МЕДИТАЦИЯ
 


 

 
 

 

 

МЕДИТАЦИЯ

 

Процесс дыхания всегда проходит параллельно процессу медитации. Ученик, благодаря медитации и дисциплине, обучается во время интервала достигать высоких состояний, когда он концентрирует свои силы на плане жизни Души и, затем, актом духовной воли выдыхает свои духовные цели, планы и жизнь в мир земного опыта. Тот аспект плана, который он постиг в созерцании, та часть общей цели Иерархии, в которой его Душа чувствует себя призванной сотрудничать, выдыхается одновременно через ум в мозг, и так «он выпускает из себя мыслеформу» (1, 115).

Медитация — это первый фундаментальный урок, данный, когда люди достигли способности функционировать на ментальном плане. Высший смысл медитации заключается в использовании мысли для ментального построения мыслеформы так, чтобы она была завершена, оформлена и приведена в соот-ветствие с мыслеформой группы соучеников, в которую входит ученик, и, потому, с Планом. Отсюда следует, что медитация — это чисто ментальный процесс, куда нет доступа желанию формы; это результат направленности вовнутрь, способности абстрагировать сознание от формы и субстанции и центрировать его внутри себя; это производитель следствий, связанный с волевым аспектом Духовного человека.

Медитация — это накопление силы, которая позднее будет использована в трёх мирах для усиления энергии Души в форме, и создание поля знания, населенного мыслеформами, в которое позже отважится войти личность. Это техника ума, которая, в конечном счёте, устанавливает в сознании духовного человека правильную, беспрепятственную, координированную взаимосвязь; это другое название для выравнивания. Медитация устанавливает прямой канал не только между единым источником, Монадой, и её выражением, очищенной контролируемой лич­ностью, но и между семью центрами в человеческом эфирном теле. Такой подход к медитации спускает её восприятие на уровень физических или эфирных эффектов. Это, возможно, вас удивит, и вы примете это за показатель самых низких результатов, поскольку вы ждёте ментальную реакцию в виде удовлетворения от процесса фиксации нового мира или миров явлений, или новых концепций и идей, которые оказывают влияние на ваш ум. Однако настоящие результаты, божественные и потому эзотерически желательные, заключаются в правильном выравнивании, правильной взаимосвязи и чистых каналах для семи энергий в микрокосмической системе «человек». Расширение сознания должно стать неуклонно возрастающим практическим переживанием. Теории бесполезны, пока мы не претворили их в жизнь. Отсюда польза медитации на идеале. Во время медитации наши мысли временно вибрируют в тон с концепцией, и со временем эта вибрация становится постоянной.

Этапы медитации:
— пранаяма (не больше пяти минут, часто вообще необязательна);
— релаксация — устремление;
— концентрация — сосредоточение;
— продлённая концентрация — собственно медитация;
— созерцание;
— знание — просветление;
— образование мыслеформ — вдохновение.

Невозможно добиться релаксации без устойчивости и спокойствия всего тела человека, причём устойчивость и спокойствие относится:

— стойкому, непоколебимому состоянию астрального, или эмоционального, тела в течение всего мирского существования;

— неколеблющемуся, устойчивому уму, находящемуся под абсолютным контролем;

— устойчивому, неподвижному положению физического тела при медитации.

Заметим, что из трёх условий физическая поза наименее важна, и положение, в котором человек быстрее всего сумеет забыть о физическом теле, будет наилучшим. В общем можно утверждать, что вертикальное положение в удобном кресле, с прямым позвоночником, естественно скрещенными ногами, сложенными на коленях руками, с закрытыми глазами и слегка опущенным подбородком будет наилучшей. Другие смогут успешно медитировать лёжа на спине или на левом боку в позе «младенца в утробе матери». На Востоке существует целая наука о позах, она включает примерно 84 асаны — положения, некоторые из них очень сложные и труднодостижимые. Эта наука является разделом Хатха йоги, предназначенной для людей Лемурийской Расы, и не должна практиковаться Арийцами, которыми являемся мы.

Ещё несколько рекомендаций могут стать полезными. Медитировать рекомендуется ежедневно по утрам в определённые, точно установленные часы (и это чрезвычайно ценно!) и никогда перед сном. Вечером вы просто-напросто устали, и ваша медитация может совершенно незаметно для вас перейти в глубокий сон. Если же упорством и добьётесь результатов, то ваши тела получат такой заряд энергии, что вы не сможете уснуть и нарушите свой режим. Очень хорошо медитировать на природе, вдали от шумного города, но в городе лучше уединиться в комнате и включить негромкую специально подобранную музыку. Не допускайте в жилое помещение животных, т. к. своими низшими вибрациями они вам будут серьёзно мешать. Очень полезны групповые медитации, о них вы прочитаете ниже.

В результате релаксации практикующий избавляется от всех мирских феноменов на физическом плане путём «отключения» физических органов чувств. Это достигается путём неотрывного внимания и «поднятия» и последующей концентрации сознания к центру в голове. Видимая простота релаксации может ввести в заблуждение, т. к. ментальная блокада чувственных восприятий физического мира может вызвать такое состояние пассивности, отсутствие осознавания, которое не достигнет ни однонаправленной сосредоточенности, ни тем более состояние самадхи, а будет лишь своеобразной формой транса, своеобразным навязанным человеком самому себе успокоением, во многих случаях даже опасным. Поэтому привлекаем внимание читателя к необходимости неотрывного внимания, или однонаправленной сосредоточенности, на высших вибрациях или идеях.

В процессе концентрации, или сосредоточения, он должен полностью заблокировать работу конкретного ума (низшего Манаса) и пресечь все мысли, т. е. суметь контролировать свои органы чувственного восприятия так, чтобы они больше не сигнализировали уму о своих реакциях на воспринимаемые внешние впечатления. Говоря иначе, человек должен научиться сосредотачивать, фиксировать свой ум на определенном объекте. Этот первый шаг — самый трудный и предполагает способность постоянно, без перерыва возвращать свой ум назад, к избранному «объекту» сосредоточения. Фиксированное сосредоточение ума на одной мысли в течение 12 секунд на санскрите называется «дхарана» — это труднейшее из достижений, когда достигается истинное сосредоточение.

Стадии сосредоточения отчётливо разграничиваются и формулируются следующим образом (33, 181):

1. Выбор определённого объекта сосредоточения.

2. Удаление ума-сознания от периферии тела для того, чтобы каналы внешнего восприятия и контакта (пять чувств) успокоились и сознание не было более направлено вовне.

3. Сосредоточение сознания и его удержание в голове, в точке между бровями.

4. Задействование ума, или умение обратить самое пристальное внимание на избранный объект сосредоточения.

5. Визуализация этого объекта, восприятие его образа и логическое размышление о нём.

6. Расширение ментальных концепций, которые формируются от конкретных и частных к общим и универсальным, или космическим.

7. Попытка проникнуть к тому, что скрыто за рассматриваемой формой, или постичь идею, ответственную за существование этой формы.

Объекты сосредоточения бывают четырёх видов:

1. Внешние объекты, такие как образы божества, картины или формы в природе.

2. Внутренние объекты, например, центры эфирного тела.

3. Качества, такие, как различные достоинства, с намерением добиться их раскрытия и включить в содержание своей жизни.

4. Ментальные концепции, или те идеи, которые воплощают идеалы, скрытые за всеми оживляемыми ими формами.
Они могут восприниматься в виде символов или слов.

Совершенно очевидно, что утверждение царя Соломона «каковы мысли в Душе его, таков и он» (Притчи, XXIII, 7) основано на оккультных фактах и имеет прямое отношение к теме нашего разговора. Речь идёт о необходимости тщательного выбора «объектов» для медитации, ведь именно с помощью этих объектов человек строит себе «лестницу», по которой он приходит, в конце концов, к безобъектности, т. е. мозг начинает всё более подчиняться уму, а ум — Душе. Именно таким образом низший человек постепенно отождествляется с Духовным человеком. Для достижения этой медитативной позиции можно предложить следующую методику:

1. Медитация на природе отдельной формы. По мере размышления над формой приходит понимание, что она всего лишь символ внутренней реальности, что весь наш осязаемый объективный мир выстроен из форм того или иного рода (человеческих, дочеловеческих и сверхчеловеческих), выражающих жизнь мириадов чувствующих существ.

2. Медитация на качество любой отдельной формы, благодаря которой достигается восприятие её субъективной энергии. Следует учитывать, что энергия объекта может рассматриваться как его цвет. То, что мы видим, зависит от того, каковы мы сами. В других формах мы осознаём только то, что развито в нас самих и не в состоянии пока видеть некоторые аспекты Жизни лишь из-за того, что эти аспекты ещё не развиты нами и, значит, скрыты от нас. Таким образом, медитация на качество отдельной формы есть не что иное, как различающее соучастие, через которое человек приходит к знанию той энергии в себе, которая тождественна с объектом его медитации.

3. Медитация на цель любой отдельной формы. Она заключается в рассмотрении идеи, скрытой позади (или лежащей в основе) проявления любой формы и её энергии. Это понимание продвигает медитирующего к знанию плана, или цели Всего, служащего мотивирующим фактором активности всех форм. Следовательно, через соучастие достигается контакт с целым и имеет место расширение сознания, которое и является источником блаженства и радости.

4. Медитация на Душу, на Единое, использующее форму, побуждающее её к активности и работающее в соответствии с Планом. Душа, будучи единой со всеми Душами и с Превышней Душой, содействует единому плану и обладает групповым сознанием.

Патанджали подразделяет четыре последовательные стадии переноса сознания из низшего Манаса в Душу на её собственном плане (33, 159):

1. Перенос сознания тела, внешнего инстинктивного сознания физического человека, в голову. Это неизбежно влечёт за собой целенаправленное удаление сознания в точку мозга, расположенную по соседству с шишковидной железой, и его сознательное точное фокусирование там.

2. Перенос сознания из головы, или мозга, в ум, или ментальное тело. При таком переносе мозг остаётся полностью внимающим и удаление предпринимается сознательно, через эфирное тело, используя брахмарандру, или отверстие в верхней части головы. Ни на мгновение человек при этом не впадает в транс, бессознательность или сон. Он активно предпринимает и осуществляет указанный процесс абстрагирования, или удаления.

3. Перенос сознания из ментального тела в Эго, или Душу, находящуюся в каузальном теле, или эгоическом лотосе. При этом достигается состояние, когда мозг, ментальное тело и эгоическое тело образуют связную нерушимую единицу, живую, внимающую, позитивную и устойчивую.

4. После этого можно войти в состояние самадхи, Духовного созерцания, когда Душа изучает свой собственный мир, видит вещи такими, как они есть, контактирует с Реальностью и «узнаёт» Бога.

Если перечислить кратко, результатами правильного абстрагирования, или удаления, будут:

а) Синтез чувств шестым чувством — умом.

б) Выравнивание тройственного низшего человека (в его составе физического, эмоционального и ментального тел) таким образом, чтобы три тела функционировали как скоординированная единица.

в) Освобождение человека от ограничений тел.

г) Последующая способность Души, или Эго, впечатлять и просветлять мозг через посредство ума.

Вслед за этим наступает стадия созерцания, на которой Духовный человек передаёт мозгу через ум всё, что видит, воспринимает, с чем контактирует и что узнаёт. В результате знание становится частью содержимого мозга, доступной для использования на физическом плане. Благодаря созерцанию, определённому как промежуток между двумя активностями, человек находит себя в состоянии вступить в то безмолвие, которое позволяет ему считывать божественный ум, извлекать мысль Бога из божественного сознания и знать. Это момент вдохновенного прислушивания, когда активизируется Душа на своём собственном плане. Это состояние интенсивной внутренней активности, позиция однонаправленной концентрации. Результаты, достигнутые в этом процессе, приведут только на грань сферы Души, нового поля познания. Медитирующий всё ещё прикован к трём уровням Космического Физического Плана (физическому, астральному и ментальному), но впервые человек (на физическом плане и в своём физическом мире) начинает осознавать то, что лежит за пределами трёх ограничивающих его миров — Душу, её область видения и её знания — как реальность. Цель работы многих читателей будет заключаться именно в этом — достижении состояния полного покоя и тишины, т. е. состояния позитивной восприимчивости к высшему вдохновению.

Здесь мы очень близко подошли к пониманию самадхи — или мантейя — особому состоянию сознания, достигаемому путём медитации, во время которого субъект постигает высшую степень духовного знания, соответствующего его пределам духовных накоплений. Таким образом, ступеней самадхи столько, сколько ступеней сознания и циклов духовного совершенствования. Если бы достижение самадхи давало нам всезнание, то понятие Беспредельности попросту не существовало бы. Кроме того, сознание, погружённое в самадхи, получая прозрение, обусловленное пределами индивидуальных накоплений и доступными сферами, на физический план может перенести лишь часть этих переживаний, т. к. физический организм не может длительно отвечать на высшие вибрации и запечатлевать их в мозгу без разрушения неприспособленной материи... Достижение полного самадхи на нашей планете доступно лишь Архату, живущему совершенно в особых условиях. Впрочем, сейчас всех учеников — а мы все с вами ученики, стремящихся лишь к достижению самадхи, Великие Учителя называют дезертирами.

Потому что главная задача созерцания — это всего лишь подготовка к работе по сознательной постройке мыслеформ на основе божественных идей, исходящих в виде интуитивных прозрений из Универсального Ума. Это также осуществляется через медитацию, представляющую собой способность ума пребывать в свете, и в этом свете осознавать план и учиться «проводить» нужные идеи. Запомните, любая мыслеформа рассматривается нами как субъективная фактическая сущность, облечённая в тонкую материю и способная к проявлению. Причина, притяжение, или желание, приращение и следствие — эти четыре слова управляют конструированием любой мыслеформы. Последняя, как завершённая сущность, представляет собой следствие, выстроенное путём приращения благодаря могуществу организованной причины.

Правильно понятый и правильно выполняемый медитативный процесс влечёт за собой удаление сознания Духовного человека от всех форм в трёх мирах и его абстрагирование от всех чувственных восприятий и направленностей. При наступлении момента чистой медитации он освобождается от того аспекта Кармы, который производит следствие. Временно он абстрагирован настолько, что его совершенно сосредоточенное мышление не имеет отношения к чему-либо в трёх мирах. Не создаёт вибрации, направленной вовне, не связан ни с какой формой, не воздействует на субстанцию. Когда такая сосредоточенная медитация становится привычной, повседневной нормой его жизни, человек освобождается от закона Кармы. Он становится осведомлён о всё ещё остающихся следствиях, которые придётся отработать, и учится избегать новых, стараясь не предпринимать никаких действий, которые «создадут органы» в трёх мирах. Он обитает на плане ума, упорствует в медитации, творит актом воли (а не беспомощного желания), являясь свободной Душой, Учителем и освобождённым человеком.

Возможно, вы добьётесь некоторого понимания последовательности развития, если осознаете, что медитативный процесс в целом (в трёх своих основных подразделениях) может быть представлен следующим образом:

1. Стремящийся Путь Испытания Концентрация Майя

2. Ученик Путь Ученичества Медитация Наваждение

3. Посвящённый Путь Посвящения Созерцание Иллюзия.

Майя, наваждение и иллюзия — это те негативные аспекты, от которых освобождаются в процессе медитации.

Благодаря медитации оформляются правильные процессы мышления, несущественные или неверные формулировки истины в конце концов отбрасываются или корректируются, а устойчивое фокусирование внимания на ключевой мысли приводит к окончательному прояснению и непрерывному просачиванию верных идей и правильных выводов. Одна из целей ежедневной медитации заключается в том, чтобы позволить мозгу и уму вибрировать в унисон с Душой, когда она пытается «в глубокой медитации» общаться со своим отражением.

Именно в медитации нарабатывается умение точно принимать и правильно выстраивать,— отсюда упор, который во всех истинных школах эзотерического обучения делается на фокусированном уме, способности визуализации, навыке постройки мыслеформ и точном распознавании эгоического намерения. Отсюда потребность ученика, приступающего к практической работе оккультиста, рассматривать себя в качестве предмета практического эксперимента. Он начинает улавливать видение духовного человека, каков он по своей сути. Он осознаёт достоинства и реакции, которые были бы характерны для этого духовного человека в его жизни физического плана. Он выстраивает мыслеформу себя, как идеального человека, истинного служителя, совершенного мастера. Он постепенно координирует свои силы так, что появляется возможность провести всё это во внешнюю реальность, и все это видят. Он создаёт в уме образ, который максимально приближает к прототипу и по которому нужно вылепить низшего человека, добившись его соответствия идеалу. По мере того, как он совершенствует свою технику, он обнаруживает присутствие трансмутирующего, трансформирующего могущества, которое работает над энергиями, образующими его низшую природу, до тех пор, пока все они не будут подчинены, и он на практике станет тем, кто он есть — эзотерическим по своей сути.

Итак, целью данной методики медитации есть познание Души и её могущества.

Эти рекомендации актуальны и полезны только для духовно ориентированного человека Медитация опасна и не полезна для той личности, которая приступает к ней, не выработав основу: хороший характер и чистую жизнь. В этом случае медитация становится лишь средством привнесения энергий, идущих на стимуляцию нежелательных аспектов его жизни, аналогично удобрению сада, полного сорняков, которое вызывает их гигант­ский рост и, тем самым, душит крошечные, слабые цветы. Медитация опасна, если наличествует неверный мотив, такой, как стремление к личному росту, т. к. при этом она приведёт лишь к усилению теней в долине иллюзий и вырастит огромную змею гордыни, таящуюся в ущелье эгоистического желания. Горе тому эгоисту, который стремится развить оккультные силы только для того, чтобы добиться земных благ или для мести, или для удовлетворения своего честолюбия. В этом случае очень скоро последует отделение высших принципов от низших, т. е. отрыв Буддхи-Манаса от личности неисправимого эгоиста. Мы уже упоминали, как много бездушных людей живут рядом с нами, и это своевременное предупреждение для дилетантов в магии. Медитация опасна, когда отсутствует желание служить. Служение — это синоним употребления душевных сил для блага группы. Если этого импульса нет, энергия может втекать в тела, но — будучи неиспользована и не находя выхода — приведёт к перевозбуждению центров и создаст катастрофические состояния у неофита. Новый подход утверждён Иерархией: изучать названия, месторасположение и взаимосвязь центров, но не медитировать над ними, поскольку воздействие энергий в Новом веке столь стремительно, что медитация над центрами станет губительным катализатором процесса.

На ранних стадиях развития рекомендуется планомерная ежедневная медитация. Однако со временем, по мере духовного роста человека, его ежедневная медитация волей-неволей уступает место устойчивой духовной ориентации, т. е. ум отвлекается от низших реакций и стремлений, осознавание своей истинной божественности становится постоянным и привычным. Как следствие необходимость медитации в том виде, в котором она сейчас понимается и требуется, становится более не нужной. Все больше распространяется новый тип медитации с упором на визуализацию и использование творческого воображения, с ключевой нотой группового слияния и служения. Отделённость человека от используемых им форм становится настолько полной, что он всегда живёт в «месте Наблюдателя», чтобы из этой точки, в этом состоянии управлять деятельностью ума и эмоциями, а также энергиями, делающими физическое выражение возможным и полезным.

Интересно отметить, что описанная выше внешняя организация медитативного процесса больше соответствует восточному типу ума. Представитель Запада в состоянии достичь некоторых целей посредством такой организации медитативного процесса, примером которой может служить интенсивная деловая концентрация. Тотальная направленность ума европейского или американского бизнесмена, в основе которой лежит очищенный мотив, ознаменует день благоприятной возможности для представителей Запада.

Надеюсь, не слишком забегу вперёд, если сообщу о пользе устойчивого влияния правильной мысли на общественное человеческое сознание, оказываемое подготовленной группой мыслителей — так называемый метод групповой медитации, который в будущем будет преимущественно использоваться человечеством для решения стоящих перед ним задач. Вероятно, сначала это будут только небольшие группы телепатических сенситивов, в своё время составивших работающий посреднический орган, передающий новое знание и направляющий хаотический поток человеческих мыслей.

Ярким примером практической пользы групповой медитации и сознательного построения мыслеформ согласно божественной идеи гармонии может служить эффект Махариши, который выражается во «влиянии групп людей, практикующих трансцендентальную медитацию (ТМ) или её продвинутый вариант — ТМ-сиддхи, на некоторые показатели качества жизни населения, попадающего под воздействие медитирующих. В ряде содержательных публикаций последних лет московский исследователь Ю. П. Карпенко раскрывает смысл как понятия «эффект Махариши», так и движения, в рамках которого он проявляется. Основателем начавшегося в конце 1950-х годов движения ТМ был Махариши Махеш Йоги, с именем которого связано распространение техники ТМ в мире. В основе «науки Махариши» лежат ведические принципы и учение о семи уровнях, или состояниях сознания... Высшие состояния сознания достигаются в результате практики ТМ и ТМ-сиддхи. Как выяснилось, положительное влияние занятий этими формами медитативной техники сказывается не только на качестве жизни тех, кто её практикует, но и окружающего населения! В последнем случае эффект Махариши проявляется только тогда, когда количество коллективно практикующего населения превышает некоторую пороговую величину. Для занимающихся обычной ТМ оно составляет 1% населения. Для практикующих ТМ-сиддхи значительно меньше — корень квадратный из 1% населения. В чисто прикладном плане цифры оказались вполне приемлемыми. Так, для проявления эффекта Махариши на уровне города с населением в 100 тысяч человек количество медитирующих должно быть не менее 1 тысячи человек. Если же они практикуют ТМ-сиддхи, то число коллективно медитирующих резко снижается: их должно быть несколько больше 30. Для проявления же эффекта Махариши на уровне населения всей планеты необходимо, чтобы технику ТМ-сиддхи коллективно практиковала группа численностью всего в 7 тысяч человек! Этот вывод, как отмечает Ю. П. Карпенко, получен в ходе долговременной обширной научно-исследовательской работы, проведенной в рамках программы Международного института Махариши (США) в 1974–1990 годах. Исследования велись в более чем 20 странах. К ним было привлечено свыше 100 исследовательских центров и университетов мира. В работе участвовали известные психологи, нейрофизиологи, физики, экономисты, представители других специальностей. Итоги исследования отражены, в частности, в собрании научных трудов объёмом свыше 40 тысяч страниц, содержащих 430 статей. Один из главных итогов выполнения этой уникальной программы состоит в обнаружении новых состояний сознания (новых для науки — прим. автора), которые достигаются практикой ТМ или ТМ-сиддхи и оказывают положительное влияние на качество жизни не медитирующего населения — на уровне городов, регионов, стран и даже Земли в целом. Вот некоторые из полученных результатов.

В 1972–1973 годах изучалось влияние ТМ на уровень преступности в 11 городах США с населением от 25 до 100 тысяч человек. Именно в эти годы доля практикующих ТМ в этих городах достигла 1% населения. Результат — снижение уровня преступности на 8,3 %. В 11 контрольных городах, сравнимых с экспериментальными по социально-демографическим показателям, наблюдался, напротив, рост преступности на 8,2% — как, впрочем, и по стране в целом. В период с ноября 1980 по апрель 1981 года в Дели (население с пригородами около 6 миллионов человек, корень квадратный из 1 % жителей — 245 человек) медитировали около 250 сиддхов. В течение этого времени уровень преступности снизился на 11 % в сравнении с контрольными, а когда сиддхи разъехались, снова повысился.
В период с августа 1980 по ноябрь 1983 года, когда количество медитирующих сиддхов превышало критический для Вашингтона уровень, число убийств в городе уменьшилось на 22 %. Аналогичные исследования велись и на уровне отдельных стран: Голландии, США, Канады, Австралии, Англии, на Филиппинах. Как оказалось, внедрение достаточно больших групп медитирующих сиддхов, превышающих корень квадратный из 1% населения страны, приводило к снижению уровня преступности, уменьшению количества самоубийств, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и даже индекса бедности.

На уровне всей планеты проведены эксперименты двух типов. Во-первых, «Ассамблеи Мира» — сборы 7 тысяч медитирующих сиддхов для оказания воздействия на всё население Земли. Такие сборы проводились четырежды: дважды в США и по одному разу — в Нидерландах и Голландии. Во-вторых, в рамках так называемых специальных целевых программ проводились сборы достаточно большого количества сиддхов на короткое время с целью оказать воздействие на международные военные конфликты. Среди этих программ наибольший резонанс вызвал «Международный мирный проект на Ближнем Востоке», реализованный во время военного конфликта в Ливане: количество убитых в сравнении с контрольным периодом уменьшилось на 76%, а общая напряженность конфликта снизилась на 45%.

Как отмечает Ю. П. Карпенко, «эффект Махариши получен на всех уровнях организации общества и практически по всем показателям качества жизни» (24, 201–204).

Международный университет всеобщего мира Махариши в Голландии в 1991 году пригласил для исследований профессора НИИ мозга Николая Николаевича Любимова. С помощью новейшей аппаратуры Biologic System русский учёный исследовал мозг медитирующих до медитации, во время и после неё. Высокоточная аппаратура уловила эффект медитации — возрастающую упорядоченность энцефалограммы, увеличение крово­снабжения мозга, глубину мышечного расслабления, снижение количества стрессовых гормонов. Физиологи отметили улучшение функционирования полушарий головного мозга, улучшение мышления и памяти, усиление иммунной системы. (По материалам «МК» от 25.02.2000 г.)

И всё же, пока не наступит время более широкого признания значения концентрации и медитации и пока природа ума с его модификациями не будет повсеместно осмыслена, любое дальнейшее учение об этом предмете окажется тщетным и преждевременным.