НАУКА ДЫХАНИЯ
 


 

 
 

 

 

НАУКА ДЫХАНИЯ

 

Мы предполагаем, что читатель к этому моменту приобрёл некоторую подготовку в эзотерическом мировоззрении и естественное желание практически переустроить своё ежедневное проживание под водительством «Одигитрии». Усвоение стиля жизни под лозунгом «Не вредить ни мыслью, ни словом, ни делом» обычно проходит одновременно и параллельно с усвоением правильного жизненного ритма. И здесь нам не обойтись — на первых порах — без изучения и практикования науки дыхания.

Учение о контроле праны широко распространилось и свелось к выполнению дыхательных упражнений и практикам, успех которых зависит от приостановки дыхательного процесса. В основном это произошло в результате веры западного ума в то, что прана и дыхание — синонимы. В результате в разных школах разных стран сейчас практикуются различные виды дыхательных упражнений, цель у которых практически одна — выход астросома. Среди наиболее известных в России можно упомянуть методику холотропного дыхания Станислава Грофа, так называемый ребефинг, и вайвейшн — различные дыхательные психотехники, применяемые, в основном, для достижения необычных состояний сознания «по осознанию и проработке психологических и кармических проблем» (27, 500). Практически это одно и то же. Главным недостатком этих методов является не только отказ от ритма, но и его полная разбалансировка, которые до такой степени «разбалтывают», дисгармонирует эфирное тело, что становится возможным выход астросома, самыми лёгкими побочными эффектами которого становятся мышечные судороги, сосудистые спазмы и, в лучшем случае, помутнение сознания. Где же в это время находится астросом? Совсем недалеко — на самых низших уровнях астрального подуровня; впечатление от такой «псевдомедитации» полностью соответст­вует тому уровню сознания, на котором находится несчастный «подопытный кролик», и больше похоже на бредовые видения, вызываемые алкогольным делирием (белой горячкой).

Для чего нужно освоить науку дыхания? Вивекананда в своём комментарии к Сутре II.49 Патанджали указывает: «Когда поза освоена, тогда движение должно быть прервано и контролироваться, тем самым мы переходим к Пранаяме, управлению жизненными силами тела. Прана — это не дыхание, хотя обычно переводится так. Это полная сумма космической энергии. Она присутствует в каждом теле, и её наиболее очевидным проявлением служит движение лёгких. Это движение вызывается втягиваемой праной при дыхании и является тем, что мы стараемся контролировать в Пранаяме. Мы начинаем с контроля дыхания, как самого лёгкого способа достижения контроля над праной» (33, 163). Кроме этого, начинающим необходимо усвоить, что никакие дыхательные упражнения не могут безопасно применяться там, где нет попытки наложить ритм на жизнь каждого дня. Оба действия должны идти рука об руку. Практикование дыхательных упражнений без выполнения Заповедей (Яма), Правил (Нияма), положений (Асана) (33, 92) оказывают разрушительное действие на эфирные центры и могут привести к катастрофическим результатам. Изучение науки дыхания необходимо, чтобы читатель мог самостоятельно задавать умом тот дыхательный ритм, благодаря которому сможет работать Душа, и который не требует ничего больше, кроме простого физического ритмического дыхания, которое, тем не менее, изменяет тонкие тела и центры в требуемую активность сообразно точке эволюции.

Наука дыхания уже давно в полной мере оценена йогами. При неправильном или неглубоком дыхании лишь некоторая часть лёгочных клеток исполняет своё назначение, значительная же часть работы лёгких теряется и весь организм страдает. Низшие животные в своём естественном состоянии дышат правильно — носом. Несомненно, так же правильно дышал и первобытный человек. Ненормальная манера дыхания — ртом,— усвоенная «цивилизованным» человеком, лишила нас нужного воздуха. И народы страдают от этого больше, чем от чего-либо другого. Спасти себя человек может, только вернувшись к природе; впрочем, этот девиз касается не только техники дыхания, но и всей жизни.

Мы постоянно вдыхаем воздух, насыщенный праной, и также постоянно извлекаем прану из воздуха, пользуясь ею для своих потребностей. В наиболее свободном своем состоянии прана находится в атмосферном воздухе, и, если он чистый, то он обильно насыщен праной, которую мы извлекаем из воздуха легче, чем из другого источника. При обыкновенном дыхании мы вбираем в себя нормальное количество праны, но при дыхании глубоком, как учат дышать йоги, мы можем усваивать из воздуха гораздо большие запасы праны, которые скапливаются в нервных и мозговых центрах на случай потребности. Мы можем накапливать в себе прану, как аккумуляторы вбирают в себя электричество. Многие из способностей, которыми располагают продвинувшиеся в своём развитии оккультисты, стали для них возможны, главным образом, благодаря знанию ими этого факта и разумному употреблению накопленной энергии. Йоги знают, что при известных приёмах дыхания усиливается приток праны в организм, и они могут собрать её столько, сколько им потребуется. При этом не только укрепляется физическое тело, но и мозг получает новый приток энергии, развиваются новые способности и психические силы. Тот, кто овладел наукой накопления праны — сознательно или бессознательно, часто оказывается способным излучать её из себя в виде психической энергии и воздействовать ею на других, давая им новую жизненность и здоровье. То, что называется «магнетизмом» или «гипнозом», даётся именно такой способностью людей, хотя почти все не знают действительного источника своей силы.

Современные учёные до сих пор неясно представляют присутствие в воздухе этой великой жизненной силы — праны; для них она до сих пор «невидимка», не оставляющая никакого следа и тем более не поддающаяся определению своей сущности. Однако медики уже давно подметили, что в некоторых местностях воздух обладает большим количеством «чего-то» оживляющего, и больные люди направляются докторами именно в эти места в поисках утраченного здоровья.

ПРАНА — это универсальное начало энергии, проявляющейся в самых разнообразных видах, включая жизненную силу; это полная сумма энергий в теле. ПРАНАЯМА — это контроль над праной, особенно над праной, принявшей форму жизненной энергии. Йоги утверждают, что этот контроль, если он доведён до достаточно высокой степени, даёт человеку господство над всеми другими проявлениями праны в природе и есть секрет власти и могущества. С другой стороны, пранаяма в буквальном переводе означает «смерть (жизненного) дыхания», поэтому во всём нужна мера; как любое лекарство при передозировке может стать причиной смерти, так и «передозировка» пранаямы, многие свойства которой и условия безопасного применения человеку неизвестны, может вместо пользы принести огромный вред. Е. П. Блаватская предостерегала своих учеников, что длительная практика пранаямы «может привести только к чёрной магии и медиумизму» (4, 3, 431). Как пример она приводила некоторых индийских чела, практикующих длительные задержки дыхания: двое из них заболели туберкулёзом, другие стали почти идиотами, ещё один покончил жизнь самоубийством, и последний развился в настоящего колдуна, чёрного мага, карьера которого, к счастью для него самого, была прекращена насильственной смертью. В книгах «Живой этики» Урусвати (Елена Ивановна Рерих) рекомендовала практиковать пранаяму не более 5 минут в день перед медитацией, имея в виду те же причины ограничения.

Если мы назовём праной действующее начало в нашей так называемой жизненности, то мы сможем более или менее ясно представить ту важную роль, которую она играет в наших жизнях. Так же точно, как кислород крови расходуется кровеносной системой для потребностей тела, так и прана расходуется нервной системой на наши мысли, желания и другие виды душевной деятельности, вследствие чего необходимо постоянное пополнение её запасов. Каждая мысль, каждое действие, каждое усилие воли, каждое движение мускулов употребляет на себя то, что мы называем нервной силой и что в действительно-сти есть трансформированная энергия праны. Чтобы двинуть мускул, мозг посылает волевой импульс по нервной системе, мускул сжимается — и вот часть праны израсходована. Если вы вспомните, что наибольшая часть праны, получаемой человеком, усваивается из воздуха, вам станет вполне понятной вся важность правильного дыхания.

Сила, передаваемая мозгом во все части организма посредст­вом нервов, в западной науке имеет название «нервной силы», йоги же видят в ней проявление праны. По характеру своему и по быстроте действия она похожа на электричество. Без этой нервной силы сердце не может биться, кровь не может циркулировать, лёгкие — дышать, органы вообще — действовать, и весь механизм тела без неё останавливается. Более того — даже и мозг не может думать без присутствия праны. Если остановиться на этом со вниманием, вся важность усвоения праны с кровью станет каждому ясна, и «наука о дыхании» получит значение гораздо большее, чем придают ей даже врачи.

Йоги идут далее учёных, особенно относительно одной части нервной системы. Мы имеем в виду то, что в анатомии называется «солнечным сплетением» — «plexus solaris», и что она считает просто скоплением переплетающихся нервов симпатической системы с её ганглиями. Йоги же думают, что «солнечное сплетение» в действительности есть одна из важнейших частей нервной системы. «Солнечное сплетение» находится вблизи желудка, как раз под ложечкой против внутренней стороны позвоночника. Оно состоит из белого и серого мозгового вещества, как и другие виды человеческого мозга. Оно управляет главнейшими внутренними органами человека и играет гораздо более важную роль, чем обыкновенно считают. Здесь мы не будем входить в дальнейшие подробности учения йогов о «солнечном сплетении», скажем только, что, по их убеждению, оно есть специфический банк праны. Известно, что сильным ударом «под ложечку» можно сразу убить человека, и кулачные бойцы знают всю чувствительность этой области, удар в которую надолго лишает человека сил. Имя «солнечного сплетения» дано этому нервному узлу очень удачно, ибо оно посылает лучи силы и энергии во все части тела; даже работа головного мозга зависит от него, как от хранилища праны в организме.

Первый шаг к управлению по своей воле действиями праны, разлитой в природе, есть приобретение способности управлять той частью праны, которая проявляется в наших телах и умах. Поэтому, естественнее всего начинать с себя, говорят йоги. Прана, заключённая в человеке, есть маленький залив из великого океана праны, и именно с неё нужно начинать, желая приобрести власть над океаном.

Один из первых уроков науки дыхания йогов посвящается тому, чтобы научиться дышать носом и победить обычную привычку — дышать ртом. Дыхательный механизм человека позволяет ему дышать и носом, и ртом, но для него дело истинной важности — каким именно из этих двух способов он дышит, ибо один даёт здоровье и силу, а другой ведёт к болезням и слабости. Конечно, вроде бы и неудобно напоминать образованному читателю, что нормальный способ дышать — через нос, но невежество цивилизованного человечества к некоторым простым вещам прямо поразительно. Мы постоянно встречаем людей, которые на прогулках дышат через рот и своим детям позволяют следовать той же вредной манере дыхания.

Многие из болезней, которым подвержен современный человек, возникают именно из-за этой всеобщей привычки дышать через рот. Дети, которым позволяют дышать так, вырастают слабыми и маложизненными, как будто надорванными и в своей мужественности, и в своей женственности, и подверженными хроническим заболеваниям. Матери диких племён поступают не так, очевидно, движимые прозрением. Они словно инстинктом сознают, что ноздри представляют собой естественные каналы для проведения воздуха в лёгкие, и приучают своих детей закрывать рот и дышать через нос. Они приподнимают им голову вперёд во время сна, что невольно заставляет сжимать губы и дышать через ноздри. Если бы матери цивилизованных народов поступали так же, они принесли бы большое благо своим детям.

Множество заразных болезней распространяются этой злополучной привычкой дышать ртом, и немало случаев вирусных заболеваний и других инфекций возникают по всё той же причине. Многие всё же могут контролировать правильное дыхание через нос в течение дня, но ночью бессознательно дышат через рот. Орган дыхания имеет свой предохранительный аппарат-фильтр и пылепо­глотитель — в ноздрях носа. Если дыхание происходит через рот, то на пути воздуха между губами и лёгкими нет ничего, что процеживало бы его и очищало от пыли и прочих посторонних примесей. От рта до лёгких путь совершенно открыт, и с этой стороны наш дыхательный аппарат не защищён ничем. Кроме того, такое неправильное дыхание ведёт к тому, что воздух поступает в лёгкие совсем несогретым, что очень вредно. Воспаление лёгких часто имеет причиной вдыхание холодного воздуха через открытый рот. Человек, спящий ночью с открытым ртом, всегда просыпается с чувством сухости во рту и гортани. Это пренебрежение к прямому требованию природы наказывается болезнями. Вспомните, что рот, с одной стороны, не даёт никакой охраны органу дыхания, и пыль, болезнетворные микроорганизмы и холодный воздух свободно входят в лёгкие. С другой стороны, носовая полость и её проходы сами по себе уже свидетельствуют о большой заботе, которую природа приложила именно в этом отношении. Ноздри представляют собой два узких извилистых канала, стенки которых «выложены» щетинистыми волосками, служащими как бы фильтром или ситом для пропускаемого воздуха; примеси, останавливаемые этим фильтром при вдыхании, выталкиваются наружу при выдыхании, чихании или сморкании. И не только этому важному назначению служат ноздри, но также и согреванию холодного воздуха прежде, чем он попадает в лёгкие. Длинные и узкие проходы носовой полости выложены тёплой слизистой оболочкой и согревают проходящий воздух настолько, что он уже не может повредить нежным тканям лёгких и гортани. Воздух, прошедший в лёгкие сквозь ноздри, отличается от наружного воздуха так же, как фильтрованная вода от воды в цистерне. Сложный очистительный аппарат носовой полости, задерживающий в себе все посторонние примеси из вдыхаемого воздуха, так же необходим для лёгких, как для желудка необходима помощь рта, чтобы предохранить его от вишнёвых косточек, рыбьих костей и т. п. Дышать ртом, по крайней мере, так же противоестественно, как принимать пищу носом.

Запомните несколько слов о лёгком и верном способе всегда иметь носовую полость в должной чистоте и порядке. Обычный для этого на Востоке приём — втянуть через нос немного воды, пропустить её через носовые каналы в горло и затем выплюнуть через рот. Индусские йоги погружают лицо в чашку с водой и особым приёмом сосания втягивают носом некоторое её количество. Этот способ требует довольно продолжительной практики. При небольшой заботе и внимании совсем нетрудно поддер­живать носовую полость в должной чистоте и порядке.

Мы отдали столь значительное место этому предмету — дыханию через нос — не только вследствие его большой важности для здоровья вообще, но и потому, что дыхание через нос представляет собой подготовительную стадию для специально рекомендуемых дыхательных упражнений.

Эффект дыхательных упражнений многосторонний:

а) кровь насыщается кислородом. Кровь очищается, и давление снижается. Здесь скрыт символизм, т. к. подобно тому, как кровь насыщается кислородом, так жизнь человека в трёх мирах насыщается духовными энергиями;

б) происходит наложение специфического ритма в зависимости от счёта, то есть от продолжительности вдоха, задержки дыхания и выдоха. В результате синхронизации вибраций физического и эфирного тел происходит полное подчинение плотного физического тела эфирному; таким способом две части образуют единицу;

в) имеет место тонкое воздействие праны, которая через эфирное тело передаёт энергию ко всем частям физического тела. Эта энергия может поступать из разных источников:

— из планетарной ауры. В этом случае она является планетарной праной и поэтому связана в основном с селезёнкой и здоровьем физического тела;

— из астрального мира через астральное тело. В этом случае она будет чисто камической силой, силой желания, и будет воздействовать на центры, расположенные ниже диафрагмы;

— из универсального ума, или манасической силы. Это будет в основном сила мысли, и она будет идти к горловому центру;

— из самого Эго, стимулируя в основном головной и сердечный центры.

Как видите, действие на центры весьма эффективно и обусловлено мышлением человека. Если, например, человек думает о солнечном сплетении, то этот центр непременно оживится, и эмоциональная натура усилится, поэтому рекомендуем практикантам центрироваться в медитации устойчиво в голове, чтобы пробудить сахасрару-чакру.

Кратко отметим, что правильный контроль праны (или жизненных потоков) бывает внешним, внутренним и неподвижным; он зависит от времени, места, числа и бывает длительным и кратковременным. В книге, предназначенной для широкой публики, невозможно передавать правила, практики и методы, которые позволяют тренированному ученику мгновенно синхронизировать вибрации своего физического тела с эфирным, уплотнить и озарить свою ауру так, чтобы вызвать определённые магнетические результаты и задействовать свои центры для проявления определённых психических сил.

Для дыхательных упражнений рекомендуем освоить позу «сидение йогов», т. е. позу, которую принимают и сохраняют йоги во время своих упражнений. Это — сидение на полу или на земле в слегка наклонённом вперёд положении так, чтобы голова, шея и грудь находились на прямой линии, идущей вниз, а позвоночник принял спокойное естественное положение. Ноги удобнее всего скрестить, а руками опереться на талию.

Затем необходимо изучить собственное дыхание, начиная с культивирования естественного размеренного дыхания, медленного вдыхания через нос, удержания воздуха в течение известного времени, и затем медленного выдыхания так же через нос. При этом в уме всё время должно произноситься священное слово ОМ (АУМ), которое служит как бы ритмическим отбиванием темпа и сопровождает собой вдыхание и выдыхание.

Следующий шаг — это тренировка дыхания через одну ноздрю. Цель здесь заключается в том, чтобы заставить энергии Ида идти через левую ноздрю, энергии Пингала направлять через правую ноздрю. Ученику показывают, как, закрывая правую ноздрю и дыша через левую ноздрю, мысленно направ-лять ток Ида вдоль позвоночника, сосредотачивая при этом внимание на нисходящем нервном токе. Цель этих действий заключается в том, чтобы разбудить «спящий» нижний лотос, в котором сохраняется сила Кундалини. Когда вдыхается ток Ида и нервная сила направляется к месту нахождения Кундалини, дыхание задерживается на несколько мгновений, при чем в уме образуется (усилием воли) мысленный образ, что ток Ида проходит через «лотос» и идет вверх с правой стороны позвоночника по каналу Пингала. Затем производится медленное выдыхание по каналу Пингала, через правую ноздрю, при этом закрывается левая нозд-ря. Наиболее распространенный способ, которому учат начинающих, заключается в том, чтобы закрывать правую ноздрю, вдыхая через левую, затем плотно закрыть обе ноздри, пропуская ток через Кундалини, и затем открыть обе ноздри, выдыхая воздух. Потом тот же процесс проделывается в обратном порядке. Воздух вдыхается через правую ноздрю, задерживается несколько мгновений при плотно закрытых обеих ноздрях и затем выдыхается через левую ноздрю.

1. Верхнее дыхание


Этот способ дыхания известен под названием «ключичного дыхания». Дыхание этого рода, расширяя рёбра, поднимает ключицу и плечи, в то же время сжимает кишечник и надавливает им на диафрагму, которая в ответ тоже напрягается, вспучиваясь. При этом используется только верхняя, по величине наименьшая, часть лёгких, и, следовательно, в лёгкие входит наименьшая часть воздуха, чем могла бы. Вдобавок и диафрагма, двигаясь вверх, не имеет много места в этом направлении. Анатомическое изучение грудной полости убедит каждого, что при этом способе получается при наибольшем усилии наименьший результат.

2. Среднее дыхание


Этот способ дыхания известен под названием реберного или междуреберного дыхания, и хотя он более эффективен, чем верхнее дыхание, однако, гораздо ниже по результатам полного дыхания йогов. При среднем дыхании диафрагма нажимает вверх, и кишечник втягивается внутрь. Рёбра при этом несколько раздвигаются, и грудь соответственно расширяется.

3. Нижнее дыхание


Эта форма дыхания гораздо лучше обоих, описанных выше, и в последние годы некоторые западные авторы превознесли её под именем «брюшного дыхания», «глубокого дыхания», «диафрагмического дыхания». Для йогов же эта форма дыхания составляет лишь часть той системы, которая им известна уже многие столетия и называется ими «полным дыханием». Что такое диафрагма? Диафрагма — это большой, плоский мускул, отделяющий грудную полость от брюшной. В состоянии покоя он образует как бы купол над брюшной полостью, имея выпуклость, обращенную к лёгким. По отношению же к лёгким диафрагма представляет собою как бы поднявшийся округлый холм. Когда диафрагма приходит в действие, вершина понижается, и диафрагма давит на кишечник. При нижнем дыхании лёгкие имеют больше свободы действия, и, сообразно с этим, воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верх­нем и среднем дыхании. Но в итоге верхнее дыхание наполняет воздухом только верхнюю часть лёгких; среднее — только среднюю и верхнюю часть, а нижнее дыхание — среднюю и нижнюю часть. Очевидно, что способ дыхания, который наполняет воздухом всё пространство лёгких, предпочтительнее описанных вы-ше способов, т. к. он позволяет усвоить из воздуха наибольшее количество праны.

4. Полное дыхание йогов


«Полное дыхание» йогов соединяет в себе все хорошие способы верхнего, среднего и нижнего дыхания, не имея их недостатков. Оно приводит в движение весь дыхательный аппарат лёгких, каждую их клеточку, каждый мускул дыхательной системы. Максимум пользы получается при минимуме затраченной энергии. Грудная полость расширяется во всех направлениях, и каждая часть её дыхательного механизма работает в полную меру своих возможностей. Одна из важнейших особенностей этого метода та, что при нём все мускулы дыхательного аппарата находятся в действии, тогда как при других формах дыхания часть мускулов совершенно не двигается. При полном дыхании приводятся в движение мускулы, двигающие рёбрами, что раскрывает дополнительный резерв для расширения лёгких. Диафрагма при этом имеет полную свободу выполнить своё назначение и оказать действию лёгких наибольшую помощь. Нижние рёбра оттягиваются диафрагмой вниз, тогда как другие мускулы удерживают их на месте, а междуреберные тянут вверх, вследствие чего средняя часть груди расширяется до максимума. Верхняя часть лёгких наполняется воздухом тоже в полной мере, благодаря действию таких же междуреберных мускулов. Такое общее и одновременное действие всех мускулов верхней, средней и нижней части груди и диафрагмы даёт наилучшие результаты.

Ниже мы опишем практические приёмы и упражнения, по­средством которых можно усвоить «полное дыхание» йогов. Считаем нужным прежде всего сказать, что полное дыхание не есть нечто искусственное и ненормальное. Напротив, это есть прямое возвращение к природе. Здоровый взрослый дикарь и здоровый ребёнок цивилизованных народов дышат именно так, но цивилизованный человек, привыкая к ненормальному складу жизни, ненормальной одежде и пр., теряет нормальное дыхание. И мы спешим предупредить читателя, что полное дыхание вовсе не обозначает полного наполнения лёгких воздухом при каждом вдыхании. Можно вдыхать среднее количество воздуха, следуя способу «полного дыхания», но распределять это большое или малое количество воздуха правильно по всему объему лёгких. Однако, несколько раз в день, в удобное время, надо делать ряд глубоких полных вдыханий, чтобы поддерживать всю систему в должном порядке.

Следующее простое упражнение ясно покажет вам, что собст­венно есть полное дыхание.

1. СЯДЬТЕ ИЛИ ВСТАНЬТЕ ПРЯМО, ВТЯГИВАЯ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ НОЗДРИ, ДЕЛАЙТЕ МЕДЛЕННОЕ ВДЫХАНИЕ, НАПОЛНЯЯ НИЖНЮЮ ЧАСТЬ ЛЁГКИХ, ЧТО ДОСТИГАЕТСЯ ДЕЙСТВИЕМ ДИАФРАГМЫ, КОТОРАЯ, ОПУСКАЯСЬ, НАЖИМАЕТ МЯГКО НА БРЮШНУЮ ПОЛОСТЬ, ЗАСТАВЛЯЯ ВЫДВИНУТЬСЯ ВПЕРЁД ПЕРЕДНЮЮ СТЕНКУ ЖИВОТА, НАПОЛНЯЙТЕ ВОЗДУХОМ СРЕДНЮЮ ЧАСТЬ ЛЁГКИХ, РАЗДВИГАЯ НИЖНИЕ (ЛОЖНЫЕ) РЕБРА, ГРУДИНУ И ВСЮ ГРУДНУЮ ПОЛОСТЬ. ЗАТЕМ НАПОЛНИТЕ ВОЗДУХОМ ВЕРХНЮЮ ЧАСТЬ ЛЁГКИХ, РАСШИРЯЯ ВЕРХ ГРУДИ И РАЗДВИГАЯ ВЕРХНИЕ ШЕСТЬ ПАР РЕБЕР.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ НУЖНО ВТЯНУТЬ ВНУТРЬ НИЖНЮЮ ЧАСТЬ ЖИВОТА, ЧТО ДАСТ ОПОРУ ЛЁГКИМ И ПОЗВОЛИТ НАПОЛНИТЬ ВОЗДУХОМ И САМУЮ ИХ ВЕРХНЮЮ ЧАСТЬ.

На первый взгляд вам покажется при чтении этого описания, что дыхание это состоит из трёх раздельных движений. Однако это неверно. Вдыхание идёт одним движением, в котором поднимается в указанной последовательности вся грудь, от опускаемой диафрагмы до самых верхних рёбер и ключиц. Избегайте толчков при дыхании и старайтесь делать его плавным, медленным движением. Вы должны приучить себя делать полный вдох в течение ДВУХ СЕКУНД.

2. ЗАДЕРЖИТЕ ДЫХАНИЕ НА НЕСКОЛЬКО СЕКУНД.

3. МЕДЛЕННО ВЫДЫХАЙТЕ, ДЕРЖА ГРУДЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ ШИРОКО РАСПРАВЛЕННОЙ И ОТПУСКАЯ ПОНЕМНОГУ ЖИВОТ ПО МЕРЕ ТОГО, КАК ВОЗДУХ ВЫХОДИТ ИЗ ЛЁГКИХ. КОГДА ВОЗДУХ ВЫЙДЕТ ИЗ ЛЁГКИХ ВЕСЬ, ОТПУСТИТЕ НАПРЯЖЕНИЕ ГРУДИ И ЖИВОТА.

Небольшая практика сделает это движение для вас лёгким, и, усвоенное однажды, далее оно сделается уже автоматическим. Легко видеть, что при этом способе дыхания все части дыхательного аппарата приводятся в движение, и упражняются все части лёгких, вплоть до самых отдаленных его клеток. Грудная клетка расширяется во всех направлениях. Вы должны заметить, что полное дыхание есть, собственно, соединение верхнего, среднего и нижнего дыхания, следующих быстро одно за другим так, что образуется одно общее, целостное, полное дыхание. Вы убедитесь в этом, когда проделаете полное дыхание, стоя перед зеркалом и приложив руки к верху живота, чтобы чувствовать все движения.

ПРИ КОНЦЕ ВДОХА СЛЕДУЕТ СЛЕГКА ПРИПОДНИМАТЬ ПЛЕЧИ, ЧТОБЫ, ПРИОДНИМАЯ ПРИ ЭТОМ КЛЮЧИЦУ, ДАТЬ ВОЗДУХУ ПРОЙТИ И В САМУЮ ВЕРХУШКУ ПРАВОГО ЛЁГКОГО, МЕСТО, ОСОБЕННО ИЗЛЮБЛЕННОЕ ТУБЕРКУЛЁЗОМ.

Наше тело настолько же подвержено ритмическим законам, насколько и планеты в своём вращении вокруг солнца. Значительная часть науки о дыхании, принадлежащей йогам, основана на знании этих принципов природы. Сознательно пользуясь ритмом своего тела, йоги могут поглощать огромное количество праны, которую они используют для получения желаемых результатов. Об этом мы будем говорить позже. Тело, которое вы занимаете, похоже на большой залив, вдающийся в землю со стороны моря. Для человека, который видит только залив и не видит моря, может казаться, что залив живёт по своим собственным законам, но, в действительности, он подвержен законам океана, часть которого он составляет. Совершенно в таком же отношении мы находимся к великому морю жизни, которое поднимается и опускается в своём приливе и отливе и с ритмом, и с вибрациями которого мы неразрывно связаны и на которые непрерывно отвечаем. В нормальном состоянии мы правильно получаем вибрации и ритм великого океана жизни и отвечаем на них. Но временами устье залива закрывается водорослями, и мы перестаём получать импульсы от океана. И тогда нарушается гармония между ритмом наших вибраций и ритмом вибраций океана. Вы слышали, вероятно, что одна нота, взятая мощным соло, если её петь достаточно непрерывно и ритмически, может образовать такие вибрации, от которых с треском вылетают стёкла из окон. То же самое может произойти, если через мост пойдёт в ногу полк солдат. В армиях существует неписаная традиция смешать ряды воинской части и идти не в ногу, чтобы не совпали ритм движения солдат и собст­венные вибрации моста, что может разрушить его.

Ритм движения лёгких распространяется на всё тело, и вся система, действуя в гармонии с волей, создающей ритмическое движение, легко будет отвечать распоряжениям, идущим со стороны воли. Пользуясь именно таким хорошо настроенным телом йоги не встречают трудности в том, чтобы усилить кровообращение в любой части тела, и могут направлять усиленную нервную деятельность в любую часть тела или в любой орган, усиливая его и возбуждая его деятельность. Теми же самыми способами йоги при помощи ритмического дыхания овладевают силами своего организма и делаются способными поглощать значительные запасы праны, которая находится у них в распоряжении сознательной воли. Йоги делают прану «проводником» для посылания к другим своих мыслей и для привлечения к себе людей, чьи мысли «настроены» в одинаковом с ними тоне. Феномены телепатии, биоэнергетическая терапия, гипнотизм, телекинез и пр., вызывающие сейчас такой интерес мира науки, давно известны восточным йогам. Все эти явления могут быть достигнуты или усилены в значительной степени, если человек владеет ритмическим дыханием.

В ритмическом дыхании нужно прежде всего усвоить идею ритма. Для людей, знакомых с музыкой, идея размеренного счёта вполне ясна, другим поможет усвоить эту мысль представление о мерном шаге идущих солдат или виртуозном соло барабанщика. Йоги основывают счёт своего ритма на единице, соответственной биению сердца. Сердце бьётся с различной быстротой у разных людей, но биение сердца, взятое как единица ритмического счёта, для каждого человека есть совершенно правильная мера для дыхания именно этого индивидуума. Определите нормальное биение вашего сердца, считая биение пульса, таким образом: 1, 2, 3, 4, ... до тех пор, пока ритм не зафиксируется ясно в вашем уме. Небольшая практика заставит вас помнить этот ритм не только отвлеченно, но, так сказать, ощущением. И тогда вы будете в состоянии легко воспроизводить его в памяти и чувствовать в биении своего пульса. Начинающий, обыкновенно, вдыхает воздух, считая шесть биений своего пульса. Затем он постепенно начинает увеличивать число биений, в течение которых он вдыхает воздух в свои лёгкие.

Правила йогов для ритмического дыхания заключаются в том, что мера времени для вдыхания и выдыхания должна быть одна и та же, в то время как мерой для задерживания дыхания между вдыханием и выдыханием должна быть половина того счёта, которое идёт на вдыхание. Пример: вдох — 6, задержка — 3, выдох — 6. Начинающий должен прежде всего овладеть следующим упражнением ритмического дыхания, т. к. оно образует собой основу многочисленных упражнений, о которых будет говорится позже.

1. СЕСТЬ ПРЯМО В ТОЙ ПОЗЕ, КОТОРАЯ ВАС НЕ БУДЕТ УТОМЛЯТЬ, НО ПРИ ЭТОМ НЕПРЕМЕННО ДЕРЖАТЬ ГРУДЬ, СПИНУ, ГОЛОВУ ВОЗМОЖНО БОЛЕЕ НА ПРЯМОЙ ЛИНИИ; ПЛЕЧИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СЛЕГКА ОТОДВИНУТЫ НАЗАД, А РУКИ — СПОКОЙНО ЛЕЖАТЬ НА КОЛЕНЯХ ИЛИ ОПИРАТЬСЯ НА ТАЛИЮ.

В таком положении, наименее утомительном, тело будет поддерживаться главным образом позвоночником и рёбрами.
Йоги находят, что невозможно достигнуть правильных действий при втянутой груди и выступающем животе.

2. МЕДЛЕННО ВДОХНУТЬ ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ НА 6 БИЕНИЙ ПУЛЬСА.

3. ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ НА 3 БИЕНИЯ ПУЛЬСА.

4. МЕДЛЕННЫЙ ВЫДОХ ЧЕРЕЗ НОЗДРИ НА 6 БИЕНИЙ ПУЛЬСА.

5. СЧИТАТЬ 3 БИЕНИЯ ПУЛЬСА МЕЖДУ ДЫХАНИЯМИ.

6. ПОВТОРИТЬ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ НЕСКОЛЬКО РАЗ, НО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ УТОМЛЯЯСЬ.

7. ЗАКОНЧИТЬ СВОБОДНЫМ ДЫХАНИЕМ, КОТОРОЕ УСПОКОИТ НЕРВЫ И ОЧИТИТ ЛЁГКИЕ.

После небольшой практики вы будете в состоянии увеличить продолжительность до 15 биений пульса, при этом не забывая, что время между вдыханием и выдыханием должно быть не больше половины этого числа.

Нельзя ни в коем случае переутомлять себя в стремлении достигнуть большей длительности дыхания. Упражняйтесь и пробуйте до тех пор, пока вы не почувствуете истинный ритм вашего тела, ритм всех маленьких вибраций, непрерывно идущих во всех органах и частях вашего организма. Это потребует большой практики и большой настойчивости. Сравнительно скоро вы почувствуете улучшение своего состояния и приближение к цели. Йоги по существу необыкновенно терпеливы и настойчивы.

5. Главное психическое дыхание йогов


Для овладения главным психическим дыханием человек должен уже владеть ритмическим дыханием и уметь ярко рисовать ментальные картины. Пока он не приобрёл этого длительными упражнениями, главное дыхание не принесёт ему большой пользы. Это упражнение наполняет весь организм праной. Закончив упражнение, человек чувствует, что каждая его кость, каждая клеточка, орган, ткань, все части тела наполнены праной и настроены в один тон. Это как бы общая, одновременная чистка и обновление всей системы.

1. ЛЕЧЬ СОВЕРШЕННО СПОКОЙНО, РАССЛАБИВ ВСЕ МУСКУЛЫ.

2. ДЫШАТЬ РИТМИЧЕСКИ, ПОКА НЕ УСТАНОВИТСЯ РИТМ.

3. ВДЫХАЯ И ВЫДЫХАЯ, РИСОВАТЬ СЕБЕ МЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ДЫХАНИЯ, ВТЯГИВАЕМОГО ЧЕРЕЗ КОСТИ НОГ И ЗАТЕМ ЧЕРЕЗ НИХ ЖЕ ВЫДЫХАЕМОГО ИЗ ТЕЛА. ЗАТЕМ ТОЧНО ТАК ЖЕ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ КОСТИ РУК, ЧЕРЕЗ ПЛЕЧИ, ЖЕЛУДОК И Т. Д. ЧЕРЕЗ ВСЕ ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА. ЗАТЕМ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ ПОЗВОНОЧНИК, КОГДА ДЫХАНИЕ КАК БЫ ХОДИТ ВВЕРХ И ВНИЗ ПО СПИННОМУ МОЗГУ. ЗАТЕМ ПОЧУВСТВОВАТЬ ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ ПОРЫ КОЖИ И ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ВСЕ ТЕЛО, НАПОЛНЕННОЕ ПРАНОЙ И СИЛОЙ ЖИЗНИ.

4. ДЫША РИТМИЧЕСКИ, ПОСЛАТЬ ПООЧЕРЁДНО ПОТОКИ ПРАНЫ КО ВСЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ЦЕНТРАМ, НАЧИНАЯ С КУНДАЛИНИ.

5. ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ПОТОК ПРАНЫ, СПИРАЛЬЮ ОБВИВАЮЩИЙ ВСЁ ВАШЕ ТЕЛО СНИЗУ ДОВЕРХУ.

6. ЗАКОНЧИТЬ СВОБОДНЫМ ДЫХАНИЕМ.

В оккультной тренировке сознательно стремящегося к духовной жизни человека по мере того, как он развивает новый, более тонкий аппарат отклика, он практикует науку дыхания и медитацию. Благодаря глубокому дыханию, человек способен активизировать в мире эзотерических переживаний своё жизненное тело с его силовыми центрами.

Позволим повторить, что глубокое дыхание включает в себя три важных стадии: вдох, паузу и выдох. Интервал, пауза или задержка дыхания — это период между вдохом и выдохом в чисто физическом смысле этого слова. Это настоящая наука и цель пранайямы. При этом обязательно задействовано сознание мозга. Правильно использовать интервалы дыхания возможно, только когда человек достиг способности пребывать в интервале созерцания. Дыхательных интервалов два: после вдоха и после выдоха, и чем опытнее ученик, тем дольше его интервал и, следовательно, больше благоприятная возможность для фокусированной работы духа. Интервал эзотерически представляет собой задержку всех жизненных сил в месте молчания, и, когда она будет проходить легко и без памятования об этом процессе, благодаря тренировке и опыту, человек сможет видеть, слышать и знать в сфере иной, нежели феноменальный мир. В высшем смысле это стадия созерцания, стадия временного затишья между двумя активностями. Душа, дыхание, жизнь удаляются из трех феноменальных миров и «под кровом Всевышнего» (Псалтирь, 90, 1) пребывают в покое и мире, созерцая блаженные видения. В жизни активного ученика это приводит к тем интервалам, знакомым каждому ученику, когда (благодаря отрешению и умению удаляться) его ничто не удерживает в мире форм. Это выделение астросома представляет собой отделение тонких тел от физического, витального и эфирного тел, соединённых с первыми тремя только астральной пуповиной. В принципе, этот процесс сходен с процессом сна, но осознаваем. Осознавание тонкого мира происходит крайне постепенно, по-скольку человек всё ещё продирается к совершенству, которого не достиг, и такие интервалы молчания, удаления и отрешения часто трудны и темны. Всё в безмолвии, и он стоит, устрашённый той неизвестной и, очевидно, пустой тишиной, в которой себя находит. Этот момент называется «тёмная ночь Души» — момент перед рассветом, перед тем, как воссияет свет, момент интенсивной концентрации.

В конечном счёте, на этой стадии науки пранайямы происходит такой выдох, который, будучи подкреплён мыслью и сознательной целью, способствует оживлению центров и наполнению каждого из них динамической жизнью.