацией. (См. главу «Монада. Поляризация монадических тел»).

2. Двадцать один меньших центров.

Двадцать один меньших центров локализуются в точках:

— два центра находятся впереди ушей, там, где соединяются челюсти;

— два на уровне сосков;

— один в месте соединения грудных костей, близ щитовидной железы. Он вместе с двумя грудными центрами образует треугольник силы.

— два расположены на ладонях;

— два — на подошвах;

— два связаны с гландами;

— один — вблизи печени;

— один связан с желудком, поэтому он относится к солнечному сплетению, но не идентичен ему;

— два центра связаны с селезёнкой. В действительности они образуют один центр, составленный из двух наложенных друг на друга центров — соответствуют витальному телу; функция селезёнки специфична, поскольку она — центр-распределитель жизненной силы — пранической энергии, связанный с планетной жизненностью и солнечной радиацией; доминировал в Лемурийские времена, но сейчас перешёл в разряд полностью раскрывшихся и, следовательно, функционирующих автоматически центров и опустился ниже порога сознания;

— два центра находятся позади коленей;

— имеется один мощный центр, тесно связанный с блуждающим нервом. Он самый сильный и рассматривается некоторыми школами оккультизма как главный. Расположен он не в позвоночнике, но на близком расстоянии от вилочковой железы;

— один центр расположен вблизи солнечного сплетения. Связывают его с центром у основания позвоночника, образующими треугольник из сакрального центра, солнечного сплетения и центра у основания позвоночника.

3. Сорок девять малых центров.

Все центры, за исключением головного (Брахмарандра), в начале перевёрнуты, их лепестки повёрнуты вниз к основанию позвоночника, в процессе же эволюции они постепенно раскрывают лепестки, медленно разворачивая их вверх «к вершине жезла», как говорится в Древнем Комментарии. В конце Шестой Коренной Расы полное выражение любви человечеством приведёт к синхронизации вибраций и полному раскрытию всех пяти лотосов центров на позвоночнике, которые будут различаться лишь числом лепестков. Работа этих пяти центров станет такой же автоматической, как нынешнее функционирование сердца и лёгких в физическом теле. В конце великого мирового цикла Седьмой Расы, когда все лотосы всех энергетических центров повернутся наверх, они откроются и представят собой свободные каналы для притока и передачи трёх больших энергий и четырёх меньших сил.

Этим постоянным притоком энергий можно объяснить дискомфорт в различных телах человечества: неспособность центров ответить и раскрыться в большинстве случаев вызывает болезнь и осложнения; неравномерное раскрытие центров, их заторможенное развитие и отсутствие отклика приводят к трудностям; их преждевременное раскрытие и чрезмерная работа приводят к опасности; временная неспособность физического проводника соответствовать внутреннему раскрытию центров вызывает много проблем. Можете судить о сложности предмета.

Идею относительности надо всегда иметь ввиду изучающему центры. Относительна даже цветовая окраска центров, потому что воспринимаемая с разных планов — с физического или с более тонкого — она значительно отличается. Цвета, видимые физическими глазами, не являются истинными цветами оккультной природы, но представляют собой только эффекты, произведённые на механизм наших физических органов зрения определёнными скоростями вибраций. В тексте даны цвета физического уровня и, где это возможно,— тонкого. Кстати, ясновидя­щий, если бы ему представился случай наблюдать одновременно йога в трансе и рядом с ним просто загипнотизированного человека, получил бы важный урок по оккультизму: он увидел бы разницу между самовызванным трансом и гипнотическим состоянием, вызванным гипнотизёром. У йога четыре низших принципа исчезают полностью; нет ничего, кроме едва различимой вибрации золотого оттенка пранического тела и фиолетового пламени с золотыми полосками, рвущегося кверху из головы в той области, где помещается третий глаз. В человеке загипнотизированном будут присутствовать все низшие тела: красно-фиолетовое астральное тело, целиком подчинённое зелёному низшему Манасу, но мы не увидим индиго высшего Манаса и золотого сияния Буддхи, т. к. в этом случае они полностью парализуются.

Кроме того, относительность следует иметь ввиду и в других случаях. Например, центры внутренне связаны в эфирном теле. И в то же время они связаны с более тонкими телами, с состоя­ниями сознания, которые являются синонимами состояний бытия и проявления, с энергиями лучей, с окружающими условиями, с тремя периодическими проводниками (как Е. П. Блаватская называет физическое тело, личность и каузальное тело), с Шамбалой и всей совокупностью проявленных Жизней. Сложность предмета не поддается определению.

1. Центр у основания позвоночника муладхара-чакра

Находится у основания позвоночника. В этом месте соединяются Дух и Материя, образуя энергию Кундалини. Четыре Лепестка в форме креста светятся алым светом — с внутренней стороны.

Самый неподвижный центр в настоящий период (с точки зрения духовного человека), потому что полностью активизируется лишь в результате направленного и контролируемого акта воли. Он отзывается только на аспект воли. Воля — быть в воплощении — фактор, контролирующий сегодня его жизнь и обусловливающий его воздействие по мере того, как он питает и направляет жизненное начало в материи и форме. Так же, как нам говорят, что «жизненное начало» заложено в сердце, так и воля «быть» заложена в основании позвоночника.

Центр основания контролирует активность надпочечников, когда человеческая воля призывается преодолеть опасность, когда усиливается воля-к-жизни и сопутствующая ей воля-к-увековечиванию и продолжению жизни в своих детях.

Поддерживает все остальные центры. Следующая информация будет правильно понята теми, кто знает (а таковых пока мало, они редки) и которые помогут мышлению тех, кто обучается, и даст им более полную картину; в то же время эта информация убережёт несведущего от катастрофы, поскольку будет для него бесполезна.

Муладхара-чакра — та точка, где, по закону эволюции, соединяются Дух и Материя, и жизнь связывается с формой. Следовательно, это тот центр, где сущностная двойственность проявленной божественности — человека или планетного Логоса соединяется и производит форму.

Природа этой божественности лишь приоткрывается после того, как второй аспект завершил свою работу через посредство третьего аспекта, но при направляющей воле первого аспекта.

Много праздных и опасных разговоров имели место относительно этого центра, и весь предмет «огня кундалини» представлял интригующий, соблазнительный сюжет для псевдооккультистов мира. Настоящий оккультист во время обучения не имеет никакого отношения к огню кундалини. Мне невозможно сделать больше, чем пояснить для вас некоторые факты, в то же время я должна остерегаться выдать способы и методы пробуждения активности этого центра по причине чрезвычайной опасности преждевременной работы муладхары-чакры.

Это центр, в котором «змея кундалини» претерпевает две трансформации:

а) змея материи лежит свёрнутая;

б) змея материи трансформируется в змею мудрости;

в) змея мудрости преображается и становится «драконом живого света».

Эти три стадии определяются жизнью и энергией, изливающимися через всю длину позвоночного столба через эфирное соответствие спинного мозга. Во времени и пространстве это излияние (при котором возникает жизнь) приводит к:

а) постепенному закономерному пробуждению центров сообразно типам лучей;

б) приспособлению центров к тому, чтобы сознание внутреннего человека стало адекватным его окружению (имеется ввиду не материальная среда обитания);

в) синтезу жизненных энергий всех центров, так что они становятся адекватным уровню посвящённого в его служении Иерархии и Человечеству;

Через позвоночник (с точки зрения эзотерических наук) проходит тройная нить. Она состоит из: антахкараны, сутратмы или нити жизни и нити творчества.

Антахкарана — напрямую связывает монаду с семью центрами, а через них — с тройной системой нади, нервов и желез; выстраивается монадой на протяжении всех воплощений, вбирая и сохраняя каждый раз драгоценный «жемчуг» опыта каждой земной жизни; цель антахкараны — связь личности с Духовной Триадой через каузальное тело — тело души; можно также определить её как связующую нить между высшим и низшим Манасом. Цвет — жёлто-бронзовый. Вот как описана антахкарана в Сокровенных Стихах:

«Нить лучезарности, которая нерушима и растворяется лишь в Нирване, возникает из неё в своей цельности в день, когда великий Закон призывает всё сущее назад к действию» (4; 2, 102).

Антахкарана в Тайной Доктрине названа Аурическим телом; именно оно при смерти ассимилирует сущность Духовной Триады (Атма-Буддхи-Манас) и становится носителем этих духовных принципов, которые не объективны, в Дэвачане.

Сутратма или нить жизни — проходит через пять низших энергетических тел человека и несёт ему духовную энергию через каузальное тело; связывает каузальное тело — душу — с личностью в точке вишудха-чакра — горловом центре; сутратма образуется индивидуально в каждом воплощении и является инструментом, через который душа контролирует личность; сутратма выражает положительную энергию духа, отрицательную энергию материи и уравновешивающую энергию души; после высших посвящений уравновешивающая энергия души полностью замещается энергией духа, и функции сутратмы берёт на себя антахкарана.

Нить творчества функционирует через канал ида , по которому проходит энергия с отрицательным зарядом, связанная с сознанием и чувственным раскрытием.

Каждая из этих трёх энергетических нитей образует во внутренней субстанции позвоночника свой собственный канал движения соответствующих энергий:

1. Сутратма образует канал пингала (используется терминология индуизма); через этот канал проходит энергия, имеющая положительный заряд и питающая материю — так называемый огонь трения, что соответствует пути эволюции в материи.

2. Нить творчества — это канал для электрического огня, что соответствует эволюционному статусу «Путь Испытания — ранние стадии этапа Ученичества до третьего посвящения».

3. И, наконец, антахкарана использует для передачи своих чисто духовных энергий солнечного огня канал сушумна, который соединяет витальное тело через сердце с сахасрарой-чакрой. Канал сушумна не используется правильно и безопасно до тех пор, пока полностью не построена антахкарана, что происходит на Пути самого главного посвящения — третьего.

В Шестой Коренной Расе каналы Ида и Пингала станут единой с сушумной системой; на физическом плане эта трансформация предстанет в виде второго спинного мозга, или значительного увеличения функций спинного мозга.

Огонь Кундалини в действительности представляет собой союз перечисленных трёх огней (огня трения, электрического огня и солнечного огня), сфокусированных в центре основания позвоночника с помощью просветлённой воли импульса любви. Этот соединённый огонь поднимается Словом Силы (издаваемым волей Монады) с помощью авторитета души и интегрированной живой личности. Человеческое существо, которое в состоянии это проделать в полном сознании, является, следовательно, посвящённым третьего Посвящения. Он и только он в состоянии безопасно поднять этот тройной огонь из основания позвоночника в головной центр.

Огонь Кундалини будет поднят, когда все центры пробуждены и каналы позвоночника свободны. Прочистка каналов является результатом одушевления индивидуальных центров, которые, благодаря силе истинной жизни, сами обеспечивают уничтожение любых заторов и нечистоты. Они в состоянии сжечь всё, мешающее их излучению.

Предупреждаем читателей, что любые предложения о поднятии огня Кундалини будут чистой спекуляцией, в лучшем случае облегчившей кошелёк легковеров и в худшем — основательно подорвавшей здоровье, поскольку всё же удаётся поднять нижний из трёх огней — огонь трения. Это вызывает преждевременное горение и разрушает электрическую перемычку в эфирном теле. К счастью, природа часто сама предохраняет. Схематично центры эфирного тела и разделяющие их перемычки можно представить следующим образом:

горловой центр (вишудха) — 16 лепестков

1                      — перемычка

3 сердечный центр (анахата) — 12 лепестков

                     — перемычка

2 центр солнечного сплетения (манипура) — 10 лепестков

                     — перемычка

4 сакральный центр (свадхистхана) — 6 лепестков

                     — перемычка

центр у основания позвоночника (муладхара) — 4 лепестка.

Как видно на схеме, имеются четыре такие перемычки в форме диска, которые разделяют центры вдоль позвоночника. Обычно эти перемычки исчезают сами медленно и постепенно, закономерно и автоматически, благодаря чистоте жизни, контролированию эмоций и развитию духовной воли высоко развитой личности с пробуждённым центром аджна. Перемычки в голове обладают более высоким качеством и разделяют череп пополам в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Идёт непрерывное движение, взаимодействие и перестановка.

Здесь обрисован только символ природы, который укажет путь этих трёх энергий божественной Троицы. Необходимо по сути понять связь трёх основных энергий, три пути живого огня, а также их поляризацию. Все они образуют тропу жизни индивидуального человека и пробуждаются к активности последовательно в соответствии с типом луча и точкой эволюции человека, после чего монада, аспект воли, может непосредственно достичь личности и пробудить центр у основания, а с ним — все три огня, в совокупности дающие мощь энергии Кундалини.

 

5

 

2. Сакральный центр — свадхистхана-чакра

Сакральный центр расположен в нижней части поясницы. Шесть его лепестков переливаются оранжевым светом (с внутренней стороны). Самый активный центр у современного человечества, контролирующий половую жизнь. Творчество сакрального центра воплощается в соединении отрицательной мужской и положительной женской энергиях в творческом акте, сознательном, но всё ещё бесцельном.

Интересно отметить, что крепкое здоровье дикаря или неискусного, неинтеллигентного рабочего или крестьянина (состояние бытия, которое быстро сходит на нет по мере развития ума) в основном объясняется пассивностью всех центров, кроме сакрального. Тот факт, что они легко становятся жертвой инфекционных заболеваний, объясняется той же причиной.

Центр останется мощным центром до тех пор, пока две трети рода человеческого не получат посвящения, т. к. процесс воспроизведения должен активно продолжаться, чтобы обеспечить входящие души телами. Но по мере прогресса расы этот центр будет поставлен под контроль и его деятельность будет протекать разумно, как результат знания, прозрения и более высоких, тонких касаний, а не как результат безграничного бесконтрольного желания, как сейчас.

Сакральный центр соответствует физическому солнцу, источнику жизненности и проводнику жизни на нашей планете.

Символизм сакрального центра основан, главным образом, на периоде беременности перед рождением, и из его правильного понимания можно проследить и обобщить всю историю зачатия и принятия формы, всё равно, идёт ли речь о физической форме человеческого существа, о форме идеи, об организации, созданной во имя какой-то идеи, о форме планеты или солнечной системы. Возможно, это центр, через который, прежде всего, должны выразиться силы «Я ЕСМЬ ЛИЧНОСТЬ», и должна разрешиться вся проблема двойственности. Это разрешение и истолкование символа должно прийти из сферы ума, контролирующего физическую реакцию и озабоченного целью, а не желанием. Поразмыслите об этом. При таком понимании мы достигаем развития, когда сможет осуществиться великий перенос энергии сакрального центра в горловой центр — высший центр творчества.

Сакральный центр тесно связан с материей. Имеется обмен энергий между тремя точками в нижней части человеческого тела:

1. Селезёнкой, органом праны или приходящей от солнца физической жизненности.

2. Сакральным центром, посредником физического воспроизведения.

3. Центром у основания позвоночника.

Это великий треугольник силы, связанный с материей, субстанцией, формообразованием, творением, жизненностью и утверждением в форме. Этот треугольник — отражение более высокого треугольника, образованного:

1а. Гипофизом, соответствующим селезёночному центру.

2а. Горловым центром, соответствующим сакральному.

3а. Шишковидной железой, соответствующей центру основания позвоночника.

Во взаимодействии обоих треугольников прослеживается связь с постоянным физическим атомом, которая может служить ключом к инстинкту самосохранения, выживанию тонких тел после смерти и принципу бессмертия, заложенному в душе и функционирующему, когда самосохранение и выживание на физическом плане теряют свою силу. Этот вопрос требует самого тщательного изучения.

Сакральный центр также в конечном счёте связан с центром аджна; оба они образуют функционирующую двойственность, ответственную за то тонкое качество, которое мы называем личностью.

Полем действия Лунных Питри является сакральный центр. Этот центр достиг полной работоспособности в древней Лему­рии (Третья Коренная Раса); в нём функционирует великая фохатическая энергия Святого Духа, осеняющая девственную фригидную материальную субстанцию и побуждающая её к Божественной Гармонии через вечное движение самовоспроизведения.

3. Центр солнечного сплетения манипура-чакра

Он расположен на позвоночнике под лопатками и является чрезвычайно активным, так как это орган астральной природы, эмоций, настроений, желаний и чувств. Именно через него возбуждаются низшие, телесные функции — желание есть, пить и воспроизводить потомство; через него происходит контакт с низшими центрами и осуществляется работа с ними. В этом центре осуществляется великая трансмутация всех низших жи­вотных желаний в высшие. Он собирает силы тела под диафрагмой и направляет их вверх. Большинство людей в настоящее время имеют дело с установлением контроля над манипурой-чакрой.

Десять лепестков розового цвета с оттенком зелёного — с внутренней стороны; красное свечение — с внешней; при сплавлении энергий астральной и низшего манаса с внешней стороны можно увидеть волны изумрудного цвета. По мере развития эмоциональной природы и начала функционирования ума центры активизируются. Проявляется определённое осложнение, ибо начинают вырисовываться психологические состояния. Человек больше не просто животное. Эмоциональные волнения (главный предрасполагающий к плохому здоровью фактор) затопляют низшую природу злонаправленной энергией (может, лучше сказать, неверно направленной?). Затем центр солнечного сплетения становится чрезмерно активным и его активность разделяется на четыре стадии:

1. Стадия его пробуждения по мере того, как астральное тело постоянно усиливается.

2. Стадия могущества, когда в течение многих жизней этот центр главенствует в эфирном и витальном теле, и человек целиком руководит своей эмоциональной, астральной жизнью.

3. Стадия, когда манипура-чакра становится расчётной палатой для всех центров (больших и малых) под диафрагмой.

4. Стадия, когда энергии солнечного сплетения поднимаются в сердце.

Все эти стадии сопровождаются своими собственными физическими недомоганиями. Ещё в атлантические времена манипура-чакра достигла высокой стадии развития; лотос этого центра повернулся у человечества Четвёртой Коренной Расы вверх и его лепестки доходят в настоящее время до сердечного центра, расположенного на позвоночнике. До 1400 г . до Р. Х. центр солнечного сплетения образовывал треугольник связи с сердечным центром на позвоночнике и центром аджна. После 1400 г . до Р. Х. в результате трансмутации энергии манипуры­чакры начали медленно перемещаться в анахату-чакру. Таким образом, стимулирование сердечного центра и центра аджна облегчается с развитием солнечного сплетения.

Солнечное сплетение — это центральный фактор в жизни среднего человечества. На этой ступени ум определённо начинает функционировать, хотя и слабо. Это место выхода (если можно использовать такое выражение) астрального тела во внеш­ний мир. Это тот инструмент, через который протекает эмоциональная энергия — это орган желания. Манипура-чакра имеет определённое значение в жизни среднего человека, и достижение контроля над ним является жизненной целью многих и многих людей, которые должны научиться трансмутировать желание в устремление. У неразвитых и средних людей именно солнечное сплетение является фокусом сознания, и энергия регистрируется фокусной точкой сознания в голове без какого бы то ни было осознавания. Центр солнечного сплетения — это великая расчётная палата для всех энергий, проходящих через центры под диафрагмой. Прослеживается самое непосредственное отношение этого центра к астральному плану (если употребить это странное, но самое выразительное слово) или к тому, что в настоящем труде определено как тонкий уровень, поскольку именно там образуются и пребывают эгрегоры. Манипура-чакра — приёмник всех эмоциональных реакций, и импульсов, и энергий желания. Вследствие того, что человечество в наше время становится активным в групповом смысле и более восприимчивым к энергиям тонкого плана, чем когда-либо раньше в человеческой истории — ситуация одна из самых острых и трудных. Род человеческий через индивидуальное, а также через коллективное солнечное сплетение подвергается почти невыносимому давлению, но таков испытательный путь!

Солнечное сплетение привлекает низшие энергии центров, находящихся под диафрагмой, генерирует их, трансмутирует и очищает до той степени, когда становится возможной их передача в сердечный центр.

Этот центр — самый обособленный из всех центров (за исключением центра аджна у человека, стоящего на левом пути), поскольку стоит в середине между горловым и сердечным центрами над диафрагмой и сакральным центром и центром у основания позвоночника под диафрагмой.

Солнечное сплетение — это центр в эфирном теле, благодаря которому среднее, непросветлённое человечество живёт, и движется, и существует. Его обуревают желания — хорошие, плохие, эгоистические и духовные. Через этот центр текут большинство энергий, которые делают человека прогрессивным, поскольку он честолюбив, эгоистичным, поскольку для него важны его собственные желания, и приспособляемым, поскольку он астрально поляризован и, кроме того, подвержен диктату мощнейших эгрегоров, «надуманных» человечеством. Поэтому у названных людей этот центр находится в состоянии постоянного смятения и служит основной причиной большинства желудочных болезней и недомоганий, связанных с печенью.

Через него протекают энергии из астрального уровня и достигается контакт с ним. Поэтому это тот центр, через который работают большинство ясновидящих. Впоследствии эти люди обучатся работать как посредники между физическим миром и тонким миром, используя свои способности сознательно и разумно. Они будут обладать непосредственным восприятием тонкого мира — чувствознанием, которое превзойдёт ясновидение.

Интересно отметить, что так же, как центр аджна, который при высоком развитии человека является синтезом сил личности и представляет собой великий направляющий и распределяющий проводник, так и центр солнечного сплетения (синтез энергий среднеразвитой личности до процесса интеграции) является центром накопления, втягивания всех низших энергий и в конце концов фокусом для направленного распределения этих накопленных энергий и передатчиком их в высшие центры:

1. Энергии самого центра солнечного сплетения должны быть направлены в сердечный центр.

2. Энергии сакрального центра следует передать в горловой центр.

3. Энергии центра у основания позвоночника должны быть перенесены в головной центр.

После этого сакральный центр и центр солнечного сплетения перестают излучать свой собственный свет и вибрировать на собственной частоте — они становятся просто приёмниками духовных энергий.

Плотным физическим проявлением манипуры-чакры является поджелудочная железа, а его вторичным проявлением — желудок. Также необходимо отметить очень важную связь с печенью.

Как ранее было отмечено, этот центр является органом синтеза и вбирает в себя все низшие энергии на определенной ступени человеческой эволюции. Тогда он фактически становится инструментом (при правильном понимании и руководстве) интеграции жизни личности. Основной проблемой для развитого, но не склонного пока к духовному развитию человека, остаётся проблема желания. Каковы его цели? Куда устремлены его помыслы? Какова природа его осуществлённых амбиций? О чём он мечтает? Природа сил и энергий, которая под влиянием его мышления воздействует на центр солнечного сплетения, определяет и его возможность продвигаться вперёд по пути света или остаться статически самоцентрированным и предпочесть низший путь, ведущий к блокированию света души.

Лепестки центра солнечного сплетения простираются вверх до сердечного центра. В действительности это означает, что эмоциональная энергия, желание и амбиция в человеческой расе в целом устремлены вверх к высшему пути, и это даёт надежду на лучшее будущее.

Необходимо обратить самое пристальное внимание читателя, что сознательная передача энергии солнечного сплетения вверх и пробуждение сердечного центра является в настоящее время первостепенной задачей на пути к духовности.

Красный цвет стимулирует солнечное сплетение.

4. Сердечный центр на позвоночнике — анахата-чакра

Сердце — это источник жизни; из него начинается циркуляция жизненного потока крови. Со времени начала его развития в Атлантической Расе, с одновременным ростом и координацией астрального тела, в текущей Арийской Расе сердечный центр становится самым важным в теле. Совершенно специфический тип энергии приходит к нему с Плеяд, проходя к Земле через венерианскую схему. Именно этот тип энергии оказывает конкретное воздействие на каузальное тело и стимулирует сердечный центр.

Располагается он между лопатками и является главенствующим центром, который — в настоящее время и теперешний мировой период — привлекает к себе наибольшее внимание Тех, Кто ответственен за раскрытие человеческого сознания. В процессе раскрытия развитие сердца предшествует развитию ума, поэтому сердечный центр раскрывается раньше, чем голов­ной. Любовь всегда должна раскрываться раньше, чем сможет безопасно употребляться сила. Именно анахата-чакра является отражением Души в человеке.

Двенадцать лепестков сердечного центра — и на тонких уровнях, и на внешнем плане — переливаются золотым свечением, поскольку излучают очень мощную буддхическую энергию. Он начинает активно функционировать после второго посвящения, когда эмоциональная природа поступает под контроль души и желания личностного «Я» преобразуются в любовь. Поэтому именно сердечный центр является проводником буддхических энергий и открывает дверь в то, что называется «сердцем Солнца».

Сердечный центр соответствует «сердцу Солнца» и — поэтому — духовному источнику света и любви. Через сердечный центр протекает и распределяется энергия любви-мудрости Иерархии, которая становится доступной в той мере, в какой человек вошёл в жизнь своей души, что приводит к двум результатам:

1. возрождению человечества благодаря любви;

2. твердо налаженной связи между человечеством и Иерархией.

Таким образом, два великих планетных центра — Иерархия и Человечество — вступают в тесный контакт и взаимосвязь.

Как говорится в Библии (К Римлянам, V, 5), «любовь Божия излилась» в человеческое сердце и её трансформирующая, магнетическая и излучающая сила существенно важна для перестройки мира и установления нового мирового порядка. Всех людей в настоящее время призываем подумать о раскрытии сердечного центра и о разумной связи между родом человеческим и Иерархией, о последующем отклике человека на энергию любви, ибо о чём человек «помышляет в сердце своём» (Лука, V, 22), таков он и есть. «Помышление в сердце» становится по-настоящему возможным только тогда, когда ментальные способности адекватно развиты и достигли высокой стадии раскрытия. Помышление часто путают с чувствованием сердцем. Способность «помышлять в сердце» есть результат трансмутации желания в любовь в результате подъёма сил солнечного сплетения в сердечный центр. «Помышление в сердце» является также одним из показателей того, что высший аспект сердечного центра, 12-тилепестковый лотос, расположенный в самом центре тысячелепесткового лотоса, достиг точки настоящей активности. Помышление, как результат правильного чувствования, приходит на смену личностной чувствительности. Также оно даёт первое слабое указание на состояние бытия, которое присуще Монаде и которое нельзя назвать сознанием — в том смысле, как мы понимаем.

Итак, сердечный центр сущностно связывается с личностью после того, как осуществляется процесс её соединения с душой. Этому процессу можно обучить путём правильной ориентации, концентрации и медитации. По мере установления связи между душой и личностью, связь с Иерархией устанавливается автоматически. Личностное сознание заменяется групповым сознанием, и естественным следствием его является приток иерархической энергии, ибо все души суть лишь аспекты Иерархии. Это именно та связь (с вытекающими из неё взаимодействиями — магнетическим и излучающим), которая ведёт к конечному разрушению физического тела и каузального тела (тела души) по мере того, как связь достигает высшей точки интенсивного осознавания.

Плотным физическим проявлением анахаты-чакры является вилочковая железа. Об этой железе в настоящее время всё ещё мало что известно. Действие этой железы при её перевозбуждении производит безответственного и аморального человека. Именно ответственность (сначала за себя, затем за семью, за нацию, за всё человечество и т. д.) является первым признаком духовности человека. В настоящее время общая неустойчивость эндокринной системы препятствует безопасному и полному функционированию вилочковой железы. Когда вилочковая железа начнёт нормально функционировать у взрослого человека, проявится добрая воля, и начнёт осуществляться божественный план. Это будет первым шагом к любви, правильным человеческим отношениям и миру. В сегодняшнем мире уже чувствуется наличие доброй воли, что является признаком работы сердечного центра и доказательством того, что сердечный центр в голове начинает раскрываться в результате усиления активности сердечного центра, расположенного на позвоночнике. Любовь укореняется на земле и приходит на смену эмоциям, желаниям и материальному аспекту чувства.

На ранних стадиях раскрытия как индивида, так и расы, перевёрнутый сердечный лотос своими 12-ю лепестками уходит вниз до центра солнечного сплетения, из которого медленно поднимается к нему трансмутируемая энергия, в результате чего лотос анахаты-чакры начинает медленно разворачиваться вверх. В конце Пятого расового цикла будет иметь место энергетическая связь треугольника: сердечный центр на позвоночнике — сердечный центр в голове — центр аджна.

Развертывание «лотосовых» центров всегда обусловлено двойным действием: подталкиванием снизу и притяжением сверху. Подытожим основные факторы раскрытия сердечного лотоса:

1. Возрастающее влияние Иерархии.

2. Отклик раскрывающегося сердечного лотоса на притяжение Ашрама Учителя.

3. Установление контакта между душой и личностью.

4. Подъём трансмутируемых энергий из-под диафрагмы через солнечное сплетение в ответ на духовное «притяжение».

5. Возрастающее осознавание природы любви.

Имеются и другие факторы, но эти — наиболее доступные для понимания, если рассматривать их символически, а не буквально.

Сердечный центр — самый важный центр для человечества настоящего периода. В сердечном центре и в самом сердце находится жизненное начало — аспект Духа, ибо жизнь и Дух — суть одно.

Зелёный цвет стимулирует сердечную чакру.

5. Горловой центр — вишудха-чакра

Этот центр расположен на задней стороне шеи, распространяясь кверху до продолговатого мозга, включая каротидную железу, и вниз до лопаток. Управляется Сатурном, через который передаётся энергия мысли, или умственная энергия, поступающая из отдалённого космического центра через Сириус. Усиление умст­венной энергии приводит к расширению сознания и постижению Истины, как она есть. Эта энергия ощущается прежде всего в горловом центре, этом великом органе созидания через звук. У среднего человечества это исключительно мощный, хорошо развитый центр, поскольку связан с первым Посвящением (полный физический контроль), которого уже достигло огромное количество людей.

Шестнадцать лепестков горлового центра на тонких уровнях видятся как серебристо-голубое свечение, с преобладанием голубого. Через Вишудху-чакру Солнечный Ангел воздействует на воплощённого человека. Горловой центр вовлекается в усиливающуюся творческую активность по мере того, как личность отзывается на Душу.

Это орган распределения творческой энергии Душами, находящимися на высших точках эволюции; вся энергия творческого человечества фокусируется в нём. Горловой центр открывает возможность полного понимания пути физического Солнца, и всем настоящим астрологам надлежит в конце концов активизировать этот центр.

Горловой центр связан: с личностью — нитью творчества, с Душой — нитью сознания и с Монадой — сутратмой* или нитью жизни. Антахкарана, связующая Монаду напрямую с личностью, не затрагивает горловой центр.

Горловой центр творчески фокусирует аспект разума человечества, поэтому через этот центр протекает творческая энер­гия того великого планетного центра, который называется Человечеством.

Горловой центр — это специфический орган, регистрирующий намерение или творческую цель Души, которую передаёт ему центр аджна, при этом соединение обеих энергий ведёт к какому-либо виду творческой активности.

Плотным физическим проявлением горлового центра является щитовидная железа. Она считается самой важной в жизни нашего среднего современника. Её цель — хранить здоровье, устанавливая телесное равновесие в некоторых важных аспектах физической природы. Именно щитовидная железа ответственна за нормальный метаболизм организма (обмен веществ). Надо заметить, что существует тесная связь между щитовидной и шишковидной железами и околощитовидными железами и гипофизом, которая сводит в единую систему всю область горла и головы.

Через горловой центр протекает мощный поток энергии, реализующийся благодаря аппарату речи и лёгким.

Горловой лотос на ранних стадиях эволюции перевёрнут, и его лепестки достигают плеч частично или полностью и захватывают оба лёгких. В течение жизненного цикла Души он медленно перевёртывается и тогда его лепестки простираются до ушей и захватывают каротидную железу и продолговатый мозг.

6. Центр аджна

Это центр между бровями, находится в голове непосредственно над глазами, где он служит «экраном» сияющей чистоты и славы духовного человека.

Лотос центра состоит из девяноста шести лепестков, причём одна половина лотоса — розово-жёлтая, а другая — пурпурно-голубая. Центр аджна управляется Меркурием и соответствует физическому солнцу, являясь выражением личности, интегрированной и функционирующей прежде всего, как ученик и, наконец, как посвящённый. Центр аджна творчески активизируется лишь после постройки антахкараны, в результате раскрытия центров головы и сердца, и достигает полной функционирующей активности ко времени третьего посвящения. Это орган распределения энергии активного разума. Люди, поляризованные в центре аджна, обладают способностью чувствознания, которое является одним из аспектов развивающегося шестого чувства.

Через этот центр находят выражение, сплавляются и соединяются пятая Иерархия (человеческие Монады — Царство Душ) и четвёртое царство природы (человеческое семейство, воплощённое на земле).

Любовь — это реальная субстанциональная энергия. Именно из центра аджна вытекает поток энергии любви и целебной силы, которая фокусируется в мозгу.

Центр аджна связывает Духовную Триаду (Атма, Буддхи, Манас — выражение Монады в бесформенных мирах) с интегрированной личностью и является направляющим проводником Души, но сама Духовная Триада проявляется через треугольник остальных центров над диафрагмой (сердечным, горловым и головным).

Здесь вступает в силу учение о роли глаз в сознательном проявлении, творчески претворяющим в жизнь божественную цель. Когда все три глаза функционируют и «видят» одновременно, имеем прозрение божественной цели (посвящённый), интуитивное видение плана (ученик) и духовное руководство творческой активности (Учитель).

Центр аджна, иногда называемый «третьим глазом», выполняет специфическую, уникальную функцию. Не нужно путать шишковидную железу с третьим глазом. Они связаны, но не одно и то же. Третий глаз проявляется как результат вибрационной активности между силами Души, работающими через шишковидную железу, и силами личности, работающими через гипофиз. Эти негативные и позитивные силы взаимодействуют и при достаточной мощности создают свет в голове. Как физический глаз появился в ответ на свет Солнца, так и духовный глаз появляется в ответ на свет духовного солнца. Так не устанем молить:

«Господи, открой для нас лицо истинного духовного солнца,

Скрытое за диском золотого света,

Чтобы мы могли знать правду и исполнить свой долг

На нашем пути к Твоим святым стопам».

Мантра Арджуны (1, 55).

По мере своего развития человек осознаёт свет. Я имею ввиду свет во всех формах, завуалированный всяческими оболочками и выражениями божественной жизни, а не свет внутри самого стремящегося. По мере того, как усиливается его распознавание света, развивается аппарат видения, и появляется механизм в его эфирном теле, благодаря которому он может видеть в духовном свете — способность ясновидения.

Посредством третьего глаза Душа выполняет три действия:

1. Это глаз видения духовного просветления во всех формах. Как физическое зрение соответствует личности, так видение духовного света внутри форм соответствует Душе, ведь в высшем мистическом смысле Душа — это глаз Монады.

2. Это контролирующий фактор магической работы. Аналогию можно видеть в часто отмечаемом могуществе человеческого взгляда, которым человек может контролировать другие человеческие существа и животных. Через фокусированный третий глаз протекает сила.

3. Он имеет разрушительный аспект. Благодаря фокусированному вниманию, под руководством интеллектуальной воли третий глаз может рассеивать физическую материю.

При выходе астросома именно механизм третьего глаза обеспечивает возможность Душе через соответствующий фокус в эфирном, астральном или ментальном тонком теле человека входить в состояние осведомлённости и созерцания эфирного, астрального или ментального подуровней.

Центр аджна фиксирует или фокусирует намерение творить. Это не орган творения, как горловой центр, но он олицетворяет идею, лежащую позади активного творчества, предыдущий акт творчества и воплощений, в конечном счёте, идеальную форму идеи.

Он связан с личностью творческой нитью жизни и потому тесно связан с горловым центром (центром творческой активности). Как только мощные вибрации центра аджна и горлового центра сливаются в одну орбиту, устанавливается магнетическое поле, кладётся начало творческой жизни и проявленному выражению божественной идеи со стороны посвящённого. При своём соединении силы центра аджна и горлового центра приводят к высшему проявлению «огня трения».

Его плотным физическим проявлением является гипофиз; две половины этой железы соответствуют двум сложным лепесткам центра аджна. Он олицетворяет две высшие формы воображения и желания — динамические факторы, определяющие любое творение.

Он сплавляет, утверждает и выражает. Центр аджна — точка в голове, которая символизирует двойственную природу проявления в трёх мирах. Он сплавляет творческие энергии горла и выражение энергии желания или истинной любви сердца.

Этот центр, имея лишь два реальных лепестка, не является лотосом в том смысле, как остальные центры. Каждый из его двух лепестков состоит из 96 меньших лепестков или единиц силы — 48 + 48 = 96, но не образуют очертаний цветка, подобно другим лотосам. Они развёртываются наподобие крыльев аэроплана справа и слева от головы, символизируя правый и левый пути: путь Материи и путь Духа. Они образуют символически две стороны Креста, на котором распинается человек — два потока энергии, проходящие поперёк потока жизни, нисходящего от Монады через голову к основанию позвоночника.

Когда человек начинает функционировать в трёх мирах (а это означает непрерывность сознания бытия в материальном, тонком и духовном мирах) и энергии целостности «внедряются» в земного человека, становится возможным определённое узнавание во времени и пространстве: можно заметить определённые следствия, некоторые лучевые воздействия кажутся превалирующими над другими, появляются определённые «коды», выражение Бытия в точке сознательного опыта проясняется и может быть духовно диагностировано. Его аспекты и атрибуты, его силы и энергии для данного времени и для конкретного проявления жизни могут быть определены.

Именно центр аджна на восходящей ступени эволюции духовного человека принимает от центра манипура — солнечное сплетение — роль направляющего проводника или распределителя соединённых энергий божественного человека. Если у среднего человека центр аджна является только распределительной станцией ментальной энергии, которая контролируется манипурой-чакрой, то у человека душевного контроль и распределение и ментальной, и астральной энергий начинает осуществлять центр аджна; у совершенного человека именно центр аджна становится фокусирующей и направляющей точкой высших энергий Духовной Триады.

7. Головной центр, сахасрара-чакра (брахмарандра)

Находится над головой. Соответствует центральному духовному солнцу. Полностью активизируется после третьего посвящения. Является органом распределения монадической энергии воли и могущества, которая поступает от Атмы через ментальное тело и через блуждающий нерв распределяется по всему организму. Открывает дорогу к центральному духовному Солнцу. В Сахасраре-чакре и в мозге находится сознание — аспект Души.

Управляется Ураном, через который для человечества трансформируется совершенно особый тип энергии, поступающий от одной из семи звёзд Большой Медведицы. В сущности, речь идёт о системе из трёх центров: наружном, среднем и внутреннем кольце тясячелепесткового лотоса, которые всё ещё рассматриваются нами как единое целое.

Его часто называют «тысячелепестковым лотосом». На самом деле этот центр состоит из двенадцати главных бело-золотых лепестков и девятисот шестидесяти дополнительных лепестков, расположенных вокруг центральных двенадцати, что составляет тысячу шестьдесят восемь лепестков (вместе с лепестками цент­ра аджна), или триста пятьдесят шесть троичностей. Все эти цифры имеют оккультное значение. Головной центр стимулируется оранжевым цветом.

Подобно тому, как Монада являет собой сумму всех трёх аспектов и семи принципов человека, так и головной центр является её точной копией, синтетическим центром, охватывающим своей сферой влияния семь остальных головных центров. Эти семь центров также разделяются на три главных и четыре меньших центра, чьё соединение и совершенство представлено переливающимся сияющим центром, венчающим и объемлющим их все.

Брахмарандра связан с тройственной личностью (физическое, астральное и ментальное тела) посредством антахкараны, которую строят себе ученики и посвящённые и которая получает своё полное значение только после разрушения каузального тела при четвёртом посвящении. Собственно, антахкарана — это канал прямой связи между Монадой и личностью, в конечном счёте, независимо от Души, после чего между Монадой и личностью устанавливается прямое сознание, и вступает в бытие великая двойственность. Но постройка антахкараны становится возможной лишь после того, как творческая жизнь человека перемещается из сакрального центра в горло и становится деятельной и впечатляющей. После окончательной постройки антахкараны каждый из трёх аспектов Духовной Триады (Атма-Буддхи-Манас) найдёт свою точку контакта внутри эфирного механизма человека, действующего на физическом плане. Теперь человек являет собой сплав Души и личности, через который имеет возможность протекать полная жизнь Монады:

1. Головной центр становится точкой контакта для духовной воли — Атмы.

2. Сердечный центр становится проводником духовной любви — Буддхи.

3. Другой головной центр становится выражением вселенского ума — Манаса.

Это центр Шамбалы* в физическом теле, через который протекает её энергия воли, могущества и цели. Он фиксирует цель, соответствует «электрическому огню» Солнечной системы и является по своему качеству динамическим. По мере того, как раскрывается лотос сердечного центра, происходит синхронное раскрытие центров в голове.

Плотным физическим проявлением верхнего главного центра является каротидная железа или каротидный синус (или альта-центр). Находится в месте разделения сонной артерии на наружную и внутреннюю. Плотным физическим проявлением головного центра является шишковидная железа в голове. Она активна в младенчестве, пока желание быть не станет настолько сильным, что воплощающееся лицо не утвердится безоговорочно в физическом воплощении. На конечных стадиях божественного выражения в человеке она снова активизируется как проводник осуществления на земле энергии воли Бытия. Шишковидная железа — место пребывания Души и орган духовного восприятия. Третий главный головной центр проявлен в гипофизе.

Головной центр — это орган синтеза, поскольку после третьего посвящения перед разрушением каузального тела он вбирает в себя энергии всех трёх аспектов проявленной жизни. Энергии, синхронизированные и сфокусированные в голове, вокруг неё и над ней отличаются редкостной красотой и мощной радиацией плюс динамическим действием.

Они связывают посвящённого со всеми частями планетной жизни, с Великим Советом в Шамбале и с Господом Мира, конечным Посвятителем — через Будду и одного из трёх Будд Действия. Будда, в самом прямом смысле, связывает посвящённого со вторым аспектом божественности — аспектом любви — и, следовательно, с Иерархией; Будды Действия связывают его с третьим аспектом божественности — аспектом активного разума. Таким образом, в нём соединяются энергии воли, сознания и творчества, образуя синтез божественных аспектов.

Это единственный из божественных аспектов, который ко времени совершенного освобождения сохраняет положение перевёрнутого лотоса, когда ствол лотоса, в действительности антахкарана, достигает «седьмого неба», связывая посвящённого с первым главным планетным центром — Шамбалой.

Брахмарандра связан с центром у основания позвоночника. Активное взаимодействие между этими центрами ведёт к проявлению божественной воли или цели. Соединение энергий головного центра и центра у основания позвоночника приводят к индивидуальному «электрическому огню», который при полном проявлении мы называем огнём Кундалини.

Кундалини — энергия, движущаяся змеевидно, или извиваясь. Эта сила вмещает две великие силы притяжения и отталкивания. Электричество и магнетизм есть лишь только её проявления. Это есть сила, обеспечивающая то постоянное приноравливание между внутренними и внешними соотношениями, которое является сущностью жизни и основой реинкарнации душ.

Схематично синхронизация вибраций головного центра и центра основания происходит следующим образом.

На определённой точке эволюции духовная энергия потечёт через головной центр к центру аджна, объединяя энергии личности и Души. Затем волевым актом она будет опущена по позвоночнику через верхний главный центр, воздействующий на каротидную железу. Далее духовная энергия протекает до центра основания, где соединяется со скрытой энергией самой субстанции, результатом чего является союз всех трёх божественных энергий. После этого соединенные энергии устремляются вверх по центральному каналу позвоночника. Так природа Христа полностью, спонтанно и автоматически проявляется через личность, соединяются три огня творческого процесса — огонь материи, огонь души и электрический огонь духа — и налицо совершенное проявление на Земле физической, эмоциональной и умственной жизни, а также духовной жизни воплощённого Сына Божьего, Христа.

Таким образом, движение энергии по трём энергетическим каналам на позвоночнике ида, пингала и сушумна происходит как вверх, так и вниз.

I. Течение вверх производит Преобразование.

— Из сакрального центра энергия поступает в горловой центр. Физическое творение и воспроизведение, этот источник сексуальной жизни и интереса, поднимаются, переориентируются и преобразуются в художественное творчество.

— Из солнечного сплетения — в сердечный центр. Инди­видуальное эмоциональное сознание, контролируемое мощной природой желания, преобразуется в групповое сознание, групповую любовь и групповую цель.

— Из какого-либо или из всех пяти центров позвоночника — в центр аджна. Не координированная жизнь преобразуется в интеграцию личности.

— Из шести взаимосвязанных центров — в верхний головной центр. Личностная активность преобразуется в духовную жизнь.

— Из основания позвоночника — в головной центр. Материальная сила преобразуется в духовную энергию.

Это широкое обобщение, и данный процесс не проходит гладко и в том порядке, как описывалось. Он тянется через многие жизни: на ранних стадиях в форме бессознательных трансмутаций, как результат горьких переживаний; на последних стадиях — путём сознательных усилий процесс становится динамическим и эффективным.

II. Течение вниз производит Превращение.

Как только головной центр пробуждается и человек сознательно работает над направлением энергий в центры, таким образом управляя своей личностной жизнью, осуществляется научно обоснованный подход к насыщению центров энергией определённого требуемого ритма, в результате все энергии в теле развивают правильную духовную активность.

Течение энергий вниз можно грубо разделить на три стадии:

1. Стадию насыщения энергией творческой жизни, одновременно приводя в сознательную связь головной, горловой и сакральный центры. При правильном осуществлении эта связь решит индивидуальную проблему пола, не прибегая к сдерживанию или подавлению, но путём правильного контроля, одновременно делая человека творческим и полезным для общества. Эта стадия имеет решающее значение для урегулирования жизни физического тела.

2. Стадию насыщения энергией сознательной жизни отношений в обществе, одновременно приводя в сознательную связь и тесное сотрудничество центры головной, сердечный и солнечного сплетения. Это способствует установлению правильных личных, групповых и духовных отношений во всех жизненных проявлениях человека. Эта стадия с огромной силой затрагивает астральное тело, эмоциональные реакции превращаются в устремление и служение, эгоистическая, индивидуальная любовь — в групповую любовь, после чего божественность управляет жизнью.

3. Стадию насыщения духовной энергией всего человека, синхронизируя одновременно и сознательно энергии центров основания, головного и аджна. Эта окончательная стадия большой важности имеет место во всей своей полноте во время третьего посвящения, когда происходит Преображение.

Поэтому вы можете видеть, как три важных слова заключают в себе цель научного раскрытия и правильной ориентации центров: Преобразование, Превращение, Преображение. Этот процесс продолжается мудро и безопасно долгое время так, чтобы ментальное понимание и способность здраво и логически рассуждать возрастали параллельно с ростом интуиции и духовного восприятия. По мере этих трансформаций человек начинает психологически пробуждаться к новым состояниям сознания, новым состояниям существования и новым состояниям бытия.

 

6 Посмотрите на рисунок.

Изучающие генетику и биологию узнают в нём схематическое изображение ДНК человека, в котором скрыт его генетический код; оккультист добавит, что это:

а) древнее изображение жезла Кадуцея, символизирующее соотношение Духа и Материи;

б) схематическое изображение Иды, Пингалы и Сушумны;

в) символ восходящей и нисходящей эволюции.

Вот что говорит древний комментарий: «Ствол АШВАТТХА (древо Жизни и Бытия, ЖЕЗЛ Кадуцея) произрастает и нисходит при каждом Начале (каждой новой Манвантары) из двух тёмных крыльев Лебедя (ХАНСА) Жизни. Два Змия, вечно-сущий и его иллюзия (Дух и Материя), две головы которых растут из одной головы между крыльями, спускаются вдоль столба, переплетённые в тесном объятии. Два хвоста соединяются на Земле (проявленная Вселенная) в один, и это есть великая иллюзия» (4; 1, 685).

Данная информация бесполезна за исключением того, что сообщает правду, завершает всю картину и даёт изучающему символическую идею того, что, по существу, является распределителем энергии воли Божества и потому — центром творческой активности.

9. Пробуждение центров

Каждый центр позвоночника отделён от выше- и нижерасположенных центров предохранительными перемычками, составленными из изысканного сплетения эфирной и газообразной субстанций. Перемычки должны сгореть и рассеяться, прежде чем может иметь место свободное прохождение огней тела. Целая сеть нади и центров лежит в основе и является тонкой составляющей нервной и эндокринной систем. Поэтому мало-мальски ясное мышление доказывает необходимость исключительной осторожности, поскольку очевидно, что этот акт оказывает прямое действие на физическое тело, а оно, в свою очередь, непосредственно определяет то, что психологи называют «поведением». Четыре таких сплетённых круглых «перемычки» расположены между пятью центрами позвоночного столба (см. начало главы) и три находятся в голове. Последние три образуют внутри головы ряд крестов. Это очень напоминает крест на флаге Великобритании, который всегда имел эзотерическое значение для изучающего, показывая точку расовой эволюции. Крест в голове отделяет центр аджна от головного центра сахасрара, располагаясь позади этого лобного центра и образуя в то же время охранительный щит между центром аджна и горловым центром.

Такие эфирные перемычки в действительности представляют собой диски, вращающиеся с определёнными скоростями, разными для разных центров и соответствующими точке эволюции всей системы центров данного индивидуума. Только когда эти перемычки прожигаются восходящими и нисходящими потоками энергии, можно реально увидеть настоящие центры. Многие ясновидящие путают центры с их предохранительными двойниками, так как последние обладают своим собственным сиянием и светом.

Когда жизнь усиливает свою вибрацию в результате очищения и дисциплины, огонь Души, который буквально представляет собой огонь ума, побуждает центры также повысить свои вибрации, и такая активизация сказывается на предохранительных дисках пранической энергии по обе стороны от центров. В результате такого воздействия перемычки постепенно истираются и со временем продырявливаются во многих местах, если можно употребить такое неадекватное выражение. Многие люди убеждены в том, что они подняли огонь Кундалини из основания позвоночника и быстро прогрессируют, тогда как всё, что им удалось,— это сжечь или «протереть» перемычку в том или ином месте позвоночника. Ощущение горения или боли в какой-либо части позвоночника, если не обусловлено физиологическими причинами, объясняется в большинстве случаев проколом в той или другой из перемычек благодаря активности связанных с ними центров. Это случается очень часто у женщин в связи с центром солнечного сплетения и у мужчин в связи с сакральным центром. Оба эти центра — в результате эволюционного развития — чрезвычайно активны и высоко организованны, поскольку являются выражением физической творческой природы и эмоционального тела. Поэтому ощущение горения и боли в спине служит обычно показателем чрезмерной активности центра, вызывающей разрушение предохранительного аппарата, и не является показателем настоящего духовного раскрытия и превосходства.

Оно может свидетельствовать о последнем, но следует помнить, что там, где есть нормальный эволюционный, духовный рост, боль и опасность практически устранены.

Предпосылкой и необходимым условием пробуждения цент­ров включает в себя прежде всего знание науки о центрах. Пробуждение же имеет место гораздо позднее.

Пробуждение проходит в две стадии.

Первая — стадия, на которой, благодаря практике дисциплинированной жизни и очищения мышления, семь центров автоматически устанавливаются в правильное состояние ритма, жизненности и вибрационной активности. На этой стадии человеку не разрешается концентрировать свой ум на каком бы то ни было центре, он не вправе пытаться их пробудить или энергетизировать. Его должна заботить проблема очищения энергетических тел, в которых локализованы центры,— это, главным образом, астральное, эфирное и физическое, причём, он всегда должен помнить, что эндокринная система и семь главных желез представляют собой экстернализации семи главных центров. На этой стадии работа проводится вокруг центров, имея дело с окружающей их материей, с охватывающей их живой субстанцией. Это всё, чем может безопасно заниматься большинство; именно на этой стадии трудится в настоящее время большая масса стремящихся и должна будет трудиться ещё долгое время.

Вторая — стадия, на которой центры, благодаря эффективной работе на первой стадии, «освобождаются в пределах тюрьмы»; они могут сейчас стать объектом (под должным руководством наставника) определённых методов пробуждения и активизации, различающихся сообразно личностному и эгоическому лучам стремящегося. Трудность этого предмета и невозможность дать стандартные правила является тем необходимым условием, по которому научное энергетизирование центров может применяться только работниками Иерархии.

Эволюция центров может быть описана не только словами, но и пятью символами, которые имеют несколько космических смыслов.

1. Окружность. На этой стадии центр выглядит как углубление в форме блюдца тускло мерцающего огня, который рассеян и не обладает интенсивностью. Колесо вращается, но медленно, почти незаметно. Это соответствует мало развитой стадии, началу Лемурийской Коренной Расы, периоду, когда человек был ещё животным. Всё, что формировалось, было лишь полем для появления искры ума.

2. Окружность с точкой в центре. Посреди блюдцеобразного центра появляется точка огня, и увеличивается скорость вращения. Это соответствует стадии, когда начинает проявляться ум, то есть временам поздней Лемурии.

3. Окружность, разделённая надвое. На этой стадии точка света в центре огненного вихря активизируется; вращение заставляет её гореть ярче, отбрасывая огненные лучи в двух направлениях, так что кажется, будто вихрь разделяется надвое. Движение сильно ускоряется, и вспышки пламени, разделяющего вихрь, вырываются вперёд и назад, стимулируя свечение самого центра. Пока не достигается более яркое сияние. Это соответствует атлантическому периоду.

4. Окружность, разделённая на четыре части. Мы подошли к стадии, когда центр исключительно активен, когда крест внутри него вращается так же, как и само колесо. Это создаёт впечатление чрезвычайной красоты. Человек достиг стадии очень высокого ментального развития, соответствующего Пятой Коренной Расе. Он осознаёт внутри себя две активности, символизируемые вращающимся колесом и внутренним вращающимся крестом. Он чувствует духовное, хотя и активно действует в личностной жизни, и его развитие достигло той стадии, когда он приближается к Пути Испытания.

5. Свастика. На этой стадии центр становится четырёхмерным. Внутренний вращающийся крест начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая пламя на периферию во все стороны, так что крест похож скорее на сферу огня, чем на колесо. Это отмечает завершение этапа Пути, состоящего из двух частей, описанных выше. В завершение второго этапа центры видятся как сферы лучезарного огня, и спицы колеса (или эволюция креста из точки в центре) сливаются и сплавляются в «огонь, сжигающий целое».

Ни в коем случае нельзя энергетизировать центры, если человек знает о конкретных случаях нечистоты в своей жизни или если его физическое тело находится в слабом или болезненном состоянии. Нельзя пробуждать центры и в том случае, если давление внешних обстоятельств не оставляет места или не даёт возможности для спокойной, непрерываемой работы, потому что для концентрированной работы над центрами необходимо обеспечить возможность проводить часы в спокойном уединении с гарантией того, что тебе не помешают. Этот факт нельзя переоценить, но в настоящий период нашей истории мало кому доступно подобное уединение. Так что гораздо лучше, если человек просто любит, работает, живёт в чистоте и дисциплинирует себя, предоставляя своим энергетическим центрам развиваться естественным, а значит — безопасным путём. Преждевременное раскрытие чаще всего приводит к потерям времени и затяжному кризису. Кроме всего, не забудьте, что перевозбуждение мозговых клеток есть по необходимости один из результатов соединения волевым актом циркулирующих в человеческом теле огней. Такая стимуляция может привести к сумасшествию и распаду клеточной структуры мозга, а чрезмерная активность клеточной жизни — к образованию злокачественных опухолей.

Имели место множество пустых разговоров о подъёме огня Кундалини и много недоразумений и спекуляций по этому поводу. Хочу вас уверить, что эта глубоко эзотерическая работа должна проходить только под руководством опытного наставника. Человек слышит банальное заявление, что «когда ученик готов, Учитель появляется». После этого стремящийся, уверившись, что он достаточно готов для эзотерических контактов, начинает фокусировать свой ум в попытке привлечь внимание какого-либо Учителя. Со всей почтительностью утверждаю, что Учитель вовсе не жаждет знакомства, поскольку стремящиеся очень часто переоценивают себя и долгое время бывают обузой или даже помехой для Учителя. В нужный момент Учитель появляется, однако этот нужный момент определяется некоторыми предварительно подготовленными условиями.

Только наставник, добившийся синтетического видения и умеющий «видеть» целого человека, такого, какой он есть в действительности, может давать инструкции, которые способствуют нарушению древнего ритма центров, безболезненному и безопасному уничтожению предохранительных дисков и подъёму огня Кундалини из основания позвоночника к выходу в голове. Таких наставников учащийся находит после того, как он продвинул свою жизненную работу под водительством своей души, усвоил теорию науки центров и овладел своей астральной природой, взяв её под контроль души.

Из вышесказанного очевидно, что инструкции по пробуждению центров и прожиганию эфирных перемычек с целью освобождения энергии преждевременны. Подобная информация слишком опасна и интригующа, чтобы давать её в руки широкой публике, которая влечётся желанием чего-то нового, которой недостаёт уравновешенности и необходимого ментального развития. Однако пришло время, когда факт наличия энергетических тел, лежащих в основе физического тела, должен быть признан во всём мире; когда природа семи центров, их структура и местоположение должны быть технически усвоены; когда законы их раскрытия должны быть повсеместно узнаны. Но сообщать больше пока нельзя, это небезопасно. Наука центров слишком сложна для всеобщего обнародования, но в каждом конкретном случае искренний стремящийся не останется одинок и получит соответствующую поддержку и знания.

Подытоживая тему, необходимо сказать, что мы имеем дело исключительно с силами и энергиями, функционирующими через эфирное тело, которое является проводником третичного мира причин, ответственным за органический мир плотного физического проявления. Само это физическое проявление обусловлено воздействием вторичного мира сознательной жизни, который,
в свою очередь, чувствителен во времени и пространстве к динамическому миру цели и Бытия.

В этих словах скрыт ключ к полноте жизни Души. Читателю устремлённому или просто любопытствующему, с упорством дочитавшему до этой страницы, мы предсказываем, что его жизнь отныне пойдёт в три этапа.

Этап теоретического осмысления учения о центрах будет сравнительно прост до тех пор, пока не приведёт в движение силы, которые, в конце концов, вызовут трудности.

Этап реакции на отклик и приспособления к теории принесёт с собой большие трудности и сложности, поскольку включает в себя эксперименты и опыт, когда человек станет осмысливать свою жизнь и жизнь других, что принесёт ему много страданий, «потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Экклесиаст, I, 18).

Наконец, этап духовного выражения придёт с достижением опыта, вместе с ним наградой приходит освобождение от опасностей, трудностей и болезней. Восстанавливается простота.

 

 



Copyright © 2002-2014, А. М. Храброва. Все права защищены.