СМЕРТЬ
 


 

 
 

 

Глава VIII

СМЕРТЬ — ЭТО БЛАГО ВЕЛИКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

1. Что такое смерть.

2. Смерть есть результат живых процессов.

3. Частные случаи неестественной смерти.

4. Осознание проблемы смерти.

5. Смерть как фактор свободной воли.

6. Три момента монадической смерти.

7. Техника умирания.

1. Что такое смерть

В настоящее время смерть везде вокруг нас. Требование человеческого духа пролить свет на этот предмет дошло до предела, предшествующего кризису, и пробудило неизбежный отклик Иерархии.

Жизнь невозможна без смерти. Без неё не было бы ни возрождения, ни восстановления после разрушения. Растения погибли бы в вечном солнечном свете. Человек стал бы автоматом без распоряжения своей свободной волей и устремления к солнечному свету, который потерял бы для него своё значение, если бы не имел ничего другого, кроме этого света. Добро вечно и беспредельно только в том, что вечно скрыто от нас. Чтобы жить как растение, семя должно умереть. Чтобы жить как сознательное существо в Вечности, страсти и чувства человека должны умереть прежде, чем умрёт его тело. Жить, значит — умереть, и умереть, значит — жить, было давно понято на Востоке.

Сумма энергии жизни и смерти остаётся одинаковой во всё время существования планеты с её формами и выражениями жизни. Она — часть великого хранилища планетарной энергии. Мы наблюдаем использование этой суммы энергии и воздействие её на различные формы, когда она перетекает со своего собственного места туда, где она обыкновенно не функционирует. Там она создаёт трудности и ситуации, которые тесно связаны с человеческой Кармой и судьбой.

Имеется великая разделяющая энергия, которую мы называем смертью, чьё воздействие в определённое время оказывается более могущественным, чем соединённое действие атомов и клеток тела. Она производит тенденцию выведения и конечного отделения энергии Души, которая использует эти возможности для избавления от своего проводника на том или ином плане. Надо сказать, что семена смерти (зародыши смерти) скрыты в планете и формах, живущих на ней.

В случае дочеловеческих царств природы смерть есть прямой результат неясной активности планеты. Единственная идея о её функционировании, которую можно сообщить, та, что Душа любой дочеловеческой формы жизни есть неотъемлемый аспект субстанции, из которой сделана сама планета. Эта Душа удаляется соответственно с циклами, определёнными в своих проявлениях независимо от великих планетных катаклизмов или прямого действия четвёртого царства природы. Эта врождённая планетная сила ведёт к смерти животного и — на большой ступени эволюции — к различению видов. Она ведёт также в своё время и к смерти форм растительного царства и является одной из причин, вызывающих осенний цикл года и сухой жёлтый лист, увядание травы и те циклические проявления, которые свидетельствуют не только о смерти по вселенской и проходящей шкале, но о полной потере жизненности формы. «Время погибели» (II Послание Петра, III, 7) — это циклические проявления разрушающего аспекта внутри самой планеты. Это трудные темы для понимания.

Радиация планетной жизни, циклическая по природе и вечно несущая, тесно связана с влиянием первого луча. Именно данный аспект луча воли или могущества производит расторжение форм, разложение и растворение телесного проводника, пока он снова не адсорбируется полностью в субстанцию планеты. Смерть присуща нашей планете с начала веков; люди приходили и уходили; смерть забирала растения, животных и человеческие тела бесчисленные эоны, и всё же наша планета не склеп, как должно казаться в результате такого факта, но всё ещё прекрасное существо, не изуродованное самим человеком. Процессы умирания, расторжения и разложения идут постоянно, не приводя к заразному загрязнению или обезображиванию лица Земли. Результаты разложения благотворны по своему действию.

Смерть — это великое всеобщее наследие. Умирают все формы, ибо, парадоксально говоря, таков закон жизни. Но в человеческом существе смерть обусловлена преимущественно запланированным намерением Души, когда её уход из физического тела происходит под давлением её собственного решения. Это в известной степени верно для всех умирающих, за исключением тех, кто стоит на такой низкой ступени интеллекта, что Душа практически действует только как осеняющий агент.

Великий закон Смерти управляет субстанцией в трёх мирах и является благоприятным исправляющим событием, суть которого есть процесс реконструкции.

2. Смерть — результат живых процессов

Физическое тело человека подвергается полному изменению в строении каждые семь лет. Своему разрушению и сохранению человеческое тело обязано переменным функциям Огненных Жизней — Разрушителей и Строителей одновременно. На протяжении первой половины человеческой жизни первые пять периодов (по семь лет каждый) Огненные Жизни заняты построением материального тела человека: в этот период жизнь его протекает по восходящей шкале и энергия употребляется на созидание. В своё время созидание сменяется обратным движением разрушения, т. к. строительная работа Огненных Жизней истощается и начинается ими же мятеж разрушения с полным соответствием всекосмическому закону Циклов.

У человека смерть имеет два аспекта деятельности: человеческая Душа отличается от Душ нечеловеческих форм тем, что она сама в себе полное и — на своём собственном плане — эффективное проявление трёх божественных аспектов; она определяет в некоторых пределах — согласно временным условиям и пространственной способности — своё вхождение в человеческую форму и уход из неё. Как только уход имеет место, и Душа вывела нить сознания из мозга и нить жизни из сердца, некоторые жизненные процессы все ещё продолжаются. Они проходят теперь, однако, под влиянием планетной жизни, и к ним восприимчив физический элементал (совокупность живых атомов природы тела). Обратите внимание на оккультный парадокс: смерть есть результат живых процессов. Смерть или вызывающая смерть энергия, излучающаяся из планеты, вызывает полный распад физического организма на составные элементы: химические и минеральные, плюс некоторые неорганические субстанции, поддающиеся абсорбции в почву планеты. Поэтому смерть, как результат активности Души, вызывает удаление из тела тонких энергетических тел, когда Душа покидает плотную форму и её составные части на милость планеты. Эта двойная деятельность производит смерть — как мы её знаем с человеческой точки зрения.

Поэтому смерть — это, буквально, удаление из сердца и головы двух потоков энергии и последующая полная потеря сознания и разложение тела.

Здесь надо подчеркнуть, что данная способность планетного Логоса извлекать присущую каждому атому жизненную сущность производит то, что мы называем ухудшением структуры формы в той точке, из которой истекает жизненная сущность. Это приводит к такому состоянию, которое, в конце концов, становится видимым. Тогда болезнь и тенденция умереть становятся различимы. Таким образом, увядание цветка, возрастная смерть животного или дерева и многие болезни человеческого существа вызваны, говоря эзотерически, притяжением мощной жизни планеты: это аспект того, что мы ошибочно называем законом гравитации. Закон этот — опять­таки говоря эзотерически — представляет собой частный случай закона Возвышения, который управляет связью жизненной единицы в форме со своим источником.

«Ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, III, 19),— есть формулировка оккультного закона. В результате любопытной эволюции слов (как показывает любой хороший словарь) слово «прах» происходит от двух корней: один означает «выдыхание», другой — «распадаться на части». Значение обоих этих выражений очевидно, и последовательность идей поражает. После последнего дыхания следует распадение на части — вот настоящая формулировка. После того, как большая жизнь поглотила меньшую, имеет место исчезновение того, в чём была жизнь. Это верно для всех форм дочеловеческих царств, на которые действует влечение или притяжение планетной жизни. Это верно и для человеческого существа, когда оно откликается на зов Души возвратить своё жизненное начало Душе через сутратму и вернуть сознание своему источнику.

3. Частные случаи неестественной смерти

В этой связи необходимо определить чёткую границу между решением Души и решением личности. Решение Души приводит к естественной смерти; решение личности — к самоубийству. Самоубийство во многих религиях считается тяжким грехом; точка зрения Тайной Доктрины полностью адекватна с ними. Человеку отпускается в жизни ровно столько радостей, горя и трудностей, сколько того затребовала его Карма. Длительность человеческой жизни изначально заложена в матрицах его монадического начала определённым набором и напряжённостью энергетических полей. Самоубийца не только не разрешает актом суицида своих проблем, но намного усугубляет их. Если бы только самоубийцы и убийцы знали, что ждёт их за порогом, в какие мучительные слои попадают их астральные тела... Есть сведения, что в следующем воплощении несчастный погибает насильственной смертью именно в том возрасте, в котором в предыдущей жизни наложил на себя руки. Самоубийство несёт тяжелейшие последствия не только самому человеку — оно отравляет окружающее пространство и негативным кармическим грузом ложится на плечи родных и близких покончившего с собой. Самоубийство — это предательство человеком собственного духа и осквернение его высшего духовного начала.

Вы заметите, что в основном я рассматриваю тему смерти, которая имеет место в результате болезни или старости. Я не рассматриваю смерть в результате войны или несчастного случая, убийства или самоубийства. Эти и другие причины смерти подчиняются совершенно другому руководящему процессу. Они могут даже не иметь никакого отношения к Карме человека, как в случае войны. Там убивают огромное число людей. Это никак не связано с законом Причины и Следствия как фактора продвижения Души индивида. Это не акт восстановления, планируемый конкретной Душой, которая отрабатывает свою индивидуальную судьбу. Смерть как результат разрушительных процессов войны обусловлена руководящим циклическим намерением Планетного Логоса.

В основе всех войн лежит чувство отделённости. Такой фундаментальный индивидуализм или приятное чувство изоляции вызывает все вторичные причины войны: алчность, ведущую к экономической катастрофе; ненависть, способствующую национальному и межнациональному трению; жестокость, приводящую к боли и смерти. Таким образом, корни смерти зарыты глубоко. Именно разрушение цикла отделённости себя как индивида на физическом плане есть то, что мы называем смертью в обыденном смысле этого слова. С этой точки зрения, смерть — это процесс единения. Если бы вы только могли прозревать немного дальше в существо дела, вы бы узнали, что смерть высвобождает индивидуализированную жизнь в менее стеснённое и ограниченное существование и, в конечном итоге — когда процесс смерти затронет все три проводника в трёх мирах — в жизнь универсальности. Это точка невыразимого блаженства.

По мере того, как человечество станет осознавать свою Душу (это будет одним из следствий агонии нынешних войн), смерть будет рассматриваться как «приказной» процесс, проводимый в полном сознании и с пониманием циклической цели. Это естественно покончит со страхом при нынешнем беспределе и прекратит тенденцию к самоубийству, проявляющуюся в наши трудные времена. В действительности грех убийства основан на том факте, что он противодействует цели Души, а не на убиении конкретного человеческого физического тела. В этом также ответ, почему война — не убийство, как считают желающие добра фанатики. Война — это разрушение форм с благотворным намерением (если проследить божественную цель) Планетного Логоса. Однако мотивы зачинщиков войны на физическом плане вовсе не делают их безответственными. Если бы войны не было, планетная жизнь волей того, что мы называем «дела Бога», в широких масштабах отозвала бы людские Души сообразно Его любящему намерению. Когда злые люди вызвали войну, Он из зла сделал добро.

Сила поглощения, которой наделена планета, в определённые моменты очень велика: в том числе речь идёт о послевоенных эпидемиях и природных катаклизмах, которыми наказывает разбушевавшаяся природа человеческую агрессию.

Таким образом, не всегда только индивидуальная кармическая необходимость служит причиной смерти. Позади неё могут стоять чрезвычайно неясные групповые соображения. Нам всё ещё неизвестно достаточно о законе Кармы, о кармическом групповом развитии или установленных в прошлых жизнях отношениях и обязательствах. Если я скажу, например, что при случае: «Душа может оставить защитную дверь раскрытой с тем, чтобы силы самой смерти, не имея фокуса позади этой двери, могли снова войти и стереть прошлые заслуженные наказания»,— вы увидите, как невразумителен весь предмет в целом, а ведь именно этими строками объясняется смерть в раннем младенчестве.

Смерть зачастую кажется такой бессмысленной. Объясняется это тем, что намерение Души неизвестно; прошлое развитие в результате процесса воплощения остаётся скрытым; старая наследственность и окружение игнорируются, а наличие голоса Души ещё пока не признаётся повсеместно. Но откровение близко — ему-то и строится основание.

4. Осознание проблемы смерти

Представители различных религиозных культов, медицинские работники и целители практически всегда борются с переменным успехом за то, чтобы спасти физическое тело человека от болезни и вырвать его из лап смерти. Между тем, может быть желательным (а часто так оно и есть) дать болезни сделать своё дело и позволить смерти освободить Душу из заточения. Для всех воплощённых на Земле существ неизбежно рано или поздно приходит время, когда Душа требует освобождения от тела и жизни формы. Природа располагает своими мудрыми путями, чтобы сделать это. Болезнь и смерть следует признать освобождающими факторами, когда они приходят во время, правильно выбранное Душой. Когда люди научатся жить сознательно как Души, когда они научатся фокусироваться на уровнях Души и станут рассматривать форму как простое средство выражения, все старые удручающие представления о смерти исчезнут и сменятся новым, более оптимистическим отношением к этому великому переживанию.

Несмотря на древний, глубоко затаённый страх смерти, в сознании человека брезжит понимание того, что есть много вещей, гораздо худших смерти. Люди поняли, что медленное умирание от голода, увечья, постоянная физическая несостоятельность, социальное бессилие в результате беспощадной эксплуатации, войны или террора, лицезрение боли и агонии, которые не поддаются облегчению, унижение нищетой в действительности хуже смерти. Также многие осознали, что отказ от духовных ценностей, за которые люди боролись и умирали на протяжении веков и которые считаются существенными для жизни свободного человеческого духа, страшнее, чем смерть. Такой подход, ранее характерный для тонко чувствующих, верно мыслящих людей, сейчас встречается всё чаще. Это означает, наряду с древним страхом смерти, существование непобедимой надежды на где-то имеющиеся лучшие условия. Это есть указание на скрытое субъективное знание, медленно всплывающее на поверхность.

Осознание проблемы смерти наступает постепенно, и отношение к ней меняется вместе с ростом сознания. Только в атлантической Расе наступило время, когда люди смогли усвоить урок, что смерть может быть как окончанием цикла и автоматическим откликом на великий закон Циклов, который последовательно утверждает новое и оканчивает старое, так и может вызываться злоупотреблением физическим телом, неверно направленной энергией и намеренным действием самого человека. Сознательно грешащий человек с неправильным психологическим настроем и, следовательно, действиями, совершает такое же самоубийство, как и человек, сознательно пускающий себе пулю в лоб. Это всё ещё редко осознается, но в будущем истинность этого будет осознаваться всё ясней.

Таким образом, страх смерти, в Пятой Расе переросший в инстинкт, возник в человеческом семействе не так давно и связан прежде всего с осознанием смерти как с карой за неправильное поведение. Прямым подтверждением тому является отношение к смерти у современных первобытных племён: у многих из них смерть соплеменника — повод для праздника.

Смерть, если бы только мы могли это осознать, есть одна из наших самых частых видов деятельности. Мы умирали много раз и будем умирать снова и снова. Мы сознаём себя сейчас на физическом плане, а мигом позже удаляемся на другой план и там активно сознательны. Просто пока наше сознание отождествлено с аспектом формы, смерть являет нам свой древний ужас. А как только мы осознаём себя Душами и обнаруживаем, что способны по желанию фокусировать своё сознание или чувство осведомлённости в любой форме, на любом плане, в любом направлении в пределах формы Бога, мы более не знаем смерти.

Смерть для среднего человека — это катастрофический конец, заключающий в себе прекращение всех человеческих отношений, завершение всякой физической деятельности, расторжение всех знаков любви и привязанности и уход (невольный и вызывающий протест) в неведомое и ужасающее. Он похож на уход из освещённой и тёплой, приятной и знакомой комнаты, где собрались наши любимые, в холодную, тёмную ночь одному, объятому ужасом, с надеждой на лучшее и не уверенному ни в чём.

Другой шаг, побуждающий человечество считать смерть бедствием, тот, который был внушён теологической религией, в особенности, протестантскими фундаменталистами и римско-католической церковью — страх ада, наказаний, обычно совершенно не соответствующих заблуждениям земной жизни, и ужасов, насылаемых разгневанным Богом. Человеку говорят, что они неизбежны и от них нет спасения, кроме как раскаянием и искуплением грехов. Как вам отлично известно, нет никакого рассерженного Бога, ни ада, ни искупления чужой вины. Есть одно великое начало любви, оживотворяющее всю Вселенную; есть Присутствие Христа, доказывающее человечеству наличие Души и то, что мы спасены жизнью Души, а единственный ад — это сама Земля, на которой мы учимся нарабатывать себе собственное спасение, побуждаемые началом любви и света, побуждаемые к тому примером Христа и внутренней потребностью наших собственных Душ. Учение об аде осталось напоминанием о том садистском извращении, которому подверглось мышление христианской церкви в средние века, и об ошибочном ветхозаветном учении Иеговы, племенного бога иудеев. Когда эти ложные идеи отомрут, концепция ада вытравится из сознания человека, и её место займёт понимание закона, согласно которому каждый человек нарабатывает собственное спасение на физическом плане, что приводит его к исправлению зла, которое он мог совершить в течение своих жизней на Земле, и которое, в конечном счёте, позволяет ему «исправить свою репутацию».

С течением времени обнаружится, что смерти не существует в том смысле, в котором она понимается ныне. Непрерывность сознания будет настолько развита, и так много из высших типов людей будут функционировать одновременно в обоих мирах, что древний страх смерти отойдёт, и отношения между астральным планом и физическим планом станут прочными и научно контролируемыми.

«Удивительные свидетельства, встречающиеся в разных источниках по всему миру на протяжении всей истории, привлекали внимание учёных с Викторианских времён. Однако только в XX веке, когда достижения в медицинской технологии позволили оживлять, казалось бы, уже умерших людей, исследования в этой области привлекли внимание широкой публики. В последние десятилетия для медиков стало невозможно игнорировать свидетельства людей, повстречавшихся со смертью и, по всей вероятности, переживших состояния, в которых чувствовали, что их Душа как бы перемещалась в иную, загробную жизнь. В 1970-х и 1980-х годах «предсмертные опыты», или, как их стали называть, ПСО, были предложены вниманию публики в книгах и выступлениях таких исследователей, как Раймонд А. Моуди младший, Кеннет Ринг и Элизабет Кюблер-Росс.

Всесторонний и тщательный анализ этих историй показал, что многие из них удивительно последовательны. Более того, те, кто описывает их,— в своём большинстве искренние люди, чьи переживания не кажутся галлюцинациями или сновидениями. Однако исследователи не смогли доказать объективную реальность (и они были совершенно правы, ибо нельзя доказать того, чего нет!Прим. авт.) предсмертных ощущений и прийти к заключению о том, что они означают...

Идея о путешествии в загробную жизнь не является новой. Кроманьонцы хоронили умерших вместе с оружием и пищей, полагая, что подготавливают ушедших из этой жизни к иному бытию. Во времена Платона эта идея приняла форму подробных описаний. В 10-й книге «Государства», написанной за 400 лет до рождения Христа, философ рассказывал аллегорическую историю о воине по имени Эр, который погиб в бою. Через десять дней, когда стали собирать трупы, большинство из них уже разлагалось, но только не тело Эра. Платон пишет: «Когда его принесли домой... на двенадцатый день и положили на погребальный костер, он снова ожил». Затем, согласно Платону, Эр рассказал изумлённым слушателям о том, чему стал свидетелем в «мире» за гранью жизни... Рассказ Платона, хотя и носит явно мифологический характер, показывает ту череду предсмертных событий, которая станет хорошо известной в последующие века.

...тибетцы, западные философы и духовидцы часто рассказы­вали об отделении Души от тела во время смерти. Некоторые христианские мистики описывали, как на грани смерти вследст­вие болезни или несчастного случая ангелы сопровождали их Души в путешествии через рай и ад, а их поступки взвешивались. Странствия такого рода нередко оканчивались в царстве света» (17; 58–59).

Итак, смерть, оказывается, не только страшит, но издавна вызывает жгучее естественное любопытство понять, что же ждёт человека за её порогом?

Люди склонны не замечать, что еженощно в часы сна мы умираем для физического плана и живём, и функционируем в другом месте. Они не понимают, что уже обладают способностью покидать физическое тело; поскольку они пока ещё не могут вернуть в сознание физического мозга воспоминание о таком выходе и последующем перерыве в активной жизни, им не удаётся соотнести смерть со сном. Смерть, в конечном счёте, есть больший перерыв в жизни физического плана, человек всего лишь «вышел» на больший срок. Но процессы ежедневного сна и случайного умирания идентичны, с той только разницей, что во время сна магнетическая нить или энергетический поток (астральная пуповина), с которым поступает жизненная сила, сохраняется в целости и представляет собой путь возвращения тонких энергетических тел в физическое тело. Во время смерти пуповина разрывается. Если это произошло, сознательная сущность не может возвратиться в плотное физическое тело, и тело, лишённое связующего начала, разлагается.

Смерть есть движение к Эго, насколько бы неосведомлённым ни было человеческое существо об этом движении.

Этот процесс у большинства людей протекает автоматически, поскольку (когда Душа переносит своё внимание) неизбежной реакцией на физическом плане является либо смерть — через отделение двойных нитей жизни и энергии рассудка, либо — после отделения энергетической нити, характеризующей ментальность — поток жизни остаётся функционировать через сердце, а интеллектуального осознания больше нет. Душа занята в другом месте; она занимается на своём собственном плане собственными делами.

Смерть сама по себе есть работа восстановления, поскольку включает в себя работу по возвращению субстанции трём мирам (физическому, тонкому, духовному). Поэтому к процессу смерти надо относиться с полной готовностью, ведь она включает в себя возвращение человеческой Души той Душе, из которой она пришла на Землю, и делать это надо с радостью отдачи. Вам всем надлежит научиться смотреть на смерть, как на акт восстановления; когда вы этому научитесь, она предстанет в новом свете и обретёт свой истинный смысл, став составной частью — признанной и желанной — непрерывного жизненного процесса. До сего дня это было насильственным и устрашающим восстановлением, которое порождает страх и ведёт мужчин и женщин к требованию излечения физического тела, преувеличивая его ценность и заставляя их рассматривать продление земного существования как наиважнейший фактор своей жизни. В течение следующего цикла эти неверные установки изменятся; смерть станет нормальным, понятным процессом — таким же нормальным, как процесс рождения, хотя вызывающим меньше боли и страха. Это указание — что-то вроде пророчества и должно быть отмечено, как таковое.

Очевидно, что, когда в человечестве утвердится такой подход к факту смерти или искусству умирания, всё отношение человеческой расы претерпит благоприятное изменение. Одно­временно, с течением времени, установится связь между людьми на телепатических уровнях; человеческий интеллект будет неуклонно возрастать, и человечество будет всё больше фокусироваться на ментальных уровнях. Телепатическая связь станет общим заурядным явлением. Обратите внимание: телепатическая связь возможна и будет не только между живыми людьми, но и между живыми и мёртвыми. Связь будет проходить на ментальных уровнях, предшествующих процессам интеграции. Настоящий разрыв связи произойдет только тогда, когда человеческая Душа соединится со Сверхдушой перед принятием нового перевоплощения.

Современная медицина очень древнего происхождения. Её успех в настоящее время настолько впечатляющ, что миллионы людей остаются в живых и даже вылечиваются от таких заболеваний, которые раньше, при менее развитой науке, считались смертельными. Такое развитое мастерство и знание и такая эффективность излечения физического организма создают в настоящее время главную мировую проблему — проблему перенаселённости, ведущей к стадной жизни человечества, к энергетическому, экологическому и экономическому кризисам. И это лишь поверхностные трудности, присущие данному успеху. Это «неестественное» сохранение жизни является причиной многих страданий и обильным источником войн, поскольку направлено против кармического замысла Планетного Логоса.

Смерть может наступить быстро и неожиданно после того, как Душа внезапно покинула тело. Либо смерть может растянуться на долгое время, и Душа в течение нескольких месяцев или даже лет медленно и постепенно будет уходить из тела, причиняя ему боль и страдания, пока тело будет отмирать. Из смерти делают катастрофу, в то время, как смерть часто — благодетельный друг и целитель и, в конечном итоге, это просто метод перефокусировки энергии перед дальнейшей деятельностью, которая всегда ведёт к стабильному улучшению.

Таким образом, при тщательном осмыслении вопроса становится ясно, что освобождение Души через смерть можно назвать несчастьем только в исключительных случаях. Необходимо воспитывать новое отношение к смерти как к необходимой трансформации для дальнейшей эволюции Души. Новое отношение к явлению смерти очень важно, возможно, и не за горами. Я не призываю вас умирать, я призываю вас ЖИТЬ полнокровной духовной жизнью.

Продолжительность жизни будет, в конце концов, укорачиваться или удлиняться по желанию Душами, которые сознательно служат и используют механизм тела как инструмент для служения Плану. В наше время часто сохраняются жизни — как в старости, так и в младенчестве, которые вполне можно было бы освободить от форм. Они не служат никакой полезной цели и доставляют много боли и страдания формам, которые природа, будь её воля, перестала бы использовать и уничтожила. Обратите на это внимание. В результате преувеличения нами ценности жизни формы и всеобщего страха смерти — этого великого перехода, с которым мы все должны столкнуться — и вследствие нашей неуверенности относительно бессмертия, а также сильной привязанности к форме, мы останавливаем естественные процессы и удерживаем жизнь, которая борется за освобождение, удерживаем тело, совершенно непригодное для целей Души. Не поймите превратно. Мы не собираемся ратовать за учреждение премии за самоубийство, но утверждаем, и утверждаем обоснованно, что закон Кармы не выполняется в тех ситуациях, когда формы посредством достижений реанимационных технологий сохраняются вместо того, чтобы быть разрушенными естественным ходом событий, поскольку они не служат никакой полезной цели. Такая сохранность тела, в большинстве случаев, обеспечивается «стандартами» современной морали, которые проявляются через родственников субъекта, а не самим субъектом — часто бессознательным калекой или стариком, чей аппарат контакта и отклика уже отключился, или дефективным ребёнком. Такие случаи представляют конкретные примеры обхода закона Кармы.

Итоговая мотивация предубеждённого отношения и страха смерти в современном обществе чаще всего выглядит как:

— незнание о жизни после смерти;

— элементарный эгоизм оставляемых покойником «на произвол судьбы» близких и родственников;

— переоценка оставляемых на земле материальных ценностей;

— преувеличение ценности жизни формы.

Распознавание темы смерти надвигается как результат человеческого страдания и человеческого мышления. Противостоят этой внутренней убеждённости и субъективной реализации старые привычки мышления, развитый материалистический подход современности, боязнь обмана и антагонизм как со стороны учёных, так и со стороны церковников. Первые правильно отказываются верить тому, что пока остаётся недоказанным и даже кажется недоказуемым; вторые не доверяют никакому положению истины, если она не сформулирована в их собственных понятиях. Это делает чрезмерный акцент на вере и сводит на нет любое самостоятельное исследование. Открытие факта бессмертия должно прийти и уже пришло именно со стороны людей, только после этого он будет признан церковью и доказан наукой. Так, в 1994 году российский профессор Вемз (26; «Контуры мироздания») предложил алгоритм «метода доказательства существования посмертной жизни», который есть не что иное, как способ установления связи с развоплощёнными Монадами. Божественная природа Души и факт её посмертного существования и вечной жизненности идут рука об руку и пока научно не доказаны, но само появление науки танатологии — науки о процессах смерти — являются фактическим признанием бессмертия Души.

5. Смерть как фактор свободной воли

Большим отличием между человеческим царством в трёх мирах и другими царствами природы является фактор свободной воли, которым осознанно, а чаще всё ещё неосознанно, руководствуется человек. В отношении смерти свободная воля имеет, в конечном счёте, определённую связь с Душой. Когда принимается решение о смерти, воля Души сознательно или бессознательно выполняется.

Обобщение относительно болезни и смерти в связи с человечеством выглядит так: «Болезнь и смерть являются результатом двух активных сил. Одна есть воля Души, заявляющей своему инструменту (физическому телу): «Я забираю сущность (Монаду) назад». Другая есть магнетическая сила, которая заявляет жизни атомной структуры: «Час поглощения пробил. Возвращайся ко мне». Так, сообразно циклическому закону, существуют формы» (2; 497).

Напоминаем читателю, что физическая форма — это совокупность атомов, образующих разные организмы, и, в конце концов,— одно общее тело, которое скрепляется волей Души. Уберите волю на свой собственный план, «пусть глаз Души повернётся на свою собственную сторону» (как гласит оккультное выражение), и в данном цикле неизбежно придут болезнь и смерть. Болезнь — это аспект смерти, это процесс, посредством которого материальная природа, субстанциональная форма готовится разъединиться с Душой.

Здесь речь идёт о нормальном растворении формы по окончании цикла воплощения. Как хорошо известно, этот цикл у человека определён главными психологическими факторами, которые могут лишь до определённого предела ускорить или продлить «час конца». Диктат Души и распоряжения Планетного Логоса суть окончательные определяющие факторы за исключением случаев войны, несчастных случаев, самоубийства или эпидемии.

Благодаря развитию доброй воли, т. е. воли к благому намерению и мотиву, в жизнь человека войдут достигнутые им равновесие и ритм. Результатом этого будет избавление от болезней и долголетие, смерть же будет свидетельствовать о том, что Душа завершила свою работу и заслужила пралайю. В дальнейшем смерть будет приходит через долгие периоды времени и будет контролироваться человеческой волей.

Душа, благодаря выравниванию, начнёт правильно использовать время; или, вернее, мозг — единственный фактор в человеке, осознающий время — теряет своё доминирующее значение. Ум, как агент Души, (чьё сознание включает в себя прошлое, настоящее и будущее) видит жизнь и опыт такими, какие они суть в действительности. Смерть, таким образом, рассматривается как эпизод, промежуточная точка в длинном ряду переходов. Когда такое отношение Души будет усвоено, вся наша техника жизни, и, следовательно, умирания, в корне изменится.

Человек, достигший более высокой степени эволюции, умирает по требованию своей собственной Души: обдуманно и точно выбрав время, он сознательно удаляется из своего физического тела. Последнее остаётся безмолвным и лишённым Души, но здоровым и невредимым, после чего оно, в результате естественного процесса, разлагается, и составляющие его атомы возвращаются в «Фонд резервных единиц» то той поры, пока они снова не потребуются для нужд воплощающихся душ.

Итак, очень скоро придёт осознание смерти как простого следствия, производимого жизнью и сознательной волей человека, и способа, с помощью которого он направляет субстанцию и контролирует материю.

Конкретная наука о смерти позднее неизбежно будет разработана, но только после признания факта существования Души и научной демонстрации её связи с телом.

Если подытожить, то, с точки зрения духовности, причинами смерти являются:

1. У неразвитого и среднего человека — болезнь и дряхлость физического тела, присущие самой физической природе. Освобождение субстанции происходит естественным процессом, и Карма материи является инициирующей управляющей силой. Процесс смерти в этом случае обусловлен законом Растворения. Этот Закон является фундаментальным естественным законом, управляющим жизнью форм во всех царствах природы.

2. Когда человек так далеко продвинулся на пути развития, что отождествляет себя с Душой и антахкарана* построена (это происходит после третьего посвящения), то он выходит из-под действия закона Растворения и использует либо отвергает тело:

— по желанию — по требованию духовной воли;

— в ответ на групповую, национальную или планетную Карму;

— вследствие нужд Иерархии или целей Шамбалы.

6. Три момента монадической смерти.

До сих пор нами рассматривалась смерть как трансформация монадических тел после конкретного воплощения. В космическом, более широком смысле, рассматривая бессмертную жизнь Монады, различаются три момента смерти.

Прежде всего, имеется постоянное повторение факта физической смерти. Это нам всем знакомо, поскольку чрезвычайно часто повторялось (если бы мы только могли это осознать). Признание этого в конечном счёте приведёт к устранению нынешнего страха смерти.

Затем имеется «вторая смерть», о которой говорится в Библии (Откровение, II, 11) и которая в настоящем планетном цикле связана с исчезновением всяческого астрального контроля над человеком. Говоря грубо, астральный план «умирает» для Монады, т. е. теряет над ней всю свою власть и притяжение. Фиксируется в сознании посвящённого четвёртой степени как смерть или исчезновение каузального тела (тела Души).

И, наконец, Монада переживает третью «смерть» как окончательное и бесповоротное исчезновение из её жизни космического физического плана. До этой «смерти» далеко всем в Иерархии. Она в настоящее время допустима лишь для немногих в Совещательной Палате Шамбалы. Известно, что Санат Кумара ещё во времена Лемурии прошёл через этот процесс.

7. Техника умирания

Очень часто на смертном одре ментальная перефокусировка или краткое прозрение в жизнь собственной Души может заставить человека внезапно обратиться к истине и, таким образом, создать добрые предпосылки для следующего воплощения. Последние деяния и даже мысли человека имеют огромное влияние на его будущую жизнь, на формирование позитивной или негативной Кармы, и это лежит в основании идеи предсмертного раскаяния и прозрения. Очень важны последние часы и даже минуты исхода, потому что оставляемый ими вибрационный отпечаток в Астральном Свете является связующим звеном между жизнями.

В Бхагават Гите (гл. VI) есть место, где Кришна, говоря символично и эзотерически, выражается по этому поводу следующим образом:

«Я укажу времена (условия)... когда и при которых благочестивые люди, уходя (из этой жизни), никогда больше не возвращаются (чтобы вновь родиться). Огонь, пламя, день, нарастающая Луна, светлые (счастливые) две недели, шесть месяцев северного солнцестояния, уходя (умирая)... в это время те, кто знают Брамана, идут к Браману. Дым, ночь, убыль Луны (мрачные две недели), шесть месяцев южного солнцестояния (умирая) в эти дни благочестивые идут к лунному свету (или обитель, также Астральный Свет) и возвращаются (вновь рождаются). Эти два пути, светлый и тёмный, как сказано, вечны в этом мире (или великой Кальпе-Веке). Одним путём (человек) уходит, чтобы никогда больше не вернуться, другим он возвращается» (4; 1, 133).

Пусть в комнате царит молчание. Это часто необходимо. Следует помнить, что умирающий обыкновенно бывает без сознания. Это кажущаяся, а не реальная бессознательность. В девятиста случаях из тысячи мозг целиком осознаёт события, однако окружающие наблюдают полный паралич воли к выражению жизненности и абсолютную неспособность выработать энергию, которая бы засвидетельствовала жизнь. Если молчание и понимание царят в комнате больного, отходящая Душа может до последней минуты сохранить власть над своим инструментом и сделать необходимые приготовления.

Позднее, когда больше будет известно о цветах, только оранжевые цвета будут допускаться в комнате умирающего; они будут привноситься с должными церемониями, когда не останется никакого шанса на выздоровление. Оранжевый цвет способствует фиксированию в голове.

Должны быть использованы определённые виды музыки. Некоторые ноты органа особенно эффективны. В самый миг смерти, если звучит собственная нота умирающего (каждый человек имеет свою собственную ноту), она скоординирует оба потока энергии и, в конечном счёте, оборвёт жизненную нить.

Давление на определённые нервные центры и на определённые артерии облегчит эту работу. Такая наука умирания сохраняется в Тибете (Тибетская книга мёртвых). Давление на яремную вену, на некоторые большие нервы в области головы и на определённый участок продолговатого мозга может быть полезным и эффективным.

Мантрические фразы должны внедряться в сознание умирающего окружающими его людьми либо сознательно, ментально использоваться самим умирающим. Христос продемонстрировал их употребление, провозгласив перед смертью: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Евангелие от Луки, 23. 46). Другой пример имеем в напутствии соборования: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, с миром» (Лука, II, 29). Постоянное употребление священного слова, напеваемого вполголоса или в особом ключе (на который, как будет обнаружено, откликается умирающий), может также позднее составить часть ритуала перехода, вместе с помазанием масла, как делается при обряде соборования в Католической и Православной церкви. Помазание имеет оккультное научное основание. Верхушка головы умирающего должна быть символически направлена на Восток, ноги и руки надо скрестить. Только сандаловое дерево должно воскуриваться в комнате и никакого курения другого сорта, ибо сандаловое дерево — это курение первого луча или Луча Разрушителя, а Душа предпринимает разрушение своего обиталища.

 

 



Copyright © 2002-2014, А. М. Храброва. Все права защищены.